Консультация для
родителей
"Развитие диалогической речи дошкольников
с использованием игр драматизаций"
Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в
теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием
мышления, возникает и развивается в процессе общения.
Общение возникает ранее других психических процессов и присутствует во всех
видах деятельности. Оно оказывает влияние на речевое и психическое развитие
ребенка, формирует личность в целом. Исходной формой коммуникативной речи
является диалог, который рассматривается как обмен партнеров
высказываниями-репликами. Диалогическая форма общения способствует активизации
познавательно-мыслительных процессов. При недостаточном общении темп развития
речи и других психических процессов замедляется и снижается уровень общения. С
самого раннего возраста ребенка в диалог вовлекает взрослый. Далее этот опыт
речевого общения ребенок переносит во взаимоотношения со сверстниками. У
старших дошкольников ярко выражена потребность в общении, потребность во
внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих
действий. Но дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают большие трудности
в общении.
Диалогическая речь, которой дошкольник овладевает в первую очередь, имеет
свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в
разговорной речи. Поэтому развитие диалогической речи играет ведущую роль в
процессе речевого развития ребенка. Полноценное развитие диалогической речи у детей
с ОНР возможно только при создании самых благоприятных условий для совместной
деятельности ребенка и взрослого. По данным А.Г. Рузской это организация
речевой среды, общение взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с
другом.
А.Г. Рузская предлагает на специальных занятиях по развитию диалогической
связной речи использовать прием подготовленной беседы и прием театрализации
(имитации и пересказа). Подготовленная беседа направлена на то, чтобы,
во-первых, научить детей беседовать: выслушивать речь собеседника, говорить
понятно для собеседника, во-вторых, отрабатывать произносительные и
грамматические навыки, уточнять смысл известных малышам слов.
Значение игры как деятельности для дошкольника трудно переоценить,
поскольку она удовлетворяет биологические, духовные и социальные потребности
развивающейся личности ребенка. Игры с успехом могут применяться не только на
занятиях, но и в повседневной жизни ребенка, обещая обеспечить развитие
диалогической речи в эмоционально привлекательной для детей форме.
К игровым упражнениям в диалоге можно отнести любую игру (дидактическую,
подвижную, сюжетно-ролевую, драматизацию), правилами или сюжетом которой
предусмотрено речевое взаимодействие, обмен высказываниями, передачу
литературных текстов по ролям.
Особая роль отводится играм-драматизациям, ведь именно в них необходимо
точное и эмоциональное воплощение взятой на себя роли, на умение ставить себя
на место героев произведения, проникаться их чувствами и переживаниями.
Игра-драматизация – является благодатным полем для закрепления и
формирования диалогических умений. Чем богаче, разнообразнее диалог в игре, тем
выше уровень игрового творчества детей. Развивая игровое взаимодействие детей в
игре (ролевые диалоги), педагог не только целенаправленно обогащает игру детей,
но и формирует все стороны диалога. И наоборот, развивая у детей умения
пользоваться всеми функциональными видами диалогических реплик и соблюдать
существующие правила поведения в диалоге, воспитатель содействует развитию
игры-драматизации. Как известно, игры-драматизации пользуются у детей
неизменной любовью. Ребёнок чувствует себя более раскованно, свободно и
естественно, кроме этого здесь проявляется необыкновенно развитый инстинкт
подражания. Именно поэтому как основное направление в коррекционной работе по
развитию диалогической речи у детей с ОНР мы выделяем использование
игр-драматизаций В процессе организации этих игр у детей развиваются
организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства
общения. Дети в игре присматриваются друг к другу, оценивают друг друга и в
зависимости от таких оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии. С
детьми, не соблюдающими установленных правил в игре, демонстрирующими
отрицательные черты характера в общении, сверстники отказываются иметь дело.
Дети учатся ориентироваться на реакции собеседников, зрителей и учитывать их в
своих собственных действиях. Это важно для того, чтобы суметь быстро
сориентироваться, овладеть собой в трудной ситуации, которая может сложиться во
время выступления, например: кто-то из участников забыл свои слова, перепутал
очередность и т.д.
Роль педагога в организации и проведении таких игр очень велика. Она
заключалась в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и
незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную
деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного
вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого
ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее); на трудности, с
которыми дети сталкиваются.
Таким образом, можно говорить о том, что успешному развитию диалогической
речи у детей с общим недоразвитием речи способствует работа с использованием
игр – драматизаций.
Тэги:
материал для родителей