Бабушкины сказки - это... - СКАЗКОТЕРАПИЯ ДЛЯ ВСЕХ
 
 

Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?


ГЛАВНАЯ

ШКОЛЫ

ДЕТСАДЫ

КУЛЬТУРА, СПОРТ ...

КАРТА

БИБЛИОТЕКА

СООБЩЕСТВА

КОНКУРСЫ










 О СООБЩЕСТВЕ
Сообщество для тех, кто хочет помочь себе и другим найти что-то важное в своей жизни...

















Блог - СКАЗКОТЕРАПИЯ ДЛЯ ВСЕХ


СТРАНИЦА СООБЩЕСТВА

МАТЕРИАЛЫ

БЛОГ

ЧАТ

УЧАСТНИКИ

ПРО СООБЩЕСТВО
Вы здесь:  Главная / СКАЗКОТЕРАПИЯ ДЛЯ ВСЕХ / Блог / Бабушкины сказки - это...


ЗАПИСЬ #25

КОММЕНТАРИИ (6)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


18 апреля 2013, 13:04, автор - администратор
Лидия Константиновна Калашникова

Бабушкины сказки - это...



Это не сказка, просто размышления о бабушкиных сказках...Я уже об этом писала в  одном из своих постов и помещала там прелестные сказки Лидочки Калашниковой,   с которыми вы можете познакомиться в ее блоге. Почему я говорю о бабушкиных  сказках? Да потому, что именно зачастую бабушки передают своим внукам исконную  мудрость, не родители - те только своим примером кое-чему научить могут, да к социуму приготовить... А вот роль бабушек огромна... И запоминаются те сказки не так, как книжные, пусть и сто раз читанные - а прямо на подкорку записываются и на  всю жизнь...
C помощью бабушкиных, нянюшкиных сказок дети воспитывались уже   довольно давно. Это мы и из литературы знаем. Помните у Ивана Сурикова ...


Ветхую шубенку скинешь с плеч долой,
Заберешься на печь к бабушке седой.
И сидишь, ни слова…Тихо все кругом,
Только слышишь: воет вьюга за окном.

В уголке, согнувшись, лапти дед плетет,
Матушка за прялкой молча лен прядет.
Избу освещает огонек светца, И начну у бабки сказки я просить,
Зимний вечер длится, длится без конца…


И начнет мне бабка сказку говорить:
Как Иван-царевич птицу-жар поймал,
Как ему невесту серый волк достал.

Я прижмусь к старушке, тихо речь журчит
И глаза мне крепко сладкий сон смежит…
А во сне мне снятся чудные края.
И Иван-царевич — это будто я.

Вот передо мною чудный сад цветёт;
В том саду большое дерево растёт.
Золотая клетка на суке висит;
В этой клетке птица точно жар горит.

Прыгает в той клетке, весело поёт;
Ярким, чудным светом сад весь обдаёт.
Вот я к ней подкрался и за клетку — хвать!
И хотел из сада с птицею бежать.

Но не тут-то было! Поднялся шум, звон;
Набежала стража в сад со всех сторон.
Руки мне скрутили и ведут меня...
И дрожа от страха просыпаюсь я.

(отрывок из стихотворения И.Сурикова "Вот моя деревня").

 

Так называемая «Сказка на ночь» постепенно стала являться неотъемлемым  ритуалом для каждого малыша. Вот и любимый мною Сергей Есенин пишет об этом   с ердечно и тепло...

В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.

 

 

И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постели...
Ну,  а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
"Что ж сидеть-то до зари?"
Ну, а нам какое дело, -
Говори да говори.


Сказка - это и возможность еще раз услышать любимую историю ли  познакомиться с новым очаровательным повествованием,   и возможность растянуть время, когда так не хочется ложиться спать.  

Современные бабушки не умеют или не хотят рассказывать своим внучатам сказки, так почитайте их. Сколько сейчас замечательно изданных книг детских сказок с прекрасными иллюстрациями!

В современном мире, с развитием телевидения, видеоигр и различных медийных устройств, и книжки со сказками стали пользоваться  все меньшим спросом.  
Хорошо ли это? Какую роль играют волшебные сказки в развитии наших детей?


Зачем нужны сказки? Сказки, как и игры - это неотъемлемая часть развития и  воспитания каждого ребенка, их язык не только интересный, но и простой для  детского понимания и восприятия. Ведь до некоторого возрастного периода детям  трудно дается логическое мышление, зато сказка не требуют сложных логических  размышлений.

 

Правильно подобранной сказкой лечат детские страхи, заикание и  даже врожденные нарушения психики. Во многих современных методиках обучения  используется такое понятие, как сказкотерапия - метод обучения или воспитания,   в котором весь сюжет закручен вокруг вашего ребенка. Например, идет п овествование о нем, как о добром и сильном герое. В итоге у ребенка появляется  сильное желание соответствовать такому образу, совершать хорошие поступки,  преодолевать различные препятствия. Есть даже специальное пособие    "Анти-капризин", которое состоит из 50 специальных сказок, чтение которых   способствует устранению таких детских капризов, как нежелание засыпать,  ходить в садик, убирать за собой игрушки, умываться, одеваться, заправлять   за собой кровать и т.п. Эффективность этого метода во многом зависит от рассказчика. Волшебное повествование не содержит прямого указания к действию, и   содержащейся в нем жизненно важная информация воспринимается малышом ненавязчиво, что является важным аспектом, ведь дети, как правило, не  воспринимают прямых поучений, делая наперекор родительским установкам.   К тому же, народные сказки - это определенный багаж норм и морали, который  собирался по крупицам годами и передавался от поколения к поколению.

Психологи утверждают, что именно из детской сказки начинается знакомство  малыша с окружающим миром. Любая сказка - это рассказ об отношениях между  людьми в форме, представленной понятному ребенку языку. Главными героями  многих детских сказок есть животные, которые сталкиваются с проблемами,   подобными тем, которые переживают реальные люди.
Почему так? На образах животных ребенку легче объяснить отдельные черты характера людей, например: хитрый как лиса; силен как медведь; злой как волк; труслив как заяц; предан, как пес и т.д. В сказках изображаются определенные  модели поведения, и в вымышленном мире ребенок приобретает своеобразный  «первый» жизненных опыт.

Лицо «Добра» и «Зла» Именно с помощью сказки малышу легче объяснить понятие нравственности: что такое добро, а что - зло. Это существенно отличает  сказки от комиксов, отрицательные персонажи которых довольно часто  героизируются и становятся для детей кумирами и примерами для подражания.  Причиной этого также может быть удачно и выразительно нарисован отрицательный герой. И тогда красивая картинка для ребенка гораздо важнее, чем поступки этого персонажа. В сказке ведь главное - не яркая картинка, а ее содержание, мораль.  

Сказка непременно завершается победой добра над злом, возвеличиванием   «положительных» героев, унижением и высмеиванием «отрицательных».  Сказки приучают детей к добру. И, таким образом, ребенок, отождествляя себя  с «хорошими» персонажами, пытается подражать их поведение. Также малыш,   помня, что зло всегда бывает, наказано, осознает: единственный способ избежать наказания - не быть плохим.

Для каждого возраста - своя сказка. Подбирая сказки для малыша, прежде всего необходимо учитывать возраст ребенка и особенности его психического развития.
Двухлетнему ребенку, недавно научившемуся удерживать в памяти собственные д ействия с предметами и воспринимать несложные действия сказочных персонажей,  рассказы о волшебниках и колдунов будут непонятны. Зато, сказки о животных точно  понравятся, и ваш малыш с большим увлечением будет имитировать звуки сказочных  персонажей и пытаться воспроизвести их действия. Это могут быть такие сказочные  истории: «Колобок», «Перчатка», «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба», «Яйцо-райцо»,«Котик и петушок», «Коза-Дереза», «Сорока-белобока» и многие другие,  преимущественно народных сказок. Повторение сюжетных линий облегчает их восприятие, ребенку проще запомнить текст. Можно покупать или отдельные сказки с яркими или даже объемными иллюстрациями, или же сразу приобрести сборник для детей от двух лет и старше, где собраны лучшие русские народные сказки с иллюстрациями ведущих русских художников.

В возрасте от двух до пяти лет, когда у ребенка развивается воображение, и он  
начинает фантазировать, можно рассказывать волшебные сказки. Однако именно  способность к фантазиям иногда вселяет детский страх перед определенными  персонажами, такими как Баба-Яга, Кощей Бессмертный и т.д. Поэтому родителям  не рекомендуется запугивать своих детей бабками, волками, ведьмами и другими сказочными существами, чтобы не вызвать психологических проблем в будущем.   Перед тем, как рассказывать своему чаду некую сказочную историю, стоит самим прочитать ее и задуматься, какие стереотипы она внушает. Некоторые сказки даже  придется объяснять, чтобы у ребенка не создалось ложное представление о жизни  и отношения. Например, всем известная сказка о Золушке, Спящую Красавицу и  вообще рассказы о принцессах могут воспитать вашу дочь пассивной к жизни,   заложить уверенность, что чтобы прожить счастливо жизнь, нужно сидеть и ждать прекрасного принца. Также весьма противоречивы по своему содержанию и  стереотипами считаются сказки Братьев Гримм, изначально писались для взрослых, а уже потом были адаптированы под детскую аудиторию.

 В пять-семь лет дети уже  могут воспринимать любые сказки. Каковы основные критерии отбора? Сказочный  рассказ должен быть интересным, воспитывать высоконравственные качества, развивать воображение, не прекословить христианским ценностям.

С пяти лет ребенок должен уметь пересказывать сюжет. Если у него возникают трудности  с переводом неоднократно услышанной сказки - это может быть следствием  задержки умственного развития, и в таком случае лучше обратиться к психологу.  

Ближе к семи лет можно рассказывать малым воспитанникам более сложные  сказочные сюжеты (Л. Кэрролла, А. де Сент-Экзюпери, А. Гофмана, А. Линдгрен,  П. Трэверс, Дж. Родари, Дж.Роулинг и других известных детских авторов).

Сказка или энциклопедия: что выбрать? Некоторые родители стремятся достойно подготовить своих детей к обучению в престижных школах и детских садах,   сызмальства требуют от них интеллектуальных усилий, забывая, что всему свое  время. Такое естественное желание родителей понятно, однако следует помнить: для полноценного психического развития дошкольников важно, прежде всего,  развитие сферы чувств и эмоций. Поэтому не стоит торопить события, лучше  дайте своему малышу дольше пожить в детском мире. Конечно, если у ребенка  есть определенный интерес, к какой области знаний, можно развивать его с  помощью ярких энциклопедий, которые соответствуют возрасту ребенка, ведь   ч ерез мудрые книги он тоже познает окружающий мир.

Почему чтения сказок для детей гораздо полезнее, чем просмотр мультфильмов?   Ведь волшебное повествование, как и мультфильм, рассказывает детям готовую фантастическую историю. Но, в отличие от последнего, сказка оставляет простор  для воображения и таким образом развивает у детей умение мысленно действовать  в воображаемых обстоятельствах, а это является основой для творческой деятельности. И еще один аргумент в пользу сказки: современные мультфильмы предлагают  малышам совсем не присущую для традиционного сознания систему ценностей,  поэтому при воспитании ребенка лучше отдавать предпочтение народным сказкам, проверенным поколениями, чем современным зарубежным мультфильмам. Даже  когда ребенок научился читать самостоятельно, не лишайте его сразу священного  ритуала вечерней сказки. И если нет бабушек , рассказывайте или читайте сказки  сами, родители. Ведь семейное чтение сказок способствует сближению малыша и  взрослого. Каждой маме или папе будет приятно осознавать, что все важное, мудрое,  вечное, о чем рассказывают сказки, малыш услышал именно из ваших уст.  

http://blogs.mail.ru/mail/lubasha-48/7D48EB91959F85DB.html

Статья в блоге Любови Бакиной



Тэги: сказки-притчи



ОБСУЖДЕНИЕ


Любовь Назаровна Сухова2013-04-18 17:07:39 - Любовь Назаровна Сухова
Без названия
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу
Лидия Константиновна Калашникова2013-04-18 17:14:34 - Лидия Константиновна Калашникова
Любовь Назаровна, очень рада, что заглянули... Как много дали нам сказки когда-то... теперь хочется дарить их, как частицы своей души, сея доброе и вечное!!!
Владимир Николаевич Моисеев2013-04-18 17:16:57 - Владимир Николаевич Моисеев
Суриков..., Есенин...! Берите выше - Пушкин тоже вырос на бабушкиных сказках, и все его сказки носят бабушкин след.
Лидия Константиновна Калашникова2013-04-18 17:21:45 - Лидия Константиновна Калашникова
Вы правы... все мы выросли в каком-то смысле на бабушкиных сказках, даже если и бабушек у нас не было!!! Спасибо за отклик, Владимир Николаевич!
Ольга Павловна Максимова2013-04-18 17:37:03 - Ольга Павловна Максимова
Бабушкина сказка, бабушкина сказка
В ней живет любовь, добро и ласка
( из новой детский песни)
Лидия Константиновна Калашникова2013-04-18 17:38:49 - Лидия Константиновна Калашникова
Спасибо, Ольга Павловна!!! Интересный отклик!!!

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться









  Copyright © 2berega.spb.ru, ПроШколу.ру, 2007-2024. Все права защищены.   Контакты
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу