Современный школьный музей - Сообщество школьных музеев
 
 

Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?


ГЛАВНАЯ

ШКОЛЫ

ДЕТСАДЫ

КУЛЬТУРА, СПОРТ ...

КАРТА

БИБЛИОТЕКА

СООБЩЕСТВА

КОНКУРСЫ










 СТРАНИЦА СООБЩЕСТВА

 МАТЕРИАЛЫ
 ▫ Ссылки на страницы школьных музеев
 ▫ ИЗ ОПЫТА КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ
 ▫ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ
 ▫ РАБОТА МУЗЕЯ
 ▫ ЭКСПОНАТЫ И ЭКСПОЗИЦИИ МУЗЕЯ
 ▫ НАШ ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ
 ▫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА, ПРОЕКТЫ, КОНЦЕПЦИИ
 ▫ ИСЧЕЗАЮЩИЕ ПАМЯТНИКИ НА ТЕРРИТОРИИ КРАЯ
 ▫ ПОИСКОВАЯ РАБОТА
 ▫ НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО
 ▫ КРОССВОРДЫ, ВИКТОРИНЫ, ОЛИМПИАДЫ
 ▫ ФОТОРЕПОРТАЖ
 ▫ ВИДЕО
 ▫ МУЗЫКА. ПЕСНИ ВОЕННЫХ ЛЕТ.
 ▫ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ
 ▫ СТИХИ
 ▫ НАШИ УСПЕХИ И ДОСТИЖЕНИЯ
 ▫ РАЗНОЕ
 ▫ Неотсортировано

 БЛОГ СООБЩЕСТВА

 СООБЩЕСТВО





 О СООБЩЕСТВЕ
Школьные музеи, материалы по краеведению и этнографии. Подборка ссылок на страницы школьных музеев на ПроШколу.ру

















Блог - Сообщество школьных музеев


СТРАНИЦА СООБЩЕСТВА

МАТЕРИАЛЫ

БЛОГ

ЧАТ

УЧАСТНИКИ

ПРО СООБЩЕСТВО
Вы здесь:  Главная / Сообщество школьных музеев / Блог / Современный школьный музей


ЗАПИСЬ #6

КОММЕНТАРИИ (42)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


26 января 2010, 08:42, автор - администратор
Сергей Матвеевич Кириллов

Современный школьный музей

Современный школьный музей - явление
распространенное, причем в последние два года, это явление прогрессирует, набирает силу.
Многие десятки тысяч людей, в том числе и дети, идут в музей, изучают в них экспонаты. Но все равно их контакты с этими учреждениями культуры остаются редкими. Как организовать массовое вторжение музейных ценностей в школьную жизнь? Как сделать так, чтобы духовные ценности прошлого и настоящего всё время жили бок о бок с людьми?
Это требует огромных усилий, в том числе привлечения внимания общественности к школьным музеям, исходя из далеко не полностью раскрытого их потенциала в решении; историко-культурных, учебных и воспитательных задач; разработки научной концепции школьного музея на современном этапе исторического развития нашего общества; определения статуса школьного музея и условий материального обеспечения; совершенствование деятелтьностим школьных музеев. Все перечисленные проблемы свидетельствуют об актуальности открытии на сайте Сообщества школьных музеев.
Уверен, что ответы на поставленные вопросы удастся найти в в нашем сообществе. Советы, а также обязательные для всех положения по школьному музею, мы найдём в нашем сообществе.
Большое спасибо администратору ПроШколу, что они открыли Сообщество школьных музеев. Приглашаю принять активное участие в работе сообщества.



ОБСУЖДЕНИЕ


Николай Сергеевич Карасев2010-01-29 23:59:45 - Николай Сергеевич Карасев
Не сказал бы, что в последние 10 -15 лет интерес к краеведению возрос. Наоборот. Люди занимающиеся краеведением и пытающиеся сохранить материалы по новейшей истории и более ранние материалы, являются помехой для номенклатуры. Имеются примеры варварского уничтожения Ленинских комнат, экспозиций, да и просто памятников. Примеры тому взрыв памятника перед Финляндским вокзалом в Санкт Петербурге, уничтожение археологической площадки Ниеншанц, строителями газпромовской башни. Наглядный пример для школьников. Что уж говорить о каких-нибудь желтых листочках военных писем или советской атрибутике, порой сохранившихся в школьных музеях. Как на египетских пирамидах сбивали имена фараонов, так и сейчас мы можем наблюдать это действие. Сохранение нашей и любой истории лежит на плечах энтузиастов, знание истории помогает не совершать одних и тех же ошибок. Раньше любой геологический проект начинался главой `Анализ ранее проведенных работ` и от того, как был выполнен это анализ зависел успех проекта. Надо провести анализ состояния школьных, отраслевых и краеведческих музеев низшего уровня, без прикрас и показать их действительное состояние. Создавать общества любителей истории,старины и естественных наук. Задача школьного музея заключается в сохранении `бытовых` свидетелей времени, обучении и формировании взглядов учеников на происходящие события, развития самостоятельного анализа с максимальным использованием местных материалов. Как в свое время Грабарь спасал церковную живопись, так и сейчас надо спасать памятники и историю ХХ века. Сила любой школы в их учениках,
а не в инструкциях и законах, сотворенных Бог знает кем. Конечно, для разработки концепций гроши получат, а вот музеи также будут закрываться, а экспонаты исчезать, как исчезают с карты целые города и деревни. Все повесят на учителей у которых и так много проблем.
Прасковья Алексеевна Савинова2010-03-24 18:40:00 - Прасковья Алексеевна Савинова
Музей в школе - явление уникальное и необходимое. Я имею ввиду не уголки и комнаты, а именно профессионально работающий музей. К сожалению, не особенно много энтузиастов, которые на добровольной основе и без оплаты будут по-настоящему `болеть` музеем. Главная задача -спасти ускользающие и исчезающие ценности, потом оформить материалы так, чтобы они работали на школу, на воспитание любви к малой родине, к людям, здесь живущим. Привлечь внимание родителей и общественности, сделать музей - центром воспитательной работы села, микрорайона. Нам многое уже удалось сделать за пять лет, но считаю, что самое интересное ещё впереди. И мы сможем!
Николай Сергеевич Карасев2010-03-24 18:47:39 - Николай Сергеевич Карасев
Рад за Вас Прасковья Алексеевна. Верю в ваш успех.
Светлана Николаевна Знаменская2010-03-24 18:56:27 - Светлана Николаевна Знаменская
Три года назад открыли и получили лицензию на музей в нашей школе.Посвящен музей детям - узникам фашистских концлагерей `Дорогами детства`.Долго работали над экспозицией,помогали нам и бывшие узники во главе с замечательной женщиной Т.К.Чайникова,председатель общества БНУФовцев. Материал собрали уникальный.Музей получился неформальный,очень светлый, трогательный.Почти каждый день в нем гости, из школ нашего округа и других округов Москвы.Ребята ведут экскурсии.Недавно разработали экскурсию на английском языке и принимали детей дипломатического корпуса. Мы всем коллективом выносили и воплотили идею музея.И наши дети `получают` через музей воспитание, и идейное, и патриотическое, учатся толерантному отношению,не забывают свою историю.А какие лица у ветеранов,сколько в них благодарности,живого интереса к делам сегодняшнего поколения.Считаю, что музей - дело государственное,потому что одна школа его не поднимет (я говорю о настоящем профессионально работающем музее) и согласна с Прасковьей Алексеевной.
Дмитрий Николаевич Анфиногенов2010-04-27 22:44:51 - Дмитрий Николаевич Анфиногенов
10 лет собираю историко-краеведческие материалы о монастыре на месте которого построены школа. В этом году директор школы открыла проект `Школьный музей` и назначила меня руководителем. Активом проекта была разработана модель школьного виртуального музея, подготовлена пешая экскурсия по территории бывшего монастыря, систематизированы архивные документы и собраны исторические экспонаты. Материалов набралось достаточно для развертывания постоянной экспозиции. Сегодня директор заявила о невозможности выделения комнаты под музей и советовала найти другую форму его существования. Что делать? Может ли музей существовать без экспозиции и фондохранилища? Может ли музейный материал стать элементом школьного декора?
Люция Габдельнуровна Кавиева2010-09-18 21:48:49 - Люция Габдельнуровна Кавиева
В этом году нашему музею исполнился уже 41 год. 26 из них музеем руковожу я.Музей был создан как музей Боевой Славы имени братьев Шерстневых. В 90-е годы в нашем городе Йошкар-Оле остался всего один школьный музей. Все комнаты и музее были закрыты под разными предлогами.
Вы правильно отметили, что сегодня не так уж много энтузиастов среди краеведов.
Мне эта работа помогла в 90е годы сохранить свое спокойствие, увлечь ребят не политикой, а поиском. В 2004 году музей был расширен и перепрофилирован в музей истории лицея № 11 имени Героя Социалистического Труда Т. И. Александровой. Сейчас музей в 2008 году награжден дипломом 1 степени Всероссийского смотра-конкурса. На телевидении постоянно идут передачи об истории лицея, которому 185 лет, истории школьной формы и т. п. Материалы музея очень востребованы. В пролом году мы поставили новый памятник на могиле Т.И. Александровой. А сейчас, в год учителя заложили заклодной камень у здания лицея, готовится открытие первого в нашем городе памятника Учителю Т. И. Александровой. В музее работают дети моих первых краеведов. Помещение расширено, оформлено очень современно. Почему, а потому что директор лиуея умница, помогает в решении материальных проблем. А мы ведем свою работу активно, привлекая ветеранов войны. труда, родителей. Сегодня работать в музее сложно, но очень интересно.
Светлана Ивановна Шевченко2010-12-28 16:58:00 - Светлана Ивановна Шевченко
у нас так много накоплено экспонатов.Хочется обо всём вам рассказать. Буду пробовать
Сергей Матвеевич Кириллов2010-12-29 05:03:54 - Сергей Матвеевич Кириллов
Светлана Ивановна, спасибо Вам за предложение рассказать о накопленном материале по краеведению! Ждём! За ранее благодарим!
Светлана Георгиевна Спиридонова2011-01-25 21:02:54 - Светлана Георгиевна Спиридонова
У меня пока нет опыта в музейной работе, по большому счету и музея тоже нет, но очень хочется, чтобы дети знали и помнили хотя бы своих прадедушек.
Татьяна Михайловна Киселева2011-02-23 14:15:11 - Татьяна Михайловна Киселева
я руковожу музеем школы № 171 в Москве. Экспозиция посвящена поколению воевавших в Великую отечественную: до войны, война, после войны. музею 6 лет, а экспозиция не менялась, а только пополнялась.Сколько раз дети могут придти в такой музей? Ну раз, ну два. А что дальше? Задумавшись над этим я в этом году решила временно экспозицию свернуть и в течение двух дней провела выставку фарфора и стекла из домашних коллеций учителей. ивыставка получилась, через нее прошли все классы, а 10-й гуманитарный был экскурсоводом. Дети были в восторге и спросили, какая выставка будет следующей. Через месяц мы открыли выставку игрушек, которая тоже прошла с большим успехом. К 23 февраля я восстановила, но по-новому, основную экспозщицию музея и готовлю выставку `Космос`. Убеждена, что если дети не очень любят посещать государственные музеи то подобными выставками в школьном музее им можно привить это желание, а заодно и решить проблему работы детей в школьном музее и возбудить интерес к прошлому нашей страны. И это уже истоки настоящего патриотизма. Если мое сообщение заинтересует коллег, я готова поднлиться опытом. Всем успехов в нашем трудном, но черезвычайно плодотворном музейном деле
Сергей Матвеевич Кириллов2011-03-01 10:55:10 - Сергей Матвеевич Кириллов
Татьяна Михайловна,спасибо! Интересная идея. Воспользуемся Вашим опытом. Вы молодец!
Татьяна Васильевна Баранова2011-03-06 19:43:36 - Татьяна Васильевна Баранова
Татьяна Васильевна Баранова. 2002г. в Северской гимназии работает Музей истории школы.В музее есть постоянная экспозиция `Дом окнами в мир`, рассказывающая об истории образования в стране, об истории школы.Конечно, дети хорошо знакомы с ней. Поэтому мы оформляем выставки разнообразной тематики.Это авторские художественные, фотовыставки учащихся и педагогов гимназии.Выставки, посвящённые Великой Отечественной войне.Краеведение (`В краю хантов`)этнография -`Жили люди в старину`; история страны(`История новогодних праздников в России).Необычной стала выставка`Поделись улыбкою своей!`(об истории предметов ухода за зубами).О спортсменах школы рассказала выставка `Олимпийские надежды`.`Покормите птиц зимой`-выставка кормушек и акция.И это не просто стенд по теме. Выставки оформляются на всей площади музея (30кв.м.)Это лишь небольшая часть интересной выставочной работы.Творческий подход к делу, - и дети с удовольствием приходят в музей.Готова поделиться опытом выставочной, проектной деятельности.
Ольга Николаевна Митрохина2011-03-09 22:04:00 - Ольга Николаевна Митрохина
Митрохина Ольга Николаевна. В нашей школе №10 им.К.Э.Циолковского г.Киров возрождается школьный музей космонавтики.Хочется найти единомышленников. Музей имеет богатую историю.Открыт был в 1974 году, но последние 5 лет находился в консервации. буду рада любой помощи и совету по организации школьного музея.Хочется установить контакт со школами, где есть музеи по космической тематике.Спасибо.
Сергей Матвеевич Кириллов2011-03-11 20:06:17 - Сергей Матвеевич Кириллов
Коллеги, у кого есть опыт работы по данной тематике, помогите Ольге Николаевне. Поддержите её в организации музея космонавтики. Что касается меня, у меня совсем другое направление школьного музея. Удачи Вам Ольга Николаевна и Вашим ученикам!
Ирина Алексеевна Антипова2011-03-18 08:46:45 - Ирина Алексеевна Антипова
Хорошо, что есть коаеведческие музеи.Но хотелось бы пообщаться с музеями детского творчества.
Татьяна Васильевна Баранова2011-03-19 23:16:31 - Татьяна Васильевна Баранова
В нашей гимназии работает филиал городской Детской художественной школы. Можно сказать, нам повезло. Поэтому у нашего школьного музея есть ещё одно направление: музей-галерея. Заходите ко мне на страничку, я подробно расскажу о тех выставках, которые мы проводим в рамках долгосрочного проекта `Мир увлечений`. Чуть позже выложу файл `Проект `Мир увлечений`.
Валентина Алексеевна Некрасова2011-05-10 00:22:14 - Валентина Алексеевна Некрасова
В Новоусманском лицее более 30 лет работает школьный музей `Учитель и его ученики`. Нашей школе 170 лет. Собран богатый материал не только по истории школы, но и по развитию просвещения нашего края.



