Статья:
Игра и игрушка в жизни ребенка
К.Д.Ушинский
писал: «Не думайте же, что все это пройдет бесследно с
периодом игры,
исчезнет вместе с разбитыми куклами и разломанными
барабанщиками;
весьма вероятно, что из этого со временем завяжутся
ассоциации
представлений, и вереницы этих ассоциаций…свяжутся в одну
общую сеть,
которая определит характер и направление человека».
Малыш уже с
первых месяцев своего существования начинает общаться с игрушкой. Первой
игрушкой младенца
становится
погремушка. Научившись захватывать, ощупывать е, к 6 месяцам
ребенок может
самостоятельно брать игрушку в руки. Постепенно переходит к
манипулированию
предметами, совершенствует действия с ними. Так
возникает игра. Игра
– это «спутник детства». У дошкольников она становится ведущим видом
деятельности,
связанным со всеми сферами жизни ребенка. О роли игры в
воспитании
«будущего деятеля» говорил А.С.Макаренко: «Каков ребенок в
игре, таков во
многом он будет в работе, когда вырастет».
Важные для
дошкольника дела часто имеют форму игры. Здесь ребенок
думает, говорит,
двигается. В игре активно работают его психические
процессы, такие
как память, воображение, мышление.
Н.К.Крупская
отмечала, что «… приобретать знания можно не только, сидя
за книжкой, а
через игру, которая должна помочь детям познать жизнь». Один
из видов игр –
это дидактические игры, то есть обучающие.
В педагогике
выделяют три вида дидактических игр: игры с предметами и
игрушками,
словесные игры и настольно-печатные.
Игры с
предметами и игрушками подразумевают использование разных
игрушек и
предметов, а также природного материала, Это куклы, транспорт,
посуда,
животные, матрешки, пирамидки, листья, камушки, семена и т.д.
Во всех группах
детского сада (по рекомендации Е.И.Тихеевой) необходимо
иметь
дидактическую куклу с « комплектом всех предметов обихода».
Выбирая игрушку
для ребенка, необходимо учитывать несколько моментов.
1. Игрушка
должна быть безопасной. Наличие острых углов и краев может
привести к
травмам. Игрушки с мелкими деталями противопоказаны младшим
дошкольникам,
так как дети могут взять мелкие детали в рот. Материал, из
которого
изготовлена детская игрушка, тоже должен быть экологически
безопасен.
Сегодня на рынке можно встретить большое количество китайских
игрушек, в
состав которых входит формальдегид. Эти игрушки могут
навредить
здоровью детей.
При покупке
игрушки рекомендуется требовать сертификат качества.
2. Внешний вид
игрушки должен быть привлекательным для ребенка,
вызывать у него
любопытство, а не страх или агрессию.
3. Важно и
качество сделанной игрушки. Игрушка должна быть прочной.
Если ребенок привык
бросать, ронять предметы, то некачественно сделанная
игрушка может
скоро разбиться.
И это может
нанести ребенку, как травму психологическую, так и физическую.
4. Игрушка
должна соответствовать возрастным особенностям детей,
учитывать их
умственные и физические особенности.
5. Немаловажное
значение игрушки как средства обучения. Какие ценности
она прививает,
чему учит.
Список
литературы:
1. Ушинский К.Д.
Собрание сочинений, т.8, М., 1950г. – с.439 – 440.
2. Васильева
М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и
обучения в
детском саду - М.: Просвещение, 1985.
3. Макаренко
А.С., Соч.т.4, М.,1958 - с.379