«Я-»
и «ТЫ-СООБЩЕНИЯ»
Начнем с примеров.
Рассмотрим некоторые высказывания родителей:
1. Я не люблю,
когда дети ходят растрепанными, и МНЕ стыдно от взглядов соседей.
2. МНЕ трудно
собираться на работу, когда под ногами кто-то ползает, и Я все время спотыкаюсь.
3. МЕНЯ очень
утомляет громкая музыка.
Заметьте, все эти
предложения содержат личные местоимения Я, МНЕ, МЕНЯ. Поэтому высказывания
такого рода психологи назвали «Я-СООБЩЕНИЯМИ».
Кто-нибудь из
родителей мог бы сказать иначе:
1. Ну что у ТЕБЯ за
вид?
2. Перестань тут
ползать, ТЫ мне мешаешь.
3. ТЫ не мог бы
потише?
В таких
высказываниях используются слова ТЫ, ТЕБЯ, ТЕБЕ. Их можно назвать
ТЫ-СООБЩЕНИЯМИ».
На первый взгляд
разница между «Я-» и «Ты-сообщениями» невелика. Более того, вторые привычнее и
«удобнее». Однако в ответ на них ребенок обижается, защищается, дерзит. Поэтому
их желательно избегать. Ведь каждое «Ты-сообщение», по сути, содержит выпад,
обвинение или критику в адрес ребенка. Вот типичный диалог:
– Когда ты наконец
начнешь убирать свою комнату?! (Обвинение.)
– Ну хватит, пап. В
конце концов, это моя комната!
– Как ты со мной
разговариваешь?! (Осуждение, угроза.)
– А что я такого
сказал?
Итак, ПРАВИЛО:
Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА. Сообщите
О СЕБЕ, О СВОЕМ переживании, а не о нем, не о его поведении.
«Я-сообщение» имеет
ряд ПРЕИМУЩЕСТВ по сравнению с «Ты-сообщением».
1. ОНО ПОЗВОЛЯЕТ
ВАМ ВЫРАЗИТЬ СВОИ НЕГАТИВНЫЕ ЧУВСТВА В НЕОБИДНОЙ ДЛЯ РЕБЕНКА ФОРМЕ. Некоторые
родители стараются подавлять вспышки гнева или раздражения, чтобы избежать
конфликтов. Однако это не приводит к желаемому результату. Полностью подавить
свои эмоции нельзя, и ребенок всегда знает, сердиты мы или нет. И если сердиты,
то он, в свою очередь, может обидеться, замкнуться или пойти на открытую ссору.
Получается все наоборот: вместо мира – война.
2. «Я-СООБЩЕНИЕ» ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ДЕТЯМ БЛИЖЕ УЗНАТЬ НАС,
РОДИТЕЛЕЙ. Нередко мы закрываемся от детей броней «авторитета», который
стараемся поддерживать во что бы то ни стало. Мы носим маску «воспитателя» и
боимся ее хотя бы на миг приподнять. Порой дети поражаются, узнав, что мама и
папа могут вообще что-то чувствовать. Это производит на них неизгладимое
впечатление. Главное же – делает взрослого ближе, человечнее.
3. КОГДА МЫ ОТКРЫТЫ
И ИСКРЕННИ В ВЫРАЖЕНИИ СВОИХ ЧУВСТВ, ДЕТИ СТАНОВЯТСЯ ИСКРЕННЕЕ В ВЫРАЖЕНИИ
СВОИХ. Дети начинают чувствовать: взрослые им доверяют, и они тоже могут
довериться.
4. ВЫСКАЗЫВАЯ СВОЕ
ЧУВСТВО БЕЗ ПРИКАЗА ИЛИ ВЫГОВОРА, МЫ ОСТАВЛЯЕМ ЗА ДЕТЬМИ ВОЗМОЖНОСТЬ САМИМ
ПРИНЯТЬ РЕШЕНИЕ. И тогда – удивительно – они начинают учитывать наши желания и
переживания.
Приведу случай,
рассказанный мамой четырехлетнего мальчика.
«Пришли мы с сыном
в аптеку. Он захотел витамины, я ему купила.
Потом он увидел
другие, стал и их просить. Я сказала: «Сережа, давай договоримся: когда эти
витамины кончатся, я куплю другие». Но он начал ныть, а потом – толкать меня и
кричать, причем так, чтобы слышали окружающие. Мне было очень неприятно и
стыдно. Я уже не замечала вокруг никого, не знала, как выйти из положения. И
тогда я громко сказала:
– Мне ужасно стыдно
из-за такой сцены.
И вдруг Сережа
оглянулся, посмотрел по сторонам на всех, потом прижался ко мне, обнял за ноги
и говорит:
– Мам, пойдем. Как
хочешь. Вот сколько скажешь съесть витаминок, столько я и съем. Скажешь одну –
съем одну, скажешь две – съем две.
Так мы и пошли
домой. Он все время заглядывал мне в глаза и повторял, сколько он съест
витаминок».
Автор: Ю.Б.
Гиппенрейтер