Вера Васильевна Дригота2011-05-13 16:46:27 - Вера Васильевна Дригота
У нас в ГОУ СОШ №414 г. Москвы работает 7-ой год Музей имени Ю.А. Гагарина. Активно работаем в направлении интерактивной деятельности музея. Это интересно и детям и взрослым. Последние несколько лет разрабатываем переносные экскурсии `Музей в чемодане`, которые довольно популярны в нашем микрорайоне. Подробнее о нашей деятельности приглашаем посмотреть здесь:
museum414.blogspot.com/

P.S.С Митрохиной Ольгой Николаевной мы уже сотрудничаем несколько месяцев! :,)
Сергей Матвеевич Кириллов2011-05-16 11:37:54 - Сергей Матвеевич Кириллов
Вера Васильевна, спасибо за интересный подход в работе школьного музея! Интересно и поучительно. Творческих Вам и Вашим ученикам успехов! Молодцы!!!
Вячеслав Анатольевич Димов2011-07-30 19:14:31 - Вячеслав Анатольевич Димов
Создаем ленту времени! Дягилевы в Перми. Лента открыта для дополнения и комментариев. Гимназия им. С.П. Дягилева. г. Пермь
https://sites.google.com/site/permdiaghilev/lenta-vremeni
Наталья Анатольевна Озерова2011-07-30 19:17:43 - Наталья Анатольевна Озерова
Известно ли кому Всероссийское туристско-краеведческое движение `Отечество`? Участвуете ли вы в нём?
Сергей Матвеевич Кириллов2011-08-02 10:03:32 - Сергей Матвеевич Кириллов
Спасибо за подсказку! Я не слышал. Изучим.
Ирина Александровна Волобуева2011-09-25 21:26:35 - Ирина Александровна Волобуева
Огромное спасибо всем участникам сообщества за материалы. Вырисовалась какая-то линия с чего начну работу. Материал-то собираю дано по крупицам, а вот как это все внедрить не представляла. Идей много но думаю сначала остановиться на какой-то одной.

Огромное спасибо всем участникам сообщества за материалы. Вырисовалась какая-то линия с чего начну работу. Материал-то собираю дано по крупицам, а вот как это все внедрить не представляла. Идей много но думаю сначала остановиться на какой-то одной.
Татьяна Егоровна Максименко2011-11-04 03:03:03 - Татьяна Егоровна Максименко
В средней школе №1 Г. Александровск-Сахалинского есть школьный музей, основан в 1966 году.Более 2 тысяч экспонатов. Есть уникальные экспонаты. Присвоено звание`Школьный музей`, имеет награды.
Летопись `Голос Школы` раскрывает развитие школы со дня основания 1898год и до наших дней. Первая школа - самая старейшая школа на Сахалине. В 2008 году ей исполнилось 110 лет.
Татьяна Николаевна Царяпина2011-11-10 19:31:13 - Татьяна Николаевна Царяпина
Проблемы, существующие в школьных музеях практически везде одинаковые. В основной своей массе музеи не имеют целенаправленных средств на развитие, достаточной материально-технической базы, а их деятельность и жизнеспособность строится на энтузиазме создателей. Успешность работы напрямую зависит от отношения школьной администрации к деятельности школьного музея. Сегодня я возглавляю городское МО по музейной педагогике, и сердце кровью обливается: даже педагоги, знакомые с музейной деятельностью должны доказывать свою нужность и значимость, несмотря на огромное количество детей и высокие достижения. Мы в своей школе отошли от стандартной модели школьного музея (зарядились бесценным опытом американских коллег и опытом первого в России официально зарегистрированного Детского музея, который был создан в нашем городе). С учетом максимальной степени интеграции музея в общеобразовательный процесс разработали жанр, миссию музея, логотип и фирменный стиль и т.д.. Выбранный жанр музея (проектная лаборатория), продиктовал новый вид музейной деятельности, ориентированный на создание целостных музейных проектов. Ключевым элементом любого проекта становится экспозиция, вокруг которой разворачивается музейная деятельность. На каждой экспозиции реализуются сценарии работы с детьми разных возрастов и уровней развития по программам различной направленности, составляется календарь событий. В результате 5-летней деятельности музей стал системообразующим элементом дополнительного образования в школе и гордостью города. С приходом в школу нового директора пропала необходимость не только в музее, но и в дополнительном образовании в целом. Нам пытаются объяснить, что политика Министерства направлена на сокращение прочих специалистов в школах, к которым и относятся педагоги дополнительного образования и такой придаток к общему образованию школам не нужен. Получается, что значимость школьного музея определяется не потребностью детей, педагогов и родителей, а напрямую зависит от власти: белая она или красная
Ирина Алексеевна Баландина2012-01-28 13:00:19 - Ирина Алексеевна Баландина
Я руковожу школьным музеем в сельской школе с 2005 года.Под музей выделено отдельное помещение. Самая большая моя проблема: не могу добиться ремонта. Экспонаты как можем сохраняем; фонды музея постоянно пополняем. Но само помещение уже не имеет никакого эстетического вида. Простите за подробности: с потолка сыпется штукатурка. Разве дети или я сможем сделать качественный ремонт своими руками? Но это всё мелочи. Главное, что у меня есть такая команда учеников, которае любит наш музей, заботится о нём. Мы уже третий год практикуем такой вид деятельности, как организация выставок. Иногда их тематика не совсем соответствуют профилю музея (у нас музей истории села), но они интересны и ученикам, и учителям, и родителям. Вот их тематика: `Советская новогодняя открытка`, `История ёлочных игрушек`, `Пионер - всем ребятам пример!` и др.
Владимир Александрович Бакутов2012-01-28 13:03:50 - Владимир Александрович Бакутов
Я тоже руководитель школьного музея - Музея природы, нашему музею 15 лет. очень много экспонатов. наш музей - он живой, активно работает в экологическом воспитании детей. Зайдите на мою страничку, многое узнаете
Сергей Владимирович Красильников2012-07-05 23:09:04 - Сергей Владимирович Красильников
В Брянском районе работает проект `Добрая память` - создание и обьединение школьных музеев. Мною создано с нуля 4 музея, и 6 отдельных мобильных выставок. Экспонаты собрать не проблема, проблема оформить за свои деньги вспомогательный фонд. В музеях представлены экспонаты от каменного века до войны (Советами не занимаюсь). Кроме того создан музейный фонд, в котором хранятся особо ценные экспонаты.Фондом может пользоваться любой из музеев проекта. Буду благодарен, если скинете законы, по которым можно оформлять выставки, а то очень много оружия (деактивного), монеты из драгметаллов, холодное оружие (наконечники стрел, копий, топоры и т.д.)
Прасковья Алексеевна Савинова2013-02-05 18:37:19 - Прасковья Алексеевна Савинова
В рамках школьного музея в этом учебном году создала передвижную экспозицию `Музей в чемодане`. Подбираю тему, собираю материалы и выхожу в классы, выезжаю в сельские школы. Мобильность такой выставки позволяет в течение короткого времени охватиь большое количество школьников. Сейчас проводим работу к 100-летию со Дня рождения А.И. Покрышкина-нашего земляка.
Сергей Матвеевич Кириллов2013-02-06 05:42:57 - Сергей Матвеевич Кириллов
Прасковья Алексеевна, спасибо Вам за замечательную идею `Музей в чемодане`. Руководители музеев обязательно воспользуются такой работой для привлечения интереса к экспонатам музея более широкой аудитории. Обязательно возьму для себя этот опыт работы музея. Ещё и ещё раз доказывает, полезное общение в Сообществе школьных музеев. Удачи Вам!!! Спасибо! Спасибо! Спасибо!
Прасковья Алексеевна Савинова2013-02-07 20:50:23 - Прасковья Алексеевна Савинова
Сергей Матвеевич! Только чемодан должен быть большим и старым, какие были в начале 60-х. Тогда и войдёт много, и сам чемодан-ценный экспонат.
Вера Васильевна Дригота2013-04-08 17:27:33 - Вера Васильевна Дригота
Мы в школе №414 (сейчас ГБОУ ЦО №1641 г. Москвы) проект `Музей в чемодане` реализуем уже с 2007 года. Есть несколько публикаций на эту тему. Снят видеофильм о `Музее в чемодане`: museum414.blogspot.ru/2011/05/2avi.html
Ещё здесь материалы: project.1september.ru/work.php?id=576549 и здесь: www.npstoik.ru/vio/inside.php?ind=articles&article_key=427

Да, и мы берём старые чемоданы!
Сергей Матвеевич Кириллов2013-04-09 05:37:49 - Сергей Матвеевич Кириллов
Спасибо Вам! Удачи в дальнейшей работе в проекте `Музей в чемодане`!
Ирина Фёдоровна Крылова2013-05-28 21:28:34 - Ирина Фёдоровна Крылова
Я новичок в музейном деле: только собираемся открыть комнату при школе. В этом году отмечаем 100-летие школы. Столько интересных идей взяла для себя на форуме. Несколько лет назад организовывала выставку значков, резиновых игрушек, старых новогодних открыток. По сути - тот же чемодан. Помню, что мой дядя собирал и наклеивал в тетрадь спичечные этикетки, марки, рисунки с конвертов почтовых. Это было интересно. А с ребятами мы пишем сочинения, например `История одной фотографии`, `И близких всех душа не позабудет`.
Сергей Матвеевич Кириллов2013-05-29 10:14:43 - Сергей Матвеевич Кириллов
Удачи Вам!!!
Галина Дмитриевна Журавлёва2013-11-03 19:15:07 - Галина Дмитриевна Журавлёва
Спасибо! Почерпнула много интересного для себя. Попробую использовать в своей работе.
Гулюмхан Менглидурдыевна Эсельбекова2014-03-26 18:22:32 - Гулюмхан Менглидурдыевна Эсельбекова
Школьные музеи играют ведущую роль в гражданском и патриотическом воспитании подрастающего поколения.Сегодня, когда год назван годом Культуры, я надеюсь, что государство повернется лицом к музеям и поможет разрешить наши проблемы.
Зулейха Язаевна Казмухаметова2014-03-28 20:14:39 - Зулейха Язаевна Казмухаметова
Какую роль играет и может играть музей в настоящее время и обозримом будущем?
В современном понимании музей означает научно-исследовательское и культурно-просветительное учреждение, которое, в соответствии со своими социальными функциями, осуществляет комплектование, учет, хранение, изучение и популяризацию памятников истории и культуры и природных объектов.
Каждому человеку, живущему на земле, дорог свой край, своя малая Родина. Прошлое нашего края богато славными традициями, незабываемыми событиями.
В целях развития системы воспитания, с учетом специфики культурных ценностей, обычаев и традиций народов, населяющих наш край, в нашей школе в 1989г. создано школьный историко-краеведческого музея. История создания музея: музей создан в преддверии праздника 100- летия туркменского аула Эдельбай. Все эти годы музей служит своему изначальному назначению способствовать возрождению и сохранению национально-культурных традиций туркмен Северного Кавказа, воспитывать школьников на исконных традициях народа, сохранять и передавать детям все лучшее, что накоплено народом: предметы народно- прикладного искусства, песни, обряды, предания.
Актуальность.Северный Кавказ всегда был неспокойным местом, вызывающим пристальное внимание российской исторической науки. Этот интерес объясняется геополитическим положением Кавказа, так как здесь всегда был сложный этнический состав населения, и проблема национального менталитета была приоритетной. Мы стали свидетелями того, что в последнее время в малых национальных группах усилился интерес к своей истории. Разумеется, и раньше широкая публика проявляла любопытство к своим истокам, но сейчас интерес стал глубже. Подрастающее поколение должно вернуться к истокам и пройти по дорогам отцов, чтобы ответить на вопросы: Откуда мы? Почему так называется аул? Как и где жили наши предки? Какие песни пели, как танцевали? Кто мы? Где наши корни? и вспомнить то, чего забыть нельзя. Ответы на эти вопросы будут способствовать расширению знаний о своем крае, о географии проживания земляков и о том, как живут люди в других краях. История маленькой этнической группы (15 тысяч человек) ставропольских туркмен неразрывна, связана с историей народов России. Среди тех, кто отстоял русскую землю от фашистской орды, и наши земляки. Школьный Историко-этнографический музей призван представить прошлое туркменского народа через призму документов, фактов, отдельных личностей: показать место аула Эдельбай в истории Ставропольского края, России.


Людмила Моисеевна Добролюбова2014-07-13 17:46:11 - Людмила Моисеевна Добролюбова
Добролюбова Людмила Моисеевна
Живу и работаю в обычной массовой школе Нижегородской области, где есть музей. Спасибо коллегам-музейщикам за их труд. Пока мы есть, будут наши музеи образовательных учреждений. Наш музей - частная коллекция. Мы считаем себя не в праве изымать семейные реликвии из их привычной среды, поэтому и экспонируем их во временном хранении. С помощью 100 экспонатов меняем экспозиции каждый год. В музее есть две зоны мемориальных - это крестьянский и мещанский быт. Остальная часть - сменные экспозиции. В прошлом году меняли экспозиции дважды. Это история школьной формы и `Дамские штучки`. Есть у нас и музейный чемодан. С ним мы проводим музейные уроки `Маленькие реликвии большой войны` и `Судьба солдата`. В рамках перехода на ФГОС реализуем в начальной школе и школьном музее проект `В гостях у деда Музееведа`: 1 класс - Борская азбука, 2 класс - Сказки бабушки Агафьи (музейные предметы в русских сказках), 3 класс - Время и вещи, или когда прабабушки были маленькими, 4 класс -КРОТ (Край родной открывает тайны`) - экскурсии по родному городу. Благодарю за ценные советы и за сам сообщество школьных музеев. Когда мы едины, как говорили кубинские революционеры, мы непобедимы.
Намсалма Чимитовна Будаева2016-03-29 17:11:05 - Намсалма Чимитовна Будаева
2016.03.29.Намсалма Чимитовна Будаева
Ознакомилась со всеми школьными музеями `Сообщества`. Было очень интересно, спасибо. Действительно, проблемы у всех одни и те же, но самое главное в том, что все энтузиасты обеспокоены патриотическим воспитанием будущих поколений.
Идеей создания школьного музея охвачена была ещё с 80-х годов прошлого века и уже с ребятами начали собирать экспонаты и создали уголок в кабинете школы, но увы школа наша сгорела по несчастью. Со слезами на глазах смотрели,но не смогли спасти.
Зугалайской средней школе Могойтуйского района Агинского Бурятского округа в этом году исполняется 105 лет. На своей странице, которую только создала, расскажу подробно историю флагмана просвещения 10 сел района. А историко-краеведческому музею школы дважды сертифицированному вот уже 12 лет. Занималась исследовательской работой и всё как-то недосуг было зарегистрироваться. До встречи!

Историк-краевед, член краеведов Забайкальского края, ветеран труда, заслуженный учитель АБО.
Сергей Матвеевич Кириллов2016-03-29 17:22:21 - Сергей Матвеевич Кириллов
Спасибо! Удачи Вам и вашим ученикам! Всё получится, я уверен.
Анна Ивановна Зыбина2018-02-24 10:35:15 - Анна Ивановна Зыбина
Зыбина Анна Ивановна, учитель истории
Экскурсия в школьный краеведческий музей.
5 декабря 2017 года в школе прошел муниципальный семинар. Учителя школ района посетили краеведческий музей.
Воспитание гражданственности и патриотизма у школьников задача всего педагогического коллектива нашей школы. Как нет человека без самолюбия, - так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу школьника. Поэтому важно знать историю своей школы, семьи, свои корни.
Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое. А школьный музей - это деятельность, направленная на повышение образования, нравственное воспитание, формирование патриотизм. Патриотическое воспитание это воспитание любви к Родине, в собственные силы, в великие традиции наших отцов и дедов. Это любовь к каждому уголку и каждому гражданину нашей страны. Музей это то, что связывает нас с историей, а это та самая тонкая ниточка, которая связывает нас с нашими прадедушками и прабабушками. Музей это кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений.
Почему так важна связь поколений? Мир, в котором мы живём, постоянно напоминает нам о давно минувшем прошлом. Именно память о предках помогает нам не стать людьми без роду и племени.
Сегодня мы приглашаем вас совершить небольшую экскурсию по нашему краеведческому музею. Экскурсию проведут наши экскурсоводы:
Моисеева Вера ученица 7 класса и Лбова Вика и Местанова Вика- ученицы 6 класса.
Лбова Вика: Дорогих гостей встречаем
Круглым пышным караваем,
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим,

Моисеева Вера: Наш школьный музей был открыт в 2004 году. В нём хранятся предметы домашней утвари, старинная женская одежда, подлинные документы, а так же предметы быта которыми наши односельчане пользовались 60 лет назад. .
Лбова Вика: В нашем музее: утюг, самовар,
Старинная прялка резная.
Да можно ль любить свой край
Не зная историю края?
Моисеева Вера: Тут порой такое диво
Попадётся средь вещей
Позавидует Ковылкинский
Краеведческий музей
Здесь на этом материале,
Что собрали от души,
Хоть научную какую
Диссертацию пиши
Лбова Вика: Невозможно себе представить быт русской деревни без глиняной посуды - это крынки, горшки для каши, кувшины, чашки, ковши. Благодаря тому, что глина была общедоступна. В каждой деревне были свои мастера
Моисеева Вера: В нашем селе был Семин Тимофей Степанович, который родился в 19 веке. Он приехал из Ульяновской области и остался на мордовской земле, в селе Троицк до конца своей жизни. Здесь родились дети, внуки, правнуки и род Семиных, а в селе называли их Горшешниковы. Гончарное ремесло стало основным делом Семиных. Посуду возили продавать на базар, в Большой Азясь, а также продавали на ярмарке в Троицке. С детства Тимофей Семенович всех приучал к труду. Умер в возрасте семидесяти пяти лет. Посуда этого мастера находится в нашем музее.
Лбова Вика: Крынка - глиняный горшок для молока. В глиняных крынках обычно хранили и подавали на стол молоко или простоквашу.
Моисеева Вера: В коллекции нашего школьного краеведческого музея представлены рубели-предшественники утюга. Это орудие труда, играло не последнюю роль в повседневном крестьянском быту. Рубель использовался для разглаживания белья после стирки.
Лбова Вика: Угольные утюги пришли на смену рубелям. Во внутреннюю полость таких утюгов насыпали горячие угли, после чего приступали к глажению белья. По мере остывания - угли меняли на новые. Утюги были дорогой вещью. Наличие утюга в доме считалось символом достатка и благополучия. Утюг выставляли на салфеточке рядом с самоваром, чтобы с гордостью продемонстрировать гостям. Кроме того были утюги маленькие, которые служили для разглаживания кружев и других мелких деталей.
Моисеева Вера: Ноги обували в лапти с онучами. Онуча- длинная широкая полоса ткани для обмотки ног. Лапти были очень удобными, теплыми и легкими. Их плели из полосок коры липы, вяза. Плели лапти с помощью нехитрого инструмента кочедыка. Чтобы лапти не спали с ног, их привязывали с помощью веревочек. Для тепла в лапти клали сено, иногда к подошве пришивали кожу.
Лбова Вика: Для крестьянина лето считалось самой тяжелой порой. Главным событием лета был сенокос. Траву на покосе косили косой литовкой. Литовкой до сих люди называют косу, потому что в их молодости
косу не резали из металла, ее отливали кузнецы, затем ковали форму и потом ее затачивали, чтобы острым краем резать. Такой косой косят траву и посей день.
Моисеева Вера: Старики наши говаривали, что сила у человека есть до тех пор, пока он может носить воду в ведрах на коромысле. Коромысло помогает нести, не уставая , на плечах два ведра несколько сот метров, перекладывая на ходу коромысло с одного плеча на другое. Коромысла изготавливали из липы, осины, ивы.
Лбова Вика: Необходимость ложки, люди поняли очень давно. Именно поэтому её начали использовать как столовый прибор уже в древние времена. Ложка... универсальный столовый прибор, которым можно есть практически все. Были изобретены большие ложки черпаки (половники).
Моисеева Вера: А сейчас я хочу загадать вам загадку: Чего из избы не вытащишь? Конечно, речь идет о печи. Печь сердце дома. Пока она не сложена избы нет. Русская печь это и посуда особой формы: горшки да чугуны! Рядом стоят на вытяжку железные ухваты, которыми ставят в печь и достают из печи чугунки. Как мудро, по-русски написал о печи знаток крестьянского быта писатель Василий Белов: Печь кормила, поила, лечила и утешала, на ней подчас рожали младенцев. Печь нужна была в любом возрасте, в любом состоянии. Она остывала вместе с гибелью всей семьи или дома
Лбова Вика: Особое место в каждом доме занимал еще один предмет, который сопровождал девушек и женщин на протяжении всей её жизни. Это прялка. Важный инструмент для прядения веретено- на которое наматывалась пряжа.

Моисеева Вера: Грудные дети спали в зыбках. Сверху завешивались накидкой, которая играла роль полога, уберегая младенца от дурного взгляда, от мух, яркого света.

Лбова Вика: Кровати стали появляться во второй половине19 века в богатых домах. Кровати были деревянные или железные. Одеяла часто были самодельные, сшитые из множества разноцветных треугольников, квадратов.
Низ кровати обязательно украшал подзор. Одежда, скатерти, полотенца- на концах украшали вышивкой, узором, кружевами.

Моисеева Вера: Предметы народного быта - сундуки, закрывающиеся на замок. Они предназначались для хранения различной одежды, приданного.
По количеству сундуков судили о благосостоянии семьи. Сундуки делали большие длиной до 2-х м и маленькие.
Лбова Вика: Крестьянки носили рубахи с сарафанами. Сарафан являлся не только девичьей, но и женской одеждой.
А вот такие ботиночки носили женщины, когда шли на молебен в церковь. Эти ботики носила Елизавета Маркова. Чтобы обувь долго служила, сверху одевали резиновые галоши.
Моисеева Вера: А куда же посмотреться деревенской красавице, чтобы увидеть, хороша ли она? В богатых избах были зеркала, которые украшали вышитые полотенца.
Лбова Вика: Крестьяне определяли время по солнышку, по крику петухов, но появляются настенные часы-ходики, особым шиком было иметь часы с боем или с кукушкой.
Моисеева Вера: Вы видите стенд Гордость села. Здесь представлены передовые люди нашего села. Среди них бывшие учителя и выпускники школы, работавшие в колхозе Гигант. Школа гордится своими ветеранами. Долгие годы проработали в школе, отдавая тепло своей души детям.
А какой интересный альбом о выпускниках нашей школы! Это одни из любимых экспонатов для многих наших посетителей, особенно, для тех кто, когда то учился в нашей школе. Этот альбом оставляет самые теплые воспоминания о детстве, юности, о чудесных школьных годах.
Зыбина А.И.-учитель истории МБОУ `Троицкая СОШ` Республика Мордовия.



Вначале мероприятия участникам преподнесен хлеб-соль. Учителя школ района остались довольны экскурсией.

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться









  Copyright © 2berega.spb.ru, ПроШколу.ру, 2007-2021. Все права защищены.   Контакты
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу