Надо сказать, что не бывает «этикета вообще»: правила очень сильно зависят от ситуации – где и с кем мы общаемся, в каких состоим отношениях, от возраста и пола собеседников. В этикете очень важен статус, то есть кого считать «более главным» и кому оказывать особое уважение.
А как определить, чей статус выше? Это же не всегда очевидно. Например, полагается проявлять уважение к начальству, а также к дамам и пожилым людям. Но как быть, если руководитель – молодой мужчина, а подчиненная – пожилая женщина? Здесь на помощь приходит понятие
этикетной ситуации. Чаще всего мы бываем в деловой этикетной ситуации (на работе) или в светской (дома, на улице, в театре и т.п.)
Различаются они системой старшинства: в светской ситуации «вышестоящими» считаются женщины и пожилые люди. А в деловой – старшинство определяется должностью, независимо от пола и возраста. Ситуация, когда один из собеседников – сотрудник компании, а второй – клиент этой же компании, также считается деловой, причем сотрудник – «младший», а клиент – «старший по статусу».
«Правильное» знакомство с точки зрения этикета
В руководствах по этикету обычно пишут так: если вас знакомит посредник, он должен первым назвать имя «младшего», а потом уже «старшего». Это верно в случае, когда посредник просто называет имена, например: «Познакомьтесь, пожалуйста: Иван Иванович
(«младший») – Петр Петрович
(«старший»)»
.
Но если посредник использует полную формулу представления, он скажет: «Петр Петрович, разрешите представить вам Ивана Ивановича. Иван Иванович – Петр Петрович» (вторую часть представления часто забывают произнести, что неправильно).
Этикет знакомства гласит: решение о рукопожатии принимает «старший», первым начинает беседу тоже он. Если ни рукопожатия, ни беседы не последовало – «младшему» придется ограничиться легким поклоном и фразой «Очень приятно познакомиться». Конечно, если статусы примерно равны, руки друг другу протягивают одновременно, и разговор начинает любой из них.
А если посредника нет, как правильно представиться?
Если вы представляетесь сами, то в деловой ситуации можно сказать примерно так: «Здравствуйте, разрешите представиться, я такой-то (имя, фамилия, должность или род занятий, название компании)». В светской ситуации, конечно, называть должность не надо, но в этом случае для знакомства должны быть какие-то основания. Например, на многолюдной вечеринке, если хозяин об этом не позаботился, гости могут сами знакомиться друг с другом.
«Давай пожмем друг другу руки…»
Знакомство обычно сопровождается рукопожатием. Этот, казалось бы, простой и привычный жест таит в себе немало «подводных камней». Внимательный человек по рукопожатию может многое узнать о своем партнере – о его характере, настроении, отношении к собеседнику.
При правильном рукопожатии рука чуть согнута в локте, ладонь держат в вертикальной плоскости. Руку пожимают умеренно крепко (не до хруста костей, но и не подавая расслабленную, безвольную ладонь, чем часто грешат женщины). Рукопожатие длится несколько секунд (два-три «покачивания» ладоней) – нельзя ни отдергивать руку сразу, ни затягивать «телесный контакт». При всем этом надо не забывать улыбаться и смотреть прямо в глаза собеседнику!
Первым протягивает руку «старший» по статусу. Если деловые статусы примерно равны, то старший по возрасту или дама, хотя и здесь многое зависит от ситуации. Мужчина тоже может подать руку «равной» или «младшей» даме. А при взаимном приветствии двух «равных» нужно учитывать много факторов: на чьей территории встреча (гость обычно «выше» по статусу), кто в ком больше заинтересован, чья организация крупнее и значительнее (если разница действительно велика).
Зачем нужен «small talk»?
После официального представления обычно завязывается беседа. Понятно, что, если встреча деловая, тема для разговора сразу определена. А если встреча светская? О чем допустимо говорить, чтобы гарантированно не наступить на больную мозоль?
«Small talk» («маленькая беседа») – это короткий,3-10-минутный разговор для установления контакта, выражения внимания к собеседнику, возможность заполнить паузу. Кстати, деловые переговоры обычно тоже начинают с такой «маленькой светской беседы», чтобы собеседники могли настроиться на «общую волну» и атмосфера стала более дружеской: тогда переговоры протекают более гладко и успешно.
Темы для беседы выбирают нейтральные и безобидные, которые не вызовут горячих споров и принципиальных разногласий. Например, погода, путешествия, хобби, обстановка в офисе. Хорошее начало разговора – удивление или восхищение чем-то, чем человек владеет или умеет (в этом случае «small talk» удачно сочетается с комплиментом). Ну и, конечно, стоит интересоваться последними событиями науки, культуры, спорта, общественной жизни. Вообще стоит иметь в запасе несколько «заготовок» для разговора.
Иван Арцишевский