Игры для развития наблюдательности, памяти и внимания - Евгения Леонидовна Моисеева
 
 

Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?


ГЛАВНАЯ

ШКОЛЫ

ДЕТСАДЫ

КУЛЬТУРА, СПОРТ ...

КАРТА

БИБЛИОТЕКА

СООБЩЕСТВА

КОНКУРСЫ















Евгения Леонидовна Моисеева


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Евгения Леонидовна Моисеева / Блог / Игры для развития наблюдательности, памяти и внимания


ЗАПИСЬ #558

КОММЕНТАРИИ (0)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


24 апреля 2015, 10:51, автор - хозяйка блога
Евгения Леонидовна Моисеева

Игры для развития наблюдательности, памяти и внимания


Умению анализировать и быть наблюдательным ребенка надо научить – так же, как мы учим его счету и навыкам самообслуживания. Причем взывать: «Будь внимательным!», «Осторожнее!», «Соберись, не отвлекайся!», бесполезно. «Просто потому, что произвольное внимание (то есть умение усилием воли отвлекаться от интересного в пользу необходимого) полностью формируется только к 6–7 годам, – говорит детский психолог Оксана Лысикова. – До этого возраста «царствует» внимание непроизвольное – малыш усваивает то, что сильнее всего его впечатлило». Поэтому занятия, обучающие концентрации, должны быть меньше всего похожими на занятия. Азарт, веселье, интрига – лучшее подспорье для воспитания внимания и усидчивости.

СМОТРИМ (ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ)

Охотники за сюрпризами

Игра хорошо развивает интенсивность внимания. Предположим, после обеда малыша ждет вкусный сюрприз или игрушка. Но его надо найти с помощью волшебного ключа! Склейте из спичечных коробков шкаф (письменный стол, сейф). Положите в один из «ящичков» ключик из золотой фольги. Покажите ребенку, где лежит ключик, и спрячьте «сейф». Через несколько минут предложите вспомнить, в каком именно ящичке «ключ от сюрприза».

Где шпион?

Нарисуйте на листе бумаги человечков и их «тени» – силуэты. Попросите малыша найти тень главного героя. Зачем? Например, мальчик может «выводить на чистую воду» шпиона; девочка – расколдовывать принцессу. Чем старше ребенок – тем дальше персонажи должны находиться от своих теней.

Художник ушел на обед

И не успел нарисовать на картине что-то важное. Например: стебелек у цветка, окна у дома, колеса у велосипеда. Задача ребенка – найти «недостачу» и дорисовать картинку. Чем старше и опытнее игрок – тем мельче и незаметнее недостающий элемент.

Ходы и лабиринты

Серия игр с запутанными линиями отлично развивает концентрацию внимания. Варианты: «провожаем» гномика домой через дремучий лес; определяем, кто с кем беседует по телефону; помогаем ежику найти кратчайший путь к грибам и т. п. До 4 лет «путешествуем» карандашом или пальчиком, после – только глазами.

Вспомнить все

Эта забава отлично развивает объем внимания. Начинать играть можно, когда малыш твердо усвоит названия геометрических фигур. На прогулке посчитаем: сколько вокруг кругов (колеса велосипедов, клумбы), прямоугольников (окна, стоянки для машин) и т. п. Те, кому уже стукнуло четыре, на прогулке могут попробовать перечислить, сколько круглых предметов осталось дома, а дома, наоборот, попытаться вспомнить уличную «геометрию».

СЛУШАЕМ (СЛУХОВАЯ ПАМЯТЬ И ВНИМАНИЕ)

В каком ухе у меня звенит?

Это занятие лучше проводить на кухне – обычно после него требуется уборка. Вам понадобится игровой инвентарь – шуршащая бумага, кастрюли, пустые пластмассовые бутылки, стаканчики и т. п. Маленький игрок зажмуривается (тем, кто не боится, можно завязать глаза). Вы издаете самые разные звуки – скрипите, шуршите, звените, переливаете воду… Чем смешнее звуки, тем лучше. Задача ребенка – угадать, как вы «сделали» звук. Потом вы меняетесь местами. Ребенок не только проявит чудеса звуковоспроизведения, но и с удовольствием поиграет с кухонной утварью. Польза для мелкой моторики очевидна. Ваш малыш наверняка с восторгом отнесется к предложению отделить красную фасоль от белой, почистить пальчиками крутое яйцо или картофелину в мундире, рассортировать по мисочкам сырые макароны разных форм. Наш совет: поставьте в детской коробки для каждого вида игрушек – сортировка чего бы то ни было отлично избавляет от рассеянности и заодно учит организовывать пространство вокруг себя.

Распутай слова

Как выглядит светская беседа в песочнице? Дети часто перебивают друг друга и говорят одновременно. Превратим это в игру. Выбираем водящего. Сначала двое детей (а позже и трое) одновременно произносят два слова – важно, чтобы эти слова не были похожи друга на друга по звучанию (как, например, «луг» и «друг»). Задача водящего – назвать оба слова. Тренируется распределение внимания – то есть способность одновременно держать под контролем несколько источников информации.
Салочки «ушки на макушке»
Можно играть на улице всей семьей или детской компанией. Один ребенок водит – он Серый Волк. Остальные участники игры стараются увернуться от него, изображая пасущееся стадо (овечки блеют, телята мычат). Задача Волка – «осалить» одну овцу и одного теленка. Главное – не напутать! Обычно игра заканчивается всеобщим хохотом и кучей малой.

Рыбалка

Эта игра – вариация на тему «съедобное-несъедобное» – учит малыша удерживать внимание на важной информации. Ставим в комнате корзину, вручаем чаду то, что ему понравится в эту корзину закидывать (пластмассовые мячики, мелкие игрушки и т. п.). Вы называете самые разные слова, а малыш должен «поймать» слово «рыбка» – кинуть, услышав его, мячик в корзину. Если вместо «рыбки» пойман «башмак», мячик из корзины убираем. В конце игры подсчитываем улов. Чем опытнее и старше «рыбак», тем быстрее игра и сложнее слова.
Важно: почему так важно развивать слуховую
память?
«В любом развивающем кружке, спортивной секции, не говоря уже о школе, основную часть информации малышу предстоит воспринимать на слух, – объясняет детский психолог Оксана Лысикова. – Именно от этого умения во многом зависит успешность обучения».

ТРОГАЕМ (МОТОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ)

Ухо! Горло! Нос!

По команде «носик!» ребенок должен дотронуться пальчиком до носа, «ушко!» – до уха и т. п. С трех лет усложняем задания: просим коснуться правой руки, левого уха и т. п. Перед началом игры имеет смысл убедиться, что руки чистые, а ногти коротко подстрижены.
Запасы на зиму
Закрываем составленные стулья и диванные подушки покрывалом. Это домик для «зайцев». Замечено, что «зайцы» очень любят запасаться на зиму провизией. Протягиваем в темноту мытые овощи и фрукты и предлагаем ребенку на ощупь и по запаху определить, что за добыча ему досталась: «Шершавый, с пупырышками? Правильно, огурец! Маленький, похож на мячик? Конечно, мандарин!». Вариант: берем кубики и предлагаем малышу вместе построить на ощупь башню.

Топ-хлоп

Взрослый произносит фразы. Некоторые из них соответствуют истине, другие – полная ерунда (например: «трава синяя», «зимой жарко»). Правильные мысли малыш вознаграждает аплодисментами. Услышав неправильные, должен топнуть. Скорость наращиваем постепенно.

ИЗ ЧЕГО СКЛАДЫВАЕТСЯ ВНИМАНИЕ?
Концентрация – способность сосредоточиться на одном занятии, не отвлекаясь на другие. Кроха полутора–двух с половиной лет способен «удерживать» внимание 5–15 минут, трехлетка – 12–20 мин, старший дошкольник 20–25 минут. Объем внимания равен количеству предметов, которые малыш в состоянии воспринимать одновременно. «Предел» для дошкольника – 3–4 предмета, для малыша младше трех лет – 1 предмет. Хорошо расширяют объем внимания настольные игры типа «Хоккей», «Футбол». Переключение – умение сознательно «переместить» внимание с одного дела на другое. Быстро переключаться с того, что интересно ему (например, возить по полу табуретки) на то, что «интересно» вам (одеться и отправиться в садик), ребенок сможет не раньше пяти-шести лет.

КСТАТИ
Кропотливая работа отлично способствует развитию аттенционных умений (то есть умению слышать и «удерживать» инструкцию взрослого, сосредоточенности, основам самоконтроля).

«ПАМЯТЬ СЕРДЦА» СУЩЕСТВУЕТ
«Человек с развитой эмоциональной памятью способен распознавать свои чувства, помнить и не стесняться их, – говорит психолог. – А это залог, что он сумеет понять чувства близкого человека и посочувствовать ему. Во время чтения почаще спрашивайте ребенка, почему, на его взгляд, герой расстроился, обрадовался или разозлился. Предлагайте стать «адвокатом» отрицательного героя, например, Серого Волка. Почему Волк стал злым? А потому что жил один, его никто не любил и т. п.»
vk.com/roditeli_i?w=wall-5608057_907645





ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться









  Copyright © 2berega.spb.ru, ПроШколу.ру, 2007-2024. Все права защищены.   Контакты
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу