...Выбрав дорогу именно исторического живописца, Чистяков тем самым
принужден был подчиниться жёстким правилам академических канонов.
Задание написать картину «из 5-го тома Русской истории Карамзина, 1433
год», полученное осенью 1860 года, не несло в себе ничего
воодушевляющего. Полное название темы было следующее: «На свадьбе
великого князя Василия Васильевича Тёмного великая княгиня София
Витовтовна отнимает у князя Василия Косого, брата Шемяки, пояс с
драгоценными каменьями, принадлежавший некогда Дмитрию Донскому, которым
Юрьевичи завладели неправильно». Из всех соконкурентов медаль за эту
картину и заграничную командировку получили в следующем году только
трое: П. Чистяков, В.Верещагин и К. Гунн. Работу же Чистякова было
поставлено Советом «купить за 800 рублей с тем, чтобы он её окончил, и
затем отправить… в Лондон на всемирную выставку».
Картина решена как живая, полная действия и страстей сцена, здесь
столкнулись интересы самых разных по характеру и складу людей. Художник
нашёл верный взгляд на смысл события, сумел увидеть в происшествии,
нарушившем торжество, начало длинного ряда кровавых княжеских
междоусобиц.
Этой ученической работой был сделан первый шаг к достижению таких
важных качеств русской исторической картины, как достоверность и
психологическая выразительность. Достаточным доказательством этого
суждения современников являются слова Виктора Михайловича Васнецова в
позднем письме к своему старому учителю: «Надо помнить, что русская
историческая настоящая живопись началась с Вашей Софьи Витовтовны. Дай
вам бог помощи и силы создать нам что-либо опять истинно художественное и
русское»...
Валентина Панова "Павел Петрович Чистяков"
Тэги:
живопись,
Чистяков,
история