Интегрированный урок - Надежда Егоровна Таперо
 
 

Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?


ГЛАВНАЯ

ШКОЛЫ

ДЕТСАДЫ

КУЛЬТУРА, СПОРТ ...

КАРТА

БИБЛИОТЕКА

СООБЩЕСТВА

КОНКУРСЫ











Надежда Егоровна Таперо


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Надежда Егоровна Таперо / Блог / Интегрированный урок


ЗАПИСЬ #4

КОММЕНТАРИИ (1)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


19 апреля 2015, 16:02, автор - хозяйка блога
Надежда Егоровна Таперо

Интегрированный урок

Интегрированный урок русского языка и литературы по роману Чингиза Айтматова «Плаха»

 

Тема урока : Лексика религиозного содержания в романе Чингиза Айтматова  «Плаха».

Цели урока: 1. Помочь учащимся выявить основные проблемы романа;

   2. С помощью языкового анализа помочь понять и

  постичь авторский замысел писателя, его мысли и чувства;

   3. Научить верить в Добро, постигать сущность христианства и    богоискательства.  

 

                                        Ход урока:

 

                                                                 Душа наша застряла между жаждой

                                                              высокой духовности и соблазнами 

                                                              низкой материальности. 

                                                                           Клямкин И.

 

1.      Организационный момент.

 

2.      Сообщение учителем темы урока и целеполагание.

 

3.      Вступительное слово учителя  и подготовленного учащегося  о романе и его основных проблемах.

1)     Создание речевой ситуации:

- какую форму речи можно выбрать для сообщения?

- какими типами речи будете пользоваться?

- в каком стиле речи прозвучит ваш ответ?                                                          

              2) Роман Чингиза Айтматова "Плаха" - очень популярное произведение, потому что в нем затронуты актуальные проблемы настоящего времени. Эта книга является результатом наблюдений, размышлений и тревог автора по поводу неспокойной, угрожающей будущему действительности, поэтому она значительно отличается от всех написанных ранее произведений: "Ранние журавли", "Белый пароход", "Материнское поле", "Первый учитель", "Тополек мой в красной косынке". В "Плахе" Ч. Айтматов, как художник слова, выполняет миссию духовного наставника нынешнего поколения, который указывает современникам на трагические противоречия сегодняшнего дня. Писатель затрагивает вопросы экологии, нравственности, христианства и богоискательства, проблему угрозы наркомании для человека и человечества в целом.
    Роман насыщен образами, которые на первый взгляд не связаны друг с другом: волки, изгнанный семинарист Авдий, чабан Бостон, "гонцы" за анашой. Но на самом деле их судьбы тесно переплетаются, образуя общий узел
назревших в современном обществе проблем, разрешить которые автор призывает нас, живущих сейчас. Мы остановимся на проблеме христианства и богоискательства и связанной с ними лексики.

 

4.      Лексико-орфографическая работа ( в форме презентации, выполненной ученицей ).

 

       Духовность 1. Объединяющие начала общества, выражающиеся в виде моральных ценностей и традиций. 2. Бережное отношение к самому себе, окружающим людям, окружающему миру, передающееся из поколения в поколение.

       Христианство – религия, в основе которой лежит культ мифического Иисуса Христа.

       Богоискательство – поиск новых путей к Богу.

       Плаха – 1. Помост, на котором совершалась казнь. 2. Перен., класть голову на плаху – обрекать себя на неминуемую беду.

       Покаяние – добровольное признание в совершённом проступке, в ошибке.

      Праведник – 1. У верующих: человек, который живёт праведной жизнью. 2. Человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности.

 

5.      Работа с эпиграфом:

1).  Какой принцип лежит в основе данного предложения?

   ( Противопоставление, антонимия )

2) Выполните полный синтаксический разбор предложения.

3) Как эпиграф связан с общим замыслом романа и его проблематикой?

 

    6. Беседа с учащимися:

 

1)     В романе автор выражает тревогу за всё человечество в мире. Как этой мысли подчинена композиция романа?

 

     ( Композиция носит обрамляющий характер. Книга начинается изображением конца света для природы,, а в финале рушится мир чабана Бостона и Авдия. Такой приём помогает автору раскрыть сущность нравственной связи между земным бытием человека и его духовностью. )

2)     Какова жизненная позиция и судьба Авдия Каллистратова?

 

      ( Жизненная позиция находит выражение в его философии. А суть её – в бескорыстном служении людям. Разрывая отношения с официальной религией, Авдий не отступает от убеждения, что вера должна быть в душе у каждого человека. Именно в этом заключается богоискательство героя: «Моя церковь всегда будет со мной…»)

    3 ) Краткий рассказ ученика «История жизни Авдия»

7. Лингво – стилистический анализ эпизода «Гибель Авдия»

(Напомнить учащимся некоторые пункты плана анализа зпизода, если это необходимо).

1.      Определить границы эпизода, дать ему название. («Гибель Авдия»)

2.      Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода. (Причина, заставившая преступников прийти к такому решению)

3.      Назвать основных участников эпизода и коротко пояснить:

·          кто они?

·          каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?

4.      Раскрыть особенности начала эпизода (соответственно, и финала).

5.      Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:

·          автора;

·          персонажей, особенно если это эпизод-диалог.

6.      Выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащее в основе эпизода.

 А ) Каким образом Авдий попадает в степи и с какой целью?

 

( Авдий возвращается в Казахстан, ради временного заработка нанимается в группу ловцов антилоп в степи Моюнкумы и поняв, что речь идет об истреблении, об уничтожении крупного природного заповедника, выступает против главаря банды Обера-Кандалова, выходца из преступного мира. )

 

   Б) В чем главная ошибка Авдия, приведшая его к трагедии?

( Он полагал, что в людях так много зла из-за того, что они забыли о секрете человеческой души – раскаянии и покаянии: «Но как же может человек быть человеком без раскаяния, без того потрясения и прозрения, которые достигаются через осознание вины - в действиях ли, в помыслах ли, через порывы самобичевания или самоосуждения? )  

 

    В) Аргументируйте, что Авдий идёт на плаху во имя возрождения в человеке совести, во имя возрождения истины.

 

      ( Путь к истине, по мнению героя, лежит через покаяние. Путь к истине – повседневный путь к совершенству ).

 Г) Можно ли назвать "правым делом" то, ради чего Авдий идет на гибель?

      ( Авдий даже смертью своей пытается пробудить в людях совесть. Он убежден, что с возрождением Совести исчезнут Потребительство, Жестокость, Жадность )

      Д) Почему же в молитве, которую читает замученный Авдий и которую знал еще с отрочества, есть такие слова: «…не позволяй нам оправданий искать себе сомкнутости добра и зла на свете»?

       ( С огромной силой Ч. Айтматов изображает апокалиптическую картину побоища. «Врезаясь машинами в гущу загнанных, уже бессильных сайгаков, стрелки валили животных направо и налево, еще больше нагнетая панику. Страх достиг таких апокалиптических размеров, что волчице Акбаре, которой от выстрелов казалось, что весь мир оглох и онемел, что всюду царит хаос и само солнце, которое беззвучно пылает над головой, так же гонят с ними в этой облаве». Мимолетный участник этого побоища Авдий не может победить реальное зло и снова, не снимая креста, который наложил на себя добровольно, несет его до приготовленной ему голгофы.  )

     Е) В чем самобытность образа Авдия?

     ( Авдий - человек Христианской религии (лег на плаху, повторил подвиг Иисуса). Айтматов первым с симпатией написал о верующем молодом человеке.)

8.  Сравнить двух героев – Авдия и Бостона. Найти сходство и отличие.

        ( В основе характеров обоих героев лежит духовность, созидающая добро, умножающая красоту на Земле. Но духовность Авдия лишена жизненной основы и поэтому беспомощна. А позиция Бостона неотделима от жизненной практики. Не найдя правды в жизни, герой вынужден взять на себя право суда над Базарбаем.)

9.      Обобщение.

А) Какая роль отводится в романе легенде Об Иисусе Христе?

 

          ( Этой легендой автор подчёркивает, что человек  должен жить праведно, самоотверженно-честно, даже если этот путь ведёт его на плаху. Такой человек считается в христианстве праведником. Бывший семинарист становится в романе последователем Христа в его вере и убеждениях. Оба верят, что все люди добры изначально, оба жертвуют жизнью ради того, чтобы спасти человечество от греха. )

 

     Б) Как использование религиозной лексики помогло вам, читателям этого сложного философского романа, понять и постичь авторский замысел?

 

( На этот вопрос можно ответить словами самого Чингиза Айтматова:  «Я пытался совершить путь через религию к Человеку».

10.             Рефлексия.

 

Попробуйте составить синквейн по образу Авдия.

 

                                 Авдий

 

            борется                                 ищет

 

совестливый          честный                  праведный

 

             Авдий – борец со злом и бездуховностью.

 

                               Плаха

 

11.            Заключительное слово учителя.

Наш урок мне хотелось бы закончить строками из стихотворения В.Ф.Бокова:

               Я человек, но так ли я велик,

               Но так ли безупречен, совершенен?

               Так много набирается улик,

               Что сам себе я делаюсь мишенью.

               Корю себя, сужу своим судом,

               Пускаю в ход безжалостные розги,

               Водружаю тело над крестом,

               Вбивая в кисти рук Христовы гвозди.

                    

 





ОБСУЖДЕНИЕ


Людмила Михайловна Жданюк2015-04-19 19:40:13 - Людмила Михайловна Жданюк
Надежда Егоровна, спасибо за урок! Интересная работа. Мне понравился.

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться









  Copyright © 2berega.spb.ru, ПроШколу.ру, 2007-2024. Все права защищены.   Контакты
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу