Воспитание сердечности
Чуткость
,
впечатлительность души формируются в детстве.
(
III
,
с. 92
)
В этом возрасте сердце особенно чувствительно к человеческим страданиям
,
беде
,
тоске
,
одиночеству.
(
III
,
с. 95
)
Всё
,
что происходит в мире
,
должно волновать детское сердце.
(
7
,
с. 111
)
Не уводите ребёнка от мрачных сторон человеческой жизни. Пусть дети знают
,
что в нашей жизни есть не только радости
,
но и горе. Пусть горе других людей входит в сердце ребёнка.
(
III
,
с. 97
)
Сердца детей должны быть широко открыты радостям и горестям других людей.
(
II
,
с. 163
)
Пусть с юных лет в сердце ребёнка живёт тревога за родную мать
,
отца
,
бабушку и дедушку
;
пусть грустит и болит детское сердце
,
если у родных что-то неблагополучно
,
пусть ночью не спит ребёнок
,
думая о матери и отце. Не оберегайте его от этих тревог
,
от этой боли
:
будете оберегать
,
вырастет человек с каменным сердцем
,
а в каменном сердце нет места ни для сыновней преданности
,
ни для отцовской ласки
,
ни для великих идеалов народа
;
кто равнодушен к матери и отцу
,
не может стать и настоящим патриотом.
(
7
,
с. 80
)
Не бойтесь омрачить детство горькими мыслями
,
— ведь главное то
,
о чём эти горькие мысли
,
заботы
,
волнения.
(
IV
,
с. 450
)
Горе другого человека должно стать личным горем ребёнка
,
заставить задуматься над тем
,
как помочь тому
,
кто нуждается в этом.
(
III
,
с. 242-243
)
Сердечный
,
отзывчивый ребёнок чувствует зло там
,
где
,
казалось бы
,
с первого взгляда и нет дурного поступка. Ребёнок чувствует
,
что
,
если в его табеле появится плохая оценка
,
сердце матери будет огорчено. Ему хочется
,
чтобы мать была спокойна. Он знает
,
что своим трудом он может успокоить сердце матери
,
не причинять ей беспокойства.
(
3
,
с. 120
)
Если ребёнку безразлично
,
чт
у
в сердце его товарища
,
друга
,
матери
,
отца
,
любого соотечественника
,
с которым он встретился
,
если ребёнок не умеет видеть в глазах другог человека
,
чт
у
у него на сердце
,
— он никогда не станет настоящим человеком.
(
III
,
с. 95
)
Пусть ребёнок думает о маленькой яблоньке
,
которой холодно под порывами осеннего ветра
;
пусть всего сердце живёт тревога
:
а не подкрадывается ли в эту холодную ночь к яблоньке серый зайчик
,
не грызёт ли кору
?
Пусть на рассвете идёт ребёнок в сад
,
пробует на ощупь тоненький ствол яблоньки
,
окутывает его соломой. Пусть сердце ребёнка болит и от того
,
что во время бури маленький птенец выпал из гнезда.
(
III
,
с.
)
От того, как относится человек к к цветку и бабочке, к бездомному щенку и воробышку, выпавшему из гнезда, к
“
приблудшей
”
собаке, прижившейся в школе, к котёнку, которого кто-то выбросил на улицу, — от всего этого зависит человеческая красота и культура будущего гражданина, семьянина.
(
I
, с. 561
)
Ребёнок, который принимает близко к сердцу то, что в лютый мороз синичка беззащитна, который спасает её от гибели, оберегает деревцо от повреждения, — этот ребёнок никогда не станет жестоким и бессердечным к людям.
(
III
, с. 481
)
Как важно
,
чтобы у детей был друг
,
о ком надо заботиться.
(
III
,
с. 96
)
Если маленький человек не оставил частицы своего сердца в кукле
,
лошадке
,
плюшевом медвежонке
,
птичке
,
нежном и беззащитном цветке
,
деревце
,
в любимой книге — для него недоступно глубокое чувство человеческой дружбы
,
верности
,
преданности
,
привязанности.
(
III
,
с. 563
)
|