Статья "Понятие
театрализованной игры, ее значение
в
развитии коммуникативных навыков детей 4-5 лет"
Основой
театрального занятия является театральная игра. Овладение средствами
выразительности говорит о подготовленности детей к театрализованной игре, об
уровне общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание
художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него.
Театрализованная
игра – это разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы,
специально написанные инсценировки).
Тематика и содержание театрализованной игры имеет направленность,
которая заключается в каждой сказке, литературном произведении и должна найти
место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, смелость.
Персонажи становятся образами для подражания. Ребенок начинает отождествлять
себя с полюбившимся образом. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет
формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с
нравственными нормами. Поскольку положительные качества поощряются, а
отрицательные осуждаются, дети в большинстве случаев хотят подражать добрым,
честным персонажам.
По
классификации Л.В. Артемовой: игры-драматизации с пальчиками, с куклами бибабо,
импровизации
По
классификации Л.В. Куцаковой, С.И. Мерзляковой:
·
игры в кукольный театр: настольный, на
руке;
·
игры-драматизации: инсценировки потешек,
инсценировки песен, сказок; небольших литературных текстов; творчество детей;
·
игры-спектакли: драматический спектакль,
музыкально-драматический спектакль;
·
театрализованное действие: праздники,
развлечения, театрализованные шоу.
Приобщение
детей к театральному искусству начинают с просмотра спектаклей в исполнении
взрослых: сначала с близких ребенку по эмоциональному настрою кукольных
постановок, затем драматических спектаклей. Накопленные впечатления помогут
детям в разыгрывании ролей, постижении азов перевоплощения.
Основными специфическими методами работы по
совершенствованию творческой деятельности детей в театрализованной игре
являются:
Метод моделирования ситуаций (создание с детьми
сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать
способы художественно-творческой деятельности)
Метод творческой беседы (предполагает введение детей
в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения
диалога)
Метод ассоциаций (дает возможность будить
воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе
возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы). Общими методами
руководства в театрализованной игре, являются прямые (воспитатель показывает способы
действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному
действию) приемы.
Для оформления детских спектаклей следует
организовать специальную работу, в результате которой дети объединяются в
творческие группы («костюмеров», «режиссеров», «художников» и др.). Родителей
нужно вовлекать в такие виды деятельности, которые недоступны детям (техническое
изготовление сцены, изготовление костюмов).
Основные требования к организации театрализованных
игр:
Содержательность и разнообразие тематики
Постоянное, ежедневное включение включение
театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей,
как и сюжетно-ролевые игры.
Максимальная активность детей на этапах т подготовки
и проведения игр.
Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на
всех этапах организации театрализованной игры.
Последовательность и усложнение содержания тем и
сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.