Сначала был фильм Одри Уэллс об американской писательнице, которая приехала в Тоскану излечиться от развода и найти новую жизнь. А недавно в серии «Амфора Travel» вышла одноименная книга Фрэнсис Мэйес. Те, кто ожидал прочитать пересказ фильма, могут проходить мимо, положив книгу обратно на полку в книжном магазине. Книга другая, лишь в каких-то деталях напоминает фильм. И книга мне понравилась больше. В ней не найдёшь классический сюжетный роман, это книга для записей, смесь путевых заметок, каких-то отрывочных эпизодов из жизни тосканских соседей, местных рецептов и прочих «вкусных» вещей о Тоскане.
Хочется купить такую толстую тетрадь и вести записи о многом и ни о чём в Италии. О средневековых улочках, лавках и ресторанчиках; о кованной железной лестнице и старых каменных ступенях, в расщелинах которых цветут маленькие жёлтые цветы; о террасах с оливковыми деревьями и виноградом; о сырах gorgonzola и mozzarella и многочисленных итальянских закусках; о ярко-жёлтых сандалиях на веревочной подошве, с лентами для завязывания на лодыжках.
«По фасадам можно судить, как часто у владельцев менялось настроение. Дверь должна быть здесь — нет, здесь, — и вместо арки сделаем-ка окно. И не следует ли нам присоединить это здание к соседнему, или теперь пусть будет сплошной новый фасад для этих трех средневековых домов, поскольку наступило Возрождение? Средневековый рыбный базар превратился в ресторан, частный театр эпохи Возрождения стал выставочным залом, каменные раковины по-прежнему готовы принять потоки воды, готовы к приходу женщин с бельевыми корзинами.
Но часовщик в своей крохотной лавочке под лестницей дома одиннадцатого века, в котором расположен городской магистрат, был здесь всегда, на протяжении нескольких веков. Только раньше он просеивал белый песок с пляжей Тирренского моря для чьих-то песочных часов, наблюдал, как водяные часы роняют каплю за каплей, а теперь меняет батарейку в швейцарских часах студента, прибывшего по обмену. Я никогда не видела, чтобы он стоял; спина у него, должно быть, согнулась колесом за долгие столетия от вечного наклона над мелкими деталями. Его глаза скрыты за толстыми линзами и кажутся вытаращенными. Он всегда работает при свете лампы, направленном на колесике и золотые треугольники, на черные цифры, обозначающие часы, ссыпавшиеся с белого циферблата, на разбросанные по столу «четверки», «пятерки» и «девятки».
(с)
Тэги:
путешествия