Интегрированный урок русского языка и литературы по роману
Чингиза Айтматова «Плаха»
Тема урока
: Лексика религиозного содержания в
романе Чингиза Айтматова
«Плаха».
Цели урока:
1. Помочь учащимся выявить основные
проблемы романа;
2. С помощью языкового анализа
помочь понять и
постичь авторский замысел писателя, его мысли и чувства;
3.
Научить верить в Добро, постигать сущность христианства и
богоискательства.
Ход
урока:
Душа наша застряла между жаждой
высокой духовности и соблазнами
низкой материальности.
Клямкин И.
1.
Организационный момент.
2.
Сообщение учителем темы урока и
целеполагание.
3.
Вступительное слово учителя и подготовленного учащегося о романе и его основных проблемах.
1)
Создание речевой ситуации:
- какую форму речи можно выбрать для
сообщения?
- какими типами речи будете
пользоваться?
- в каком стиле речи прозвучит ваш
ответ?
2) Роман Чингиза
Айтматова "Плаха" - очень популярное произведение, потому что в нем
затронуты актуальные проблемы настоящего времени. Эта книга является
результатом наблюдений, размышлений и тревог автора по поводу неспокойной,
угрожающей будущему действительности, поэтому она значительно отличается от
всех написанных ранее произведений: "Ранние журавли", "Белый
пароход", "Материнское поле", "Первый учитель",
"Тополек мой в красной косынке". В "Плахе" Ч. Айтматов, как
художник слова, выполняет миссию духовного наставника нынешнего поколения,
который указывает современникам на трагические противоречия сегодняшнего дня.
Писатель затрагивает вопросы экологии, нравственности, христианства и богоискательства,
проблему угрозы наркомании для человека и человечества в целом.
Роман насыщен образами, которые на
первый взгляд не связаны друг с другом: волки, изгнанный семинарист Авдий,
чабан Бостон, "гонцы" за анашой. Но на самом деле их судьбы тесно переплетаются,
образуя общий узел
назревших в современном обществе
проблем, разрешить которые автор призывает нас, живущих сейчас. Мы остановимся
на проблеме христианства и богоискательства и связанной с ними лексики.
4.
Лексико-орфографическая работа ( в форме
презентации, выполненной ученицей ).
Духовность
–
1.
Объединяющие начала общества,
выражающиеся в виде моральных ценностей и традиций. 2.
Бережное отношение к самому себе, окружающим людям,
окружающему миру, передающееся из поколения в поколение.
Христианство
– религия, в основе которой лежит культ мифического Иисуса Христа.
Богоискательство
– поиск новых путей к Богу.
Плаха
– 1.
Помост, на котором совершалась казнь. 2. Перен., класть голову на плаху –
обрекать себя на неминуемую беду.
Покаяние –
добровольное признание в совершённом проступке, в ошибке.
Праведник
– 1. У
верующих: человек, который живёт праведной жизнью. 2. Человек, ни в чём не
погрешающий против правил нравственности.
5.
Работа с
эпиграфом:
1). Какой
принцип лежит в основе данного предложения?
(
Противопоставление, антонимия )
2) Выполните полный синтаксический разбор
предложения.
3) Как эпиграф связан с общим замыслом романа и его
проблематикой?
6.
Беседа с учащимися:
1)
В романе
автор выражает тревогу за всё человечество в мире. Как этой мысли подчинена
композиция романа?
( Композиция носит обрамляющий характер.
Книга начинается изображением конца света для природы,, а в финале рушится мир
чабана Бостона и Авдия. Такой приём помогает автору раскрыть сущность
нравственной связи между земным бытием человека и его
духовностью. )
2)
Какова
жизненная позиция и судьба Авдия Каллистратова?
( Жизненная позиция находит выражение в
его философии. А суть её – в бескорыстном служении людям. Разрывая отношения с
официальной религией, Авдий не отступает от убеждения, что вера должна быть в
душе у каждого человека. Именно в этом заключается
богоискательство героя:
«Моя
церковь всегда будет со мной…»)
3
) Краткий рассказ ученика «История жизни Авдия»
7. Лингво – стилистический анализ эпизода
«Гибель Авдия»
(Напомнить
учащимся некоторые пункты плана анализа зпизода, если это необходимо).
1.
Определить
границы эпизода, дать ему название. («Гибель Авдия»)
2.
Охарактеризовать
событие, лежащее в основе эпизода. (Причина, заставившая преступников прийти к
такому решению)
3.
Назвать
основных участников эпизода и коротко пояснить:
·
кто
они?
·
каково
их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные,
внесценические)?
4.
Раскрыть
особенности начала эпизода (соответственно, и финала).
5.
Сформулировать
вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:
·
автора;
·
персонажей,
особенно если это эпизод-диалог.
6.
Выявить
и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащее в основе
эпизода.
А ) Каким образом Авдий попадает в степи и с
какой целью?
( Авдий
возвращается в Казахстан, ради временного заработка нанимается в группу ловцов
антилоп в степи Моюнкумы и поняв, что речь идет об истреблении, об уничтожении
крупного природного заповедника, выступает против главаря банды
Обера-Кандалова, выходца из преступного мира. )
Б) В чем главная ошибка Авдия, приведшая его
к трагедии?
( Он полагал, что в людях так много зла из-за того, что они
забыли о секрете человеческой души –
раскаянии
и покаянии: «Но как же может человек быть человеком
без раскаяния, без того потрясения и прозрения, которые достигаются
через осознание вины - в действиях ли, в помыслах ли, через порывы
самобичевания или самоосуждения? )
В) Аргументируйте, что Авдий идёт на плаху
во имя возрождения в человеке совести, во имя возрождения истины.
( Путь к истине, по мнению героя, лежит
через покаяние. Путь к истине –
повседневный путь к совершенству ).
Г) Можно ли назвать "правым делом"
то, ради чего Авдий идет на гибель?
( Авдий даже смертью своей пытается
пробудить в людях
совесть. Он
убежден, что с
возрождением Совести
исчезнут Потребительство, Жестокость, Жадность )
Д)
Почему же в молитве, которую читает замученный Авдий и которую знал еще с
отрочества, есть такие слова: «…не позволяй нам оправданий искать себе сомкнутости
добра и зла на свете»?
( С огромной силой Ч. Айтматов изображает апокалиптическую картину
побоища. «Врезаясь машинами в гущу загнанных, уже бессильных сайгаков, стрелки
валили животных направо и налево, еще больше нагнетая панику. Страх достиг
таких апокалиптических размеров, что волчице Акбаре, которой от выстрелов
казалось, что весь мир оглох и онемел, что всюду царит хаос и само солнце,
которое беззвучно пылает над головой, так же гонят с ними в этой облаве».
Мимолетный участник этого побоища Авдий не может победить реальное зло и снова,
не снимая креста, который наложил на себя добровольно, несет его до
приготовленной ему голгофы.
)
Е) В чем самобытность образа Авдия?
( Авдий - человек
Христианской религии (лег
на
плаху, повторил подвиг Иисуса). Айтматов первым с симпатией написал о
верующем молодом человеке.)
8.
Сравнить двух героев – Авдия и Бостона. Найти сходство и отличие.
( В основе характеров обоих героев
лежит
духовность, созидающая добро,
умножающая красоту на Земле. Но духовность Авдия лишена жизненной основы и
поэтому беспомощна. А позиция Бостона неотделима от жизненной практики. Не
найдя правды в жизни, герой вынужден взять на себя право суда над Базарбаем.)
9.
Обобщение.
А) Какая роль отводится в романе легенде Об Иисусе
Христе?
( Этой легендой автор подчёркивает,
что человек должен жить
праведно, самоотверженно-честно, даже
если этот путь ведёт его на
плаху.
Такой человек считается
в христианстве
праведником.
Бывший семинарист становится в романе последователем Христа в
его вере и убеждениях. Оба верят, что все люди добры изначально, оба жертвуют
жизнью ради того, чтобы спасти человечество от греха.
)
Б) Как использование религиозной лексики
помогло вам, читателям этого сложного философского романа, понять и постичь
авторский замысел?
( На этот вопрос можно ответить словами самого
Чингиза Айтматова: «Я пытался совершить
путь через
религию к Человеку».
10.
Рефлексия.
Попробуйте
составить синквейн по образу Авдия.
Авдий
борется
ищет
совестливый честный праведный
Авдий – борец со злом и бездуховностью.
Плаха
11.
Заключительное слово учителя.
Наш урок мне хотелось бы закончить строками из
стихотворения В.Ф.Бокова:
Я человек, но так ли я велик,
Но так ли безупречен, совершенен?
Так много набирается улик,
Что сам себе я делаюсь мишенью.
Корю себя, сужу своим судом,
Пускаю в ход безжалостные розги,
Водружаю тело над крестом,
Вбивая в кисти рук Христовы гвозди.