Всероссийский
учительский союз (ВУС)
Создан в апреле 1905 как профессионально-политическая организация
"Всероссийский союз учителей и деятелей по народному образованию".
Основная цель - борьба за политические свободы, демократизацию
общественного строя, созыв Учредительного собрания, а также за коренную
реорганизацию, демократизацию и децентрализацию народного образования.
В 1906 в Союз входили 16 тыс. членов.
В годы Революции 1905-1907 гг. члены Союза участвовали в Октябрьской
политической стачке (1905) в Москве, Одессе, Симферополе, Ялте, Самаре и др.
городах; пропагандировали среди населения идеи Союза; организовывали съезды
(1-й в июне 1905; 2-й в дек. 1905; 3-й - в 1906, - 4-й - в июне 1907);
осуществляли юридическую и материальную помощь учительству (защита педагогов от
произвола администрации, организация кассы взаимопомощи, организация кассы взаимного
страхования); содействовали повышению уровня профессиональной подготовки
педагогов (через библиотеки, лекции, кружки); создавали экспериментальные учебные
заведения, издавали литературу.
Структура союза:
съезд (высший орган),
Центральное бюро (ЦБ),
центральная касса взаимопомощи.
В состав ЦБ входили: В. П. Вахтеров, В. В. Водовозов, В. А.
Гердт, Я. И. Дущечкин, В. И. Чарнолуский, Н. В. Чехов и др.
При нём действовали
комиссии:
литературная (составление систематических каталогов книг для
самообразования учителей);
педагогическая (разработка предложений по проблемам школы,
учебных программам);
по оказанию взаимопомощи.
В 1907 союз выступил как профессиональная организация и
выдвинул основные требования:
- введение
всеобщего бесплатного и обязательного начального обучения;
- обеспечение
общедоступности обучения;
- преподавание
на родном языке во всех типах школ;
- признание
преподавания религии частным делом и исключение этого предмета из курсов
общественных школ;
- уничтожение
всех ограничений и привилегий в области образования, связанных с
социальным положением, национальностью, вероисповеданием;
- совместное
обучение девочек и мальчиков;
- передача
дела народного образования органам местного самоуправления.
В 1908 в условиях общественно-политической реакции союз
прекратил свою деятельность и возобновил её в апреле 1917 как ВУС, сохранив
идейную преемственность с прежней организацией, восстановив её структуру.
В апреле 1917 в него входило свыше 72 тыс. членов, летом
1917 - 150 тыс. членов.
В уставах, утверждённых 5-м (апрель 1917) и 6-м (август
1917) съездами, как цели и задачи союза провозглашались:
- созыв
Учредительного собрания;
- демократизация
управления просвещением, создание органов руководства народного
образованием при местном самоуправлении (прообраз созданных в 1918 Советов
по народного образованию);
-
реализация принципа автономии школы (под ним
понималось самоуправление, которое осуществлялось коллективом учителей,
родителей, учащихся и общественностью);
- самоопределение
школ в учебно-воспитательной деятельности, в т. ч. творческая разработка
учителями планов и программ;
-
избрание директоров школ и педагогов педагогическим
коллективом;
- хозяйственная
самостоятельность;
-
широкая и повсеместная поддержка учительского труда,
борьба за интересы учительства.
Совет союза включил отделы:
- охраны
труда;
- культурно-просветительный,
законодательства по народному образованию;
- редакционно-издательский;
- организаций
союза и союзных групп;
- финансовый;
- культурной
и материальной взаимопомощи.
В состав Совета входили: С. А. Золотарёв (председатель в
апреле - июне 1917), Гердт (председатель с июня 1917), Вахтеров, Я. Я. Гуревич,
H. H. Иорданский, А. П. Пинкевич, Чехов, И. Л. Цветков, Н. А. Челюсткин и др.
ВУС играл активную роль в работе созданного по его
инициативе Государственного комитета по народному образованию Временного правительства,
подготовившего материалы по реформе школы. Были установлены контакты с
учительскими профсоюзными организациями ряда зарубежных стран.
ВУС не принял Октябрьскую революцию и не нашёл
взаимопонимания с Наркомпросом, оказывая сопротивление его начинаниям. Совет
ВУСа вступил как профессиональная организация во Всероссийский комитетт
спасения Родины и революции, ставивший целью свержение власти большевиков.
В декабре 1917 - январе 1918 ВУС организовал забастовку
учителей, носившую в ряде городов всеобщий характер (например, в Москве из 4
тыс. педагогов не приняло участие лишь 30 чел.), но не поддержанную сельским
учительством. В марте - июне 1917 Совет рекомендовал своим членам тактику
бойкота решений советской власти и деятельности Наркомпроса.
После 7-го съезда (июнь 1918), утвердившего предложения по
реформе школы, наметилась тенденция к сотрудничеству членов ВУСа с
Наркомпросом. Этому процессу способствовала публикация "Основных принципов
единой трудовой школы" (1918), по сути отвечавших многим требованиям ВУСа
в области народного образования.
Однако руководство Наркомпроса в мае 1918 приступило к
ликвидации ВУСа.
Постановлением ВЦИК (23 дек. 1918) он был распущен, как
контрреволюционная организация, закрыты его печатные органы -
"Известия ВУСа", "Петроградский
учитель", "Народный учитель", "Учитель" (с
1917) и др.
"... Мы свой ВУС, Всероссийский
учительский союз, разогнали, — писал В. И. Ленин, — ибо он не проводил
принципов пролетарской диктатуры, а защищал интересы и проводил политику мелкой
буржуазии" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 39, с. 371).
Литература:
Чарнолуский В. И. Учительские организации в России, М.,
1908;
Золотарев С. А. Очерк по истории учительского объединения в
России, [П.], 1915;
Попова Н. В. К истории Всероссийского учительского союза,
М., 1917;
Организационные принципы профсоюзного объединения, М., 1918;
VII делегатский съезд Всероссийского учительского союза, М.,
1918;
Единая школа, М., 1918;
Золотарев С., Голубев А., Шацкий С., Трудовая школа, М.,
1918;
Дмитриев С., Первый Всероссийский, НО, 1989, №
4. М. В. Богуславский.
http://www.nlr.ru/e-case3/sc2.php/web_gak/lc/18309/5
Тэги:
профсоюз,
Россия,
1918,
Ленин