Организация работы с родителями по
воспитанию детей на традициях народной культуры.
Как говорил Толстой Алексей Николаевич: «Сказка
- великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам и через
сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа».
Я считаю, что данная тема актуальна и в 21
веке, сказка не теряет своей значимости и в век информационных технологий, а в
настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности
по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не
нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных
качествах:о доброте,милосердии,справедливости.
Сказки -
детские спутники в мир взрослых: они воспитывают, знакомят с народными
«сокровищами», учат мудрости, и поэтому всегда актуальны, а детство - это
период человеческого развития, когда он учится понимать окружающий мир. И в
условиях нового времени очень важно вырастить духовно - нравственного человека,
умеющего думать, анализировать, общаться, взаимодействовать с окружающими.
Поэтому, на мой взгляд, роль русских народных сказок
в воспитании ребёнка и его нравственных
качеств неоценима. Через сказку
легче
объяснить малышу, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Сказочные персонажи
бывают очень разные : добрыми и злыми, хитрыми и завистливыми, ласковыми и
грубыми .С помощью таких персонажей мы можем показать, как можно и нужно
поступать и как вовсе нельзя, в разных жизненных ситуациях.
Работая
над данной темой, я ставила перед собой
цель:
изучить влияние сказок на развитие нравственных качеств детей младшего
дошкольного возраста.
И реализацию
задач:
·
Охарактеризовать
особенности воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
·
В ходе
экспериментальной работы изучить результативность формирования нравственных
качеств у детей дошкольного возраста с использование сказки.
Для решения поставленных целей и задач мною
были проанализированы и подобранны
формы работы с детьми младшей группы по изучению
нравственных сторон русских народных сказок, которые предусматривают поэтапную
организацию воспитательного процесса, участие педагогов, детей и их родителей в
решении проблемы.
В
связи с этим бала
организована и
предметно-пространственная развивающая среда группы:
·
методическая
и художественная литература,
·
иллюстрационный
материал,
·
атрибуты
к играм,
·
картотеки
·
аудио
и видео аппаратура и т.д.
Вся работа
была направлена на достижение
планируемых
результатов:
·
Улучшение показателей сформированности
нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста.
·
Разработка методических рекомендаций
для воспитателей младших групп.
·
Раскрытие творческих способностей детей(интонация в
речи, обогащение эмоционального мира детей , мимика лица, жесты ,координация
движений.)
·
Активное включение родителей в совместную деятельность
с детьми.
В группе целенаправленно и планомерно
проводится работа по ознакомлению детей со сказками посредством разнообразных
форм и видов деятельности в образовательном пространстве. Работа по проблеме
осуществляется также в тесной взаимосвязи с родителями.
Работа с родителями включала в себя:
1.
Выпуск буклета для родителей «Роль
сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста».
2.
Родительское собрание: «Нравственное
воспитание детей посредством сказки».
3. Анкетирование родителей «Сказка в жизни вашего ребенка»
4. Демонстрационный материал для родителей (папка - передвижка
"Как сшить костюм?").
5. Мастер-класс для родителей "Как сделать сказку
интересной?"
6. Консультация для родителей «Воспитание сказкой – просто!»
В основу
работы
с детьми
положены следующие принципы:
·
занимательности;
·
сотрудничества;
·
новизны;
·
принцип
доступности
·
обеспечения
эмоционально – психологического комфорта;
·
культуросообразности;
·
систематичности
и последовательности;
·
интеграции.
В работе обозначены следующие
приоритеты:
1. Организация атмосферы национального быта.
Создание предметно – развивающей среды, в которой
присутствует много предметов, характерных для русского народного быта.
Оборудование мини – музея быта русского народа, экспонаты которого приобщают
детей к национальной культуре, используются в качестве демонстрационного
материала на занятиях и развлечениях, в играх в свободное время под
руководством воспитателя.
2. Широкое использование фольклора
как богатейшего источника
познавательного и духовно – нравственного развития детей. Лучшие черты
характера ребенка закладываются в дошкольном возрасте при соприкосновении с
миром устного народного творчества.
3. Знакомство с православными праздниками
, обычаями и обрядами, связанными с
ними.
Для русского народа духовная жизнь связана с
православием. Россияне должны знать, помнить и уважать основы той культуры, в
которой они живут. Христианская вера столетиями созидала нравственный облик
русского народа, укрепляла российскую государственность и формировала его
национальную культуру.
4. Постоянное использование русских народных игр и
сказок
в
воспитательно-образовательном процессе. Они очень ценны в педагогическом
отношении: разнообразны, требуют много движения, находчивости, смекалки, дают
возможность овладения физическими навыками и умениями. Игры и сказки влияют на развитие
умственных способностей, на становление характера, воли, воспитывают
нравственные качества.
5. Воспитание интереса детей к народному декоративно –
прикладному искусству.
Творческая деятельность воспитывает у детей искренние
чувства любви к окружающему миру, уважение к труду, интерес к родной культуре.
Занятия продуктивной деятельностью приносят особую радость и пользу детям;
развивают память, творческое воображение и художественный вкус.
Содержание данной работы включает совокупность
образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с
учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям –
физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и
художественно-эстетическому развитию. Большая роль в реализации данной работы
отводится совместной деятельности воспитателей с детьми, т.к. воспитание чувств
— процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки расписания занятий. Это
ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате и посредством
которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к Родине,
уважения к историческому прошлому родного народа. В совместной деятельности я
использовала
дидактические, настольные,
сюжетно-ролевые игры с детьми, которые помогают, опираясь на основной вид
детской деятельности – игровую, формировать у детей соответствующие программным
задачам знания и навыки.
В совместную деятельность я
предлагаю включать беседы, рассматривание
тематических альбомов, иллюстраций, организацию выставок, экскурсий, организацию
народных игр.
Наиболее эффективно воздействие на ребенка средствами эстетического воспитания,
поэтому особая роль в программе отводится изобразительной деятельности,
прослушиванию литературных и музыкальных произведений.
Литература и искусство оказывают огромное влияние на
нравственное развитие и эмоциональный мир ребенка.
.
Основные формы работы:
·
организованная
деятельность(занятия),
·
оборудование
развивающей среды,
·
общение с
родителями воспитанников.
Итоги опыта
показывают, что работа по этой теме
благотворно воздействует на развитие сферы чувств, восприятия и нравственных
установок дошкольников. Несомненно, данная тема пробуждает интерес к своему
внутреннему миру, укрепляет веру в собственные возможности. В детях просыпается
дух поиска, познания. Они учатся добру, милосердию, гражданственности.
Результаты помогают воспитателям выявить недостатки в работе и вовремя их
скорректировать.
Ученые утверждают, что детские
впечатления сопровождают человека всю жизнь. Те впечатления, которые получают
наши дети при знакомстве с традициями народной культуры, останутся в их памяти
навсегда.
Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как
правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими,
временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат
борьбы, результат совместных усилий. Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с
ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать
в людях духовность, милосердие, гуманность.
Если дети будут
знать и любить культуру своего народа, землю, на которой они живут, то и Россия
будет жить, развиваться и процветать.