|
|
Литература 9
Татьяна Ларина в последней главе романа Евгений Онегин
|
|
|
| Говорить о пушкинской Татьяне нелегко - так много слов сказано о ее возвышенном характере и серьезности, самобытности и `русской душе`, самоотверженности и чистоте. Не случайно многим пушкинистам предмет разговора кажется исчерпанным. Другие исследователи полагают, что `милый идеал` нашего поэта все еще таит в себе непроясненные черты. Свидетельство тому - названия статей М.А.Кармазинской и Т.М.Николаевой: `Загадка Татьяны`(1), `Еще раз о загадочной Татьяне`(2).
Продолжаются споры вокруг поведения героини в последней главе романа и даже сомнения в его `идеальности`. В лучшем случае (так обстоит дело в статье Дж.Гаррарда) причину отказа замужней Татьяны Онегину усматривают в зависимом положении женщины, в невозможности получить высшее образование и т.д.(3). Иные работы прямо нацелены на развенчание `культа Татьяны`. В частности, К.Эмерсон (США) сравнивает Татьяну с `беспощадным коршуном`, а тон объяснения с Онегиным называет `грубо-нравоучительным` и `ханжеским`(4). Даже такой тонкий пушкинист, как Ю.Н.Чумаков (Новосибирск), считает, что Татьяна в последней сцене отчуждена от самой себя, а слова о высшем свете произносит в состоянии аффекта(5).
Нет единства во взглядах на пушкинскую героиню и в работах русских эмигрантов. С одной стороны, А.С.Позов пишет, что образ Татьяны подвел итог поискам Вечно Женственного начала в мировой литературе: `В эпоху `лишних людей` и `обломовщины` в России Татьяна деятельна, и ее отрешение от личной жизни есть наивысшая точка активности и деятельности`(6). С другой стороны, В.В.Набоков отчужденно и пристрастно комментирует слова героини о верности мужу: `визгливая добродетель повторяет зазубренную реплику`(7). Таким образом, литературоведение наших дней вернулось к давнему спору, у истоков которого - работы В.Г.Белинского, П.В.Анненкова, Д.И.Писарева, А.В.Дружинина, Ф.М.Достоевского. Поражает в этом споре и совпадение позиций Набокова, Писарева, Белинского. Кто же она, пушкинская Татьяна: `нравственный эмбрион` (Белинский) или само совершенство, обычная добродетельная героиня или загадка, Анима, совмещающая черты привлекательные и страшные(8), или `непорочная жена` христианства? Почему именно Татьяна снова и снова становится жертвой нигилистических и релятивистских умонастроений?
Современная ситуация побуждает нас вернуться к вопросу о содержании пушкинского идеала, каким он явлен в VIII главе романа. Правомерно выделить несколько взаимосвязанных аспектов: пушкинские представления об идеале в литературе; образ Татьяны в контексте биографии поэта; Татьяна в соотнесенности с лирикой Пушкина конца 20?30-х гг.; Татьяна в контексте последней главы и романа в целом.
Автор: С.А.Мартьянова Источник: Рус.словесность. - 2000. N1. - С. 36-42
| Тэги: Русская литература 19в., А.С.Пушкин, Татьяна Ларина в последней главе романа
|
| Автор: | Альбина Витальевна Егорова | Прислано: | 2012/11/15, 20:56:36 | Участвует: | ФЕМИНОКРАТИЯ , Литература 9, Сообщество учителей русского языка и литературы, Кастальский ключ, Альбина Витальевна Егорова |
|
| 2015-12-03 12:42:24 - Галина Алексеевна Голощапова Спасибо |
Прокомментируйте!Выскажите Ваше мнение:
Зарегистрироваться
|
|
|
|
|
|
Copyright © 2berega.spb.ru, ПроШколу.ру, 2007-2024. Все права защищены.
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.
|
|
|
|
Поиск по порталу
|