`Диалог как форма работы с семьей` - Валерия Александровна Барабанщикова
 
 

Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?


ГЛАВНАЯ

ШКОЛЫ

ДЕТСАДЫ

КУЛЬТУРА, СПОРТ ...

КАРТА

БИБЛИОТЕКА

СООБЩЕСТВА

КОНКУРСЫ











Валерия Александровна Барабанщикова


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Валерия Александровна Барабанщикова / Блог / `Диалог как форма работы с семьей`


ЗАПИСЬ #4

КОММЕНТАРИИ (2)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


18 ноября 2017, 13:06, автор - хозяйка блога
Валерия Александровна Барабанщикова

`Диалог как форма работы с семьей`

«Диалог как форма работы с семьёй. Педагогические идеи по повышению родительской активности»

В настоящее время актуальной считается задача по осуществлению взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников. Различные формы работы детского сада с семьёй позволяют перестроить взаимоотношения субъектов, организовать взаимную активность, ответственность и способность осознания результатов в процессе воспитания ребёнка в ДОУ и семье.

Многочисленные исследования показывают, что успех взаимодействия педагогов и родителей на 80 % зависит от их коммуникативной компетентности. Неумение педагогов общаться с родителями (и наоборот) может оказаться одной из решающих причин непонимания, пассивности, что в итоге нередко приводит к полному отрицанию значимости диалога обеими сторонами.

Коммуникативная компетентность педагога заключается в том, что инициативность здесь выступает как способ управления процессом общения.  

Современные психолого – педагогические исследования показывают, что педагог может по – разному выступать в процедуре общения:

- во – первых, может быть инициатором;

- во – вторых, субъектом;

- в – третьих, в разных ситуациях выступать или активным или пассивным участником взаимодействия.

Можно сказать, что сама система взаимодействия педагогов и родителей осуществляется через правильно организованную систему общения.  

Инициатива в общении дает возможность педагогу решить целый ряд стратегических и тактических задач:

1. обеспечить управляющую роль в процессе общения;

2. придать педагогически целесообразное направление формам общения с родителями;

3. соответственно настроениям, чувствам и деятельности, как своей, так и родителей, создать нужный социально – психологический климат, настраивающий на обсуждение конкретной ситуации.

Существуют устойчивые и проверенные способы завоевания инициативы в общении:

- оперативность при организации изначального контакта с родителями;

- оперативный подход от организационных процедур (приветствия, приглашения) к деловому и личностному общению;

- отсутствие промежуточных зон между организационными и содержательными моментами в начале взаимодействия;

- оперативное достижение социально – психологического единства с родителями, формирование чувства «мы»;

- преодоление стереотипных и ситуативных негативных установок по отношению к некоторым родителям;

- постановка задач и вопросов, которые уже в начальный момент взаимодействия способны мобилизовать родителей;

- внимание к внешности: опрятность, подтянутость, собранность, активность, доброжелательность, обаяние;

- использование речевых и невербальных средств взаимодействия: активное включение мимики, микромимики, контакт глазами;

- умение «транслировать» родителям собственную заинтересованность и расположенность к детям;

- нахождение ярких, притягательных примеров, показ достижений детей;

- понимание ситуативной внутренней настроенности родителей, учет этого состояния, передача им этого понимания;

- достижение общего и ситуативного взаимопонимания, формирующего у родителей потребность во взаимодействии с педагогом.

В системе ежедневного взаимодействия родителей и педагогов общение начинается с того, что они испытывают определённую потребность в деятельности, предполагающей общение, т.е. в диалоге.

Диалог – это разговор двух или более людей, их беседа, свободный обмен мнениями, зачастую дополняющими характеристики различных сторон той проблемы, о которой идёт речь. Спора при этом не возникает, так как каждый участник разговора высказывает свою точку зрения.

Развитию коммуникативной компетентности родителей способствует целенаправленная деятельность, связанная с повышением активности их участия в жизни детей в детском саду. В частности, необходимо создавать множество ролей для родителей и условия для их реализации. Родители могут играть формальные и неформальные роли в жизни детского сада.  

Например:

1. Гость группы – необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.

2. Доброволец – у родителей и детей могут быть общие интересы и умения. Взрослые могут оказывать помощь воспитателям в группе, принимать активное участие в спектаклях, содействовать организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения.

3. Сотрудничество родителей друг с другом – это помощь более опытных родителей начинающим. Групповая деятельность может включать собрания для общения или оказания поддержки.

Педагогические идеи по повышению родительской активности.

Приведённые ниже примеры направлены на перенос смысловой нагрузки, инициативы общения на родителей и освобождение педагогов от установки «завлекать», «привлекать», «(за)мотивировать» родителей на активное участие в жизни их детей в дошкольном образовательном учреждении.

1. Обучение родителей практическим умениям   – педагог показывает родителям оптимальные приёмы общения с ребёнком или способы ухода за ним. Следует соблюдать краткость при показе приёмов.

2. Метод имитации рабочего дня воспитателя   – среди родителей проводится конкурс «Если бы я был воспитателем». Соревнование проходит по нескольким направлениям:

- приём детей;

- организация игры;

- составление плана рабочего дня для показа родителям и т.д.

3. Анализ детских высказываний, детского поведения, творчества   – родители знакомятся с видеозаписями или другими материалами, собранными педагогами, рассматривают и обсуждают детские поделки, коллективные работы, дают оценку умениям, навыкам, развитию, воспитанности детей, формулируют конкретные предложения в помощь воспитателю, работающему с детьми.

4. Этюд – беседа   – работа ведётся в соответствии с выбранной темой:

- «Самый грустный день моего ребёнка»;

- «Любимая игра моего ребёнка»;

- «Мой ребёнок больше всего любит, когда я….» и т. п.

5. Эссе на заданную тему   – например, темы могут быть такими:

- «Каким я хочу видеть своего ребёнка»;

- «Хрустальные воспоминания детства» и т.п.

6. Письмо ребёнку о любви   – родители пишут письмо в стиле обращения к ребёнку в день совершеннолетия с воспоминаниями о его детстве и пожеланиями, какими они хотят видеть его в будущем. Письмо можно торжественно «замуровать» в специальную колбу или коробку, оформленную ребенком совместно с родителями.

7. Волшебный цветок мудрости   – в приёмной вывешивается стенд, на котором нарисован большой цветок. В сердцевине цветка обозначена проблема, по которой родителям предлагается высказаться. Лепестки цветка пустые. Родители записывают на них советы, афоризмы и пожелания по выбранной теме. Например:

- «Детские капризы»;

- «Я знаю, как научить ребёнка помогать взрослым»;

- «Когда у нас родился второй ребёнок, мы…»;

- «Чтобы ребёнок не болел» и т.п.

8. Недописанный тезис   – на стенде размещается фраза, например:

- «Счастливая семья – это…»;

- «Хороший воспитатель – это..»;

- «Семейные традиции – это..» и т.п.

Родители продолжают предложение. Подобные недописанные тезисы могут быть позиционированы как темы будущих родительских собраний.

9. Педагогическое интервью родителей   – записывается на магнитофон, видеокамеру. Может быть использовано на родительских собраниях, конференциях, семинарах. Темы интервью могут быть разные:

- «Каким бы вы хотели видеть вашего ребёнка?» ;

- «Каким должен быть идеальный воспитатель моего ребёнка?» и т.п.

10. Портрет идеального родителя   – в приёмной вывешивается лист с изображением контура фигуры человека. Родители записывает на этом листе черты идеального родителя. Используется лист при личных беседах, во время консультаций, собраний.

11. Портрет идеального воспитателя   - в приёмной вывешивается лист с изображением контура фигуры человека. Родители записывает на этом листе черты идеального воспитателя. Используется лист при проведении педсоветов, совещаний.

12. Сообщество «Бабушкины пироги»   - организуется сообщество общения для бабушек, где бабушки делятся советами, рецептами.

13. Географическая карта моей родословной   – в группе на карте дети обозначают места, откуда приехали их предки, специальными фишками, которые изготавливаются в семьях. Обсуждение этих мест проводится на занятиях, во время беседы с родителями, самостоятельной деятельности детей.

14. Презентация долгожителя семьи (книга, елочная игрушка, кукла и т.п.)   – готовится совместно с родителями, защищается в любой форме: то газеты, буклета до видеопремьеры или семейного спектакля.

15. Фотоконкурс «Моя мама – профессионал»   - выставка фотографий, на которых мамы сняты на рабочих местах и описаниями важности их профессии.

16. Вручение медалей родительской гордости   – награда «Детская ладошка» вручается после благополучного окончания периода адаптации к ДОУ. «Орден родительской славы» выдаётся на выпускном вечере. «Медаль гордости» получают родители за успехи ребёнка и т.п.

17. Талисман или оберег на счастье вышей семьи   – родители совместно с детьми разрабатывают семейный талисман, наполняя его понятным только их семье смыслом. Это могут быть: пожелания здоровья, исполнения мечты. Помещается талисман в кабинке ребёнка или в личном ящике – «сокровищнице» ребёнка (при наличии таковых в группе).

Таким образом, на конкретных примерах мы показали, каким образом возможно перестроить существующую практику работы детского сада с семьёй. Необходимо отойти от традиционного понимания работы с родителями и ориентироваться на работу по поддержке семьи и помощь в реализации инициатив родителей. А для этого нужно повысить активность родителей и предоставить им соответствующее пространство в детском саду для самореализации.

Литература:

1.     Давыдова, О.И. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями[Текст] / О.И.Давыдова. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013. – 128с.

2.     Хаснутдинова, С.Р. Поиск активных форм взаимодействия детского сада с родителями. [Текст] / С. Р. Хаснутдинова // Воспитатель ДОУ. - 2011. -№11. – С. 82 – 97.

3.     Кан – Калик, В.А. Тренинг профессионально – педагогического общения (методические рекомендации). – М., 1990.

 





ОБСУЖДЕНИЕ


Александр Владимирович Серолапкин2017-11-18 17:33:57 - Александр Владимирович Серолапкин
Портрет идеального родителя

http://trudno-deti.ru/trudnosti-vospitaniya-sebya/idealnyj-roditel/
Раиса Афанасьевна Кулакова2017-11-18 20:46:19 - Раиса Афанасьевна Кулакова
Спасибо, интересно. Многое можно применить в школе.

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться









  Copyright © 2berega.spb.ru, ПроШколу.ру, 2007-2024. Все права защищены.   Контакты
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу