Статья - Юлия Александровна Пономарева
 
 

Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?


ГЛАВНАЯ

ШКОЛЫ

ДЕТСАДЫ

КУЛЬТУРА, СПОРТ ...

КАРТА

БИБЛИОТЕКА

СООБЩЕСТВА

КОНКУРСЫ











Юлия Александровна Пономарева


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Юлия Александровна Пономарева / Блог / Статья


ЗАПИСЬ #3

КОММЕНТАРИИ (0)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


05 февраля 2018, 16:54, автор - хозяйка блога
Юлия Александровна Пономарева

Статья

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

Пономарева Ю.А.

Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольном учреждении.

Задача педагога, состоит в удовлетворении естественной потребности детей в движении.

Также решаются задачи:

1. Научить самостоятельной двигательной активности в условиях группы.

2. Самостоятельное активное движение сделать интересным и доступным для детей.

3. Изготовить такие атрибуты, которые будут органично вливаться в их самостоятельную деятельность и стимулировать безопасную двигательную активность в условиях ограниченного пространства.

Важное значение имеет самостоятельная двигательная деятельность в течение дня. Занимаясь самостоятельно, ребёнок сосредотачивает внимание на действиях, ведущих к достижению увлекающей его цели.

 

Модель самостоятельной деятельности детей в режимных моментах

Режимные моменты

Распределение времени в течение дня

Младшая

группа

Средняя

группа

Старшая / Подготовительная группа

Игры, общение, деятельность по интересам во время утреннего приема

от 10 до 50 мин

Самостоятельные игры в 1-ой половине дня

20 мин

15 мин

Подготовка к прогулке, самостоятельная деятельность на прогулке

от 60 мин до 1 ч 30 мин

от 60 мин до 1 ч 40 мин

Самостоятельные игры, досуги, общение и деятельность по интересам во 2-й половине дня

40 мин

30 мин

Подготовка к прогулке, самостоятельная деятельность на прогулке

40 мин

30 мин

Игры перед уходом домой

от 15 до 50 мин

Для активизации самостоятельной двигательной активности значительную роль играет двигательная среда.

Вступивший в силу ФГОС ставит к развивающей предметно-пространственной среде определенные требования: насыщенность, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность, трансформируемость.

Двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим развитию игр:

- Для стимулирования двигательной активности на участке можно создавать полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель, залезть на лестницу и др.) Желательно организовывать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для многовариантных игр. Необходимо выносить игрушки (вожжи, вертушки, каталки и др.) и мелкие физкультурные пособия (палки, обручи, мячи, скакалки и т.д.)

- При организации двигательной активности в условиях группы существует проблема. Дети не очень умеют правильно организовать самостоятельную деятельность, где пространство ограничено. Как сделать, что бы детям был интересен и доступен данный вид деятельности? В нашем саду эта проблема решается только с помощью серии игр, новых атрибутов т.е от наполняемости развивающей предметно-пространственной среды. И конечно организующая и мотивирующая работа педагога в группе. Создание условий, как одно из требований ФГОС.

- Здесь нам помогают физкультурные уголки, которые есть во всех группах, наличие различных игрушек, мелких и крупных физкультурных пособий: для ст. возраста - игра городки, ракетки и мячи, кегли, игра «Дартс» на липучках, кольцеброс, диски «Здоровье», 2-3 скакалки, султанчики, ленточки, 2-3 обруча, настольные спортивные игры, тренажеры, массажеры. Оборудование должно быть составлено с учетом гендерности.

- Кроме того, в группе хорошо иметь картотеку разнообразных игр, движений, упражнений состоящую из карточек на которых схематически изображены общеразвивающие упражнения, основные виды движений, элементы художественной гимнастики и акробатики, фрагменты эстафет и других подвижных игр. Работа с карточками помогает детям использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности, учит их организовывать соревнования со сверстниками, подчинятся правилам.

- Нестандартное физкультурное оборудование - это дополнительный стимул формирования у детей интереса и ценностного отношения к своему здоровью. Нестандартное оборудование широко применяем в разных формах работы: в организованной деятельности и самостоятельной. Это позволяет нам повышать двигательную активность ребенка, формировать основные движения, поддерживать положительные эмоции.

Выполнение комплексов общеразвивающих упражнений с различными пособиями и предметами (мешочки с песком, шишки, газеты) оказывают огромное влияние на развитие разных групп мышц и укрепление мышечного тонуса, развитие мелкой моторики.

Для активизации самостоятельной двигательной активности детей необходимо разработать серию игр, учитывающих индивидуальные потребности дошкольников (игровые интересы, необходимость тренировки отдельных групп мышц, задачи развития данного возраста) и позволяющих им активно двигаться в условиях группы. Игры вводить в самостоятельную деятельность воспитанников постепенно.

 


Примерные игры с детьми.

 

Игры с ковриками

Оборудование: текстильные коврики с разноцветными геометрическими фигурами.

"Гигантские шаги"

Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации;

  Ход игры: коврики раскладываются по кругу, на расстоянии большого шага ребенка. Дети по очереди различными способами перешагивают с коврика на коврик ( прямые, боковые шаги, на пальцах, на пятках, спиной вперед). Простота игр, разнообразные варианты применение различных предметов, возможность дозировать физическую нагрузку стимулировали детей и взрослых к придумыванию новых вариантов.

Из практики педагога:

Интересно детям заниматься с ковриками, где нашиты геометрические фигуры: игры «С кочки на кочку» дети прыгают  по коврикам. «Гигантские шаги»- дети шагают с коврика на коврик.

"Веселая дорожка"

Цель : развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации, внимания, формирование перекрестных движений; оречевление пространственных отношений; закрепление знания формы, упражнение в прыжках и беге.

Ход  игры: коврики располагаются на полу хаотично, на расстоянии небольшого прыжка.

Выбирается водящий, который первый прыгает с коврика на коврик, дети следуют за ним, стараясь не ошибиться и прыгать по тем же коврикам.

"Займи свое место"

Цель: развитие  пространственного воображения и восприятия, крупной моторики; координации, внимания; формирование перекрестных движений; закрепление знаний формы и цвета.

Ход игры: коврики располагаются по большому кругу. Воспитатель дает словесное указание любому играющему ребенку, какой коврик он должен занять и так все дети занимают свои места. По сигналу дети разбегаются и по новому сигналу занимают:

1- свои коврики.

2- любой коврик.

После чего каждый называет, на каком коврике он оказался.

 

Игры с  ортопедической дорожкой.

Оборудование: дорожка голубого цвета, длиной 1,5 м.

" Домик щенят".

Цель : Развивать координацию движений, упражнять в равновесии, ходьбе, прыжках, ползании.

Ход игры: дети ходят по дорожке друг за другом, перепрыгивают через нее, ползают (купаются).

"Огород".

Цель : развивать мелкую моторику рук.

Ход игры : дети перебирают пальцами наполнители, имитируя работу на грядке.

" Котята".

Цель: упражнять в ползании на четвереньках.

Ход игры: хождение на четвереньках по ортопедической дорожке.

 

Игры с цветными шнурами.

Оборудование: цветной шнур-косичка длиной 60- 70 см.

" Зайчики".

Цель: упражнять в прыжках.

Ход игры : Из шнуров сделаны круги. Дети прыгают из шнура в шнур, как зайцы.

"Нора лисички".

Цель : упражнять в подлезании.

Ход игры: воспитатель держит шнур-косичку в виде круга, как обруч. Дети- лисички прячутся в нору от охотников, пролезая в "обруч".

"Солдаты на тренировке".

Цель: развитие различных мышц туловища, формировать умение самостоятельно выполнять различные физические упражнения для рук, ног, туловища.

Ход игры: выбирается водящий и назначается командиром. Солдаты на тренировке выполняют упражнения за командиром: шнур в обеих руках внизу, поднять шнур вверх, опустить; наклоны, шнур в вытянутых руках вперед и т.д.

"Паутинка".

Цель: упражнять в перелезании, подлезании,  пролезании между натянутых шнуров.

Ход игры: дети преодолевают препятствия, перелезая через натянутый шнур, затем подлезают под шнур, пролезают между двумя натянутыми шнурами.

"По мостику".

Цель: упражнять в равновесии, развивать уверенность, внимание, профилактика плоскостопия.

Ход игры : дети идут друг за другом не торопясь по шнуру.

Игры с лесенкой.

Оборудование: лесенка сделанная из двух толстых шнуров и "перекладин" из тесьмы.

" Поднимись по лесенке".

Цель : упражнять в равновесии; развивать воображение;

профилактика плоскостопия.

Ход игры: дети идут по лесенке, шагая широкими шагами.

"Преодолей препятствие".

Цель : закреплять умение ходить боком; упражнять в равновесии; развивать воображение.

Ход игры: дети идут боком, по лесенке, лежащей на полу.

 

Игры с мешочками.

Оборудование: мешочки с песком разных размеров.

"Веселые негритята".

Цель: упражнять в равновесии, развивать внимание.

Ход игры: Дети переносят мешочки с грузом на голове, ходьба по ортопедической дорожке, между шнурами.

"Через кочку".

Цель : упражнять в прыжках.

Ход игры : дети перепрыгивают через мешочки с песком.

"С кочки на кочку".

Цель:   развивать умение запрыгивать и спрыгивать на большие мешочки с песком.

Ход игры: дети запрыгивают на мешочек с песком и спрыгивают с него.

"Урожай в кладовочку."

Цель : упражнять в забрасывании мешочков в короб.

Ход игры: дети забрасывают мешочки с песком в короб.

"Аист"

Цель : упражнять в равновесии.

Ход игры: дети стоят на одной ноге с мешочком на голове.

 


Рекомендации по организации самостоятельной двигательной активности детей:

1. Использование новых атрибутов для повышения двигательной активности в условиях группы.

2. Создание проблемных ситуаций, например: имитируя разведчиков, дети идут друг за другом, прыгают с кочки на кочку и т.д.

3. Ходьба: чаще использовать ходьбу на носках и с предметами на голове, для формирования ощущения правильной осанки. Давать задания, в которых изменяется темп при ходьбе, с разным положением рук, умение чередовать ходьбу с другими движениями.

4. Бег: обращать внимание на согласование движения рук и ног, непринужденность движений. Следить за тем, чтобы в беге ставили стопы ближе одна к другой, не разводили в стороны носки ног.

5. Прыжки: особое внимание обращать на мягкое приземление, а не преодоление высоты или длины. Лучше организовывать подпрыгивание, тогда внимание ребенка не отвлекается необходимостью преодоления препятствия, а сосредоточенно на самом движении.

6. При ползании на четвереньках обязательный последующий переход в вертикальное положение и активное выпрямление позвоночника. Регулярное усложнение препятствий, которые нужно преодолевать.

7. Обращать внимание на уверенность выполнения статичных поз.

8. Точно дозировать упражнения и применять их в разнообразных комбинациях и вариантах. Обеспечить избирательный характер воздействия на отдельные звенья двигательного аппарата, отдельные группы мышц и определенные системы организма -  в зависимости от конкретных задач.

При применении разнообразных развивающих игр, методических рекомендаций в ограниченном пространстве группы дети будут отдавать предпочтение активному времяпрепровождению: Значительно возрастет интерес детей к подвижным играм; снизится спонтанная двигательная активность дошкольников; повысится продолжительность, разнообразие и интенсивность движений. Снизится количество нарушений поведения детей, ведь они будут организовывать свои подвижные игры с использованием новых пособий и атрибутов.

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

         Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого -М.: Физкультура и спорт, 1988

         Демидова Е. Организация самостоятельной двигательной активности детей // Дошкольное воспитание. 2004. № 1. С. 28-32.

         Игровые занятия в группах здоровья /Сост. Э.К.Ахмеров. – М.: 1991.

         Куколевский Г.М. Здоровье и физическая культура. – М.: 1979

         Орешкин Ю.А. К здоровью через физкультуру. – М., 1990

         Радина О. А., Котельникова Н. Ю. Организация самостоятельной двигательной активности детей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 10. – С. 256–260. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56859.htm.

         Сборник статей "Физическое воспитание детей дошкольного возраста", сост. Л.В.Русскова, Л.И.Баканенкова, М., 1982.

 





ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться









  Copyright © 2berega.spb.ru, ПроШколу.ру, 2007-2024. Все права защищены.   Контакты
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу