Статья: `Научи меня при помощи` - Дарья Алексеевна Аникина
 
 

Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?


ГЛАВНАЯ

ШКОЛЫ

ДЕТСАДЫ

КУЛЬТУРА, СПОРТ ...

КАРТА

БИБЛИОТЕКА

СООБЩЕСТВА

КОНКУРСЫ











Дарья Алексеевна Аникина


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Дарья Алексеевна Аникина / Блог / Статья: `Научи меня при помощи`


ЗАПИСЬ #1

КОММЕНТАРИИ (0)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


09 октября 2018, 16:00, автор - хозяйка блога
Дарья Алексеевна Аникина

Статья: `Научи меня при помощи`

Научи меня при помощи игры.

 

Уважаемые коллеги, данная статья создана для учителей – дефектологов и воспитателей групп компенсирующего вида. Собранные дидактических игр решают две цели в работе с детьми ОВЗ: одна из них коррекционно - обучающая, которую преследует педагог, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Все игры были подобраны таким образом, чтобы активизировать самостоятельность детей и умение пользоваться полученными знаниями. Важнейший принцип в работе с детьми ОВЗ, направлен на компенсацию дефектов их психического развития, стремление научить детей видеть цвет, форму и величину в ближайшем  окружении, вызвать желание узнавать, научить спрашивать, развивать словарный запас.  

1 блок по формированию представлений о цвете предмета

 «Цветочное поле»

Задачи:

  • Учить группировать предметы по цвету;

  • Учить различать основные цвета;

  • Учить соотносить предметы по размеру;

  • Развивать мелкую моторику рук;

  • Развивать внимание

Материал: полянка с цветами, бабочки.

Вариант № 1

Детям предлагаем отправиться погулять  на цветочную поляну. Звучит музыка.  Приходим “на полянку”. Рассматриваем, отмечаем, что это не просто цветы, а домики для бабочек. Каждому даём красивую бабочку. Звучит музыка. Дети  “летают” со своими бабочками. А теперь бабочки устали, посадим их на свои домики. Будьте внимательны! Каждая бабочка должна сесть на свой домик.

Вариант № 2

 Детям предлагается соотнести бабочку и цветок по размеру (маленькую бабочку на маленький цветок, большую бабочку на большой цветок).

 «Спрячь мышку»

Цель : закреплять представления о шести цветах.

Ход игры :  педагог выкладывает на стол домики для мышки (листы бумаги шести цветов, посередине окошко с нарисованной мышкой). Видишь, в окошках выглядывают мышки. Чтобы спрятать мышку, надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвет, что и домик, а то придёт кошка, увидит, где окошко, откроет его и съесть мышку. Сначала ребёнку предлагается один домик, затем, усложняя,2-3 домика одновременно.

«Прятки»

Цель : закреплять представления о шести цветах. Учит выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов.

Ход игры . У нас есть коврики из разноцветных клеток. Посмотрите, какие у тебя игрушки. Подберите по цвету игрушки к каждой клеточке коврика, положите игрушку на такую клеточку, чтобы она на ней спряталась. Если игрушка будет другого цвета, она будет видна.

«Окраска воды»

Цель : формировать у детей представление о смешении цветов

Ход игры : Учитель - дефектолог: «Мы сегодня будем красить воду, у нас получится красная вода, желтая вода и при смешении этих цветов получиться новый цвет. Вода в баночках бесцветная, а мы её сделаем цветной.  Смотрите, как я буду красить воду: я беру на кисть краску, макаю кисть до половины, теперь прополаскиваю её в одной баночке. У меня получилась красная водичка. А в другую баночку я положу желтую краску: обмакну кисть в краску, промою. Получилась желтая вода, а теперь, добавь в одну баночку красную и желтую краску. Выполняем и поясняем, что у нас получилась оранжевая вода. Ребенок выполняет самостоятельно.

«Найди предметы такого же цвета»

Цель : упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Ход игры : Дефектолог говорит: «Когда я повернусь, у тебя должно быть что-нибудь красное (жёлтое, оранжевое, синее, черное и белое)». Педагог отворачивается, ребенок ищет в кабинете предметы названного цвета. Педагог разворачивается и проверяет, правильно ли выполнено задание. Игра повторяется несколько раз.

 

2 блок по формированию представлений о форме предмета

Цель:

·                                Учить детей различать и называть геометрические фигуры – квадрат, овал, круг, прямоугольник и треугольник, учить соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающего мира;

·                                Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать предметы по форме, развивать умение находить и на ощупь определять форму предмета.

·                                Развивать внимание и

  «Волшебный зонтик»

Ребенку предлагается карточка с изображением зонтика. Под зонтик кладется геометрическая фигура и предлагается ребенку спрятать под зонтик все фигуры такой же формы.

  «Разложи правильно»

На столе все фигуры одного цвета. Ребенку предлагается разложить фигуры по коробкам, на которых изображена форма фигур. По сигналу дети раскладывают фигуры по коробкам.

  «Какой фигуры не стало?»

Вариант № 1

Учитель - дефектолог выбирает 4 геометрические фигуры разной формы и кладет на стол. Детям дается время на запоминание фигур, после чего они закрывают глаза, а педагог убирает одну фигуру. После чего дети открываю глаза и вспоминают, какой фигуры не стало.

Вариант № 2.

 Как только дети усвоили правила игры ее можно усложнить за счет подбора фигур разного цвета и размера.

  «Подбери по форме»

Ребенку предлагается таблица с силуэтами различных геометрических фигур разного размера и набор геометрических фигур. Ребенок выкладывают соответствующие фигуры на таблицу.

  «Геометрическое лото»

Вариант № 1

Учитель - дефектолог предлагает ребенку карточку с изображением разноцветных геометрических фигур разного размера. Ребенок должен найти фигуры соответствующего цвета, формы, размера и закрыть их на карточке.

 Вариант № 2

Ребенку предлагаем геометрические фигуры, а он раскладывает их с учетом изображений на карточках.

«Жил – был кружочек»

Детям предлагаются карточки с изображением различных предметов. Они должны определить, на какую фигуру похож данный предмет.

  «На что похоже?»

Дети рассматривают геометрическую фигуру, определяют цвет и говорят, на какой предмет окружающего мира похожа данная фигура.

  «Веселый поезд»

Учитель - дефектолог кладет карточку с контуром паровозика. Ребенок из геометрических фигур выбирает  те фигуры из которых он состоит и «рассаживают» их по вагонам.

  «Пассажиры»

Вариант № 1

Учитель - дефектолог в паровозик кладет карточку: одну с контуром фигуры, другую с цветовым пятном. Ребенок должен выбрать из набора карточку данного цвета и формы и посадить в вагон.

 Вариант №2

Усложним задачу, из набора выбираем 3 карточки: 2 – с контурами фигур и 1 – с цветовым пятном. И предлагает ребенку найти друзей, которые поедут в поезде. Ребенок выбирает из набора нужные карточки и «рассаживает» их в поезд.

  «Вкусный груз»

Учитель - дефектолог берет изображение с геометрической фигурой, выкладывает на вагончик, сравнивая ее с каким-либо подходящим предметом (помидор, огурец, конфета…) и говорит, что сегодня поезд везет «вкусный груз». Ребенку предлагается подобрать подходящую геометрическую фигуру по названию «вкусного груза».

«Новогодние бусы»

Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры по свойствам (цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.

Оборудование. На полу лежит длинная лента, на ней слева направо в определенном чередовании разложены фигуры: красный треугольник, зеленый круг, красный треугольник и т. д.

Ребенок стоит в кругу, перед ними коробки с разноцветными геометрическими фигурами.

Ход игры.

 Учитель – дефектолог предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и говорит: «Посмотри, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая». Ребенок берет по две такие же фигуры, называет их и начинает составлять бусы. Объясняет, почему выкладывает именно эту фигуру. Под руководством педагога исправляют ошибки.

Затем педагог говорит, что бусы рассыпались и их надо собрать снова. Выкладывает на ленте начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть следующей, почему. Ребенок выбирает геометрические фигуры и раскладывает их в соответствии с заданной закономерностью.

 

3 бок по формированию представлений о величине предмета

  «Веселые матрешки»

Цель: учить различать и сравнивать предметы по разным качествам величины.

Материал. 2 комплекта пятиместных матрешек, 2 комплекта разных по величине кружочков, башенка из полых кубов.

Содержание.

Учитель - дефектолог обращается к ребенку: «Я хочу поиграть с тобой в веселых матрешек, но вижу, что здесь только одна матрешка, а где же остальные? (смотрит вокруг, а потом берет в руки матрешку и покачивает ее). Что-то там, в середине гремит! Посмотрим, что там есть? (Снимает верхнюю половину матрешки). Вот, оказывается, где они спрятались! (Все матрешки выставляются в ряд). Давай познакомимся с ними! Дефектолог называет имя каждой матрешки, наклоняя ее при этом: «Я - Матреша, я - Наташа, я - Даша, я - Маша» и т.д. Ребенок выбирает себе одну из матрешек (одну матрешку берет себе дефектолог). Игра начинается. Сначала матрешки гуляют, (ходят по столу). Затем их зовут измерять рост. Они выстраиваются друг за другом и по очереди, начиная с самой маленькой, встают по росту, а дефектолог уточняет, какая матрешка самая маленькая (высокая)? Потом матрешки идут обедать. Педагог ставит на стол набор кружочков (тарелочек) пяти вариантов величины, ребенок подбирает для всех матрешек тарелочки соответствующей величины. Пообедав, матрешки собираются на прогулку. Педагог ставит на стол второй комплект матрешек, и дети подбирают своим матрешкам подружек такого же роста. Пары матрешек передвигаются по столу. Потом разбегаются и смешиваются. («Матрешки захотели побегать»). Незаметно для ребенка педагог убирает со стола пару матрешек одного роста. «Пора домой! - говорит педагог. Становитесь в пары». Матрешки выстраиваются парами, и вдруг обнаруживается, что какой-то пары матрешек не хватает. Дефектолог предлагает ребенку позвать матрешек по имени (если помнят). Просим их вернуться. Матрешки появляются, ребенок ставит их на место и игрушки отправляются домой. Педагог ставит на стол башенку из полых кубов (одна сторона у них отсутствует) - это домики для матрешек. По просьбе дефектолога ребенок находит дом для своей матрешки. Матрешки кланяются, прощаются и уходят домой.

«Длинное - короткое»

Цель: развитие у детей четкого дифференцированного восприятия новых качеств величины.

Материал. Атласные и капроновые ленты разных цветов и размеров, картонные полоски, сюжетные игрушки: толстый мишка и тоненькая кукла.

Содержание.

Учитель – дефектолог раскладывает на столе комплекты игрового дидактического материала (разноцветные ленточки, полоски). Педагог достает две игрушки - плюшевого мишку и куклу Катю. Говорит, что Мише и Кате хочется сегодня быть нарядными, а для этого им нужны пояски. Ребенку даем свернутые в трубочку ленточки: одну короткую - поясок для Кати, другую длинную - поясок для мишки. Ребенок с помощью педагога примеряет и завязывает пояски игрушкам. Игрушки выражают радость и кланяются. Но затем игрушки хотят поменяться поясками. Дефектолог предлагает снять пояски и поменять игрушкам пояски. Вдруг обнаруживает, что на мишке Куклин поясок не сходится, а для куклы поясок слишком велик. Педагог предлагает рассмотреть пояски и расстилает их рядом на столе, а затем накладывает короткую ленточку на длинную. Он объясняет, какая ленточка длинная, а какая короткая, т. е. дает название качества величины - длина.

После этого педагог показывает ребенку две картонные полоски - длинную и короткую. Показывает ребенку, как можно сравнить полоски с ленточками путем накладывания и сказать, какая из них короткая, какая – длинная.

 «Широкое - узкое»

Цель: формировать представление «широкое - узкое».

Содержание.

Кукла и Мишка приносят широкие и узкие ленточки одной и той же длины. Педагог показывает ребенку широкие и узкие ленточки, спрашивает, какая это ленточка (показывает широкую). Получив ответ, говорит, что в другой руке узкая. Проводится обследование путем наложения одной ленты на другую. Фиксирует внимание на том, что широкая лента видна по узкой. На столе выкладываются две картонные полоски - широкая и узкая (одинаковой длины). По широкой полоске (дорожке) могут пройти кукла и мишка, а по узкой - только один из них. Или можно проиграть сюжет с двумя машинами.

 «Три медведя»

Цель: упражнять в сравнении и упорядочении предметов по величине.

Оборудование. Силуэты трех медведей, у ребенка комплекты игрушек трех размеров: столы, стулья, кровати, чашки, ложки.

Ход игры.

Педагог показывает ребенку комплекты предметов одного вида: три ложки разного размера, три стула и т. д. рассказывает: «Жили-были три медведя. Как их звали? (Ребенок называет). Кто это? (Ставит силуэт Михаила Ивановича). Какой он по размеру? А это кто? (Настасья Петровна). Она больше или меньше Михаила Ивановича? А какой Мишутка? (Маленький). Давай устроим каждому медведю комнату. Здесь будет жить самый большой медведь, Михаил Иванович. Найди кровать, стул, и т. д. для Михаиле Ивановича? (Ребенок ставит предметы около медведя в случае ошибки Михаил Иванович говорит: «Нет, это кровать не моя»). Есть у вас кровать, стул и т. д. для Мишутки? (Ребенок обустраивает ему комнату). А эти предметы для кого остались? (Для Настасьи Петровны). Какие они по размеру? (Меньше, чем для Михаила Ивановича, но больше, чем для Мишутки). Давай отнесем их Настасье Петровне. Устроили медведи свое жилье и пошли в лес погулять. Кто идет впереди? Кто за ним? Кто последний? (Учитель - дефектолог помогает ребенку вспомнить соответствующие фрагменты сказки).

 «Ежик»

Цель: учить соотносить предметы по величине, выделять величину в качестве значимого признака, определяющего действия; закреплять значение слов «большой», «маленький», «больше», «меньше», вводить их в активный словарь детей.

Оборудование. Картонные трафареты с изображением ежей, зонтиков четырех величин.

Ход игры.

Педагог говорит, что сейчас он расскажет сказку о ежах: «В лесу жила семья ежей: папа, мама и двое ежат. Вот один раз ежи пошли гулять, и вышли в поле. Там не было ни дома, ни дерева. (Предлагает ребенку найти на подносах фигурки ежей и положить их перед собой. Педагог помогает ребенку расположить фигурки в ряд по величине). Вдруг папа еж сказал: «Посмотрите, какая большая туча. Сейчас пойдет дождь». «Побежали в лес, - предложила мама ежиха. - Спрячемся под елкой». Но тут пошел дождь, и ежи не успели спрятаться. У тебя есть зонтики. Помогите ежам, дайте им зонтики. Только смотрите внимательно, кому, какой зонтик подходит. (Смотрит, использует ли ребенок принцип сопоставления предметов по величине). «Молодец, теперь все ежи спрятались под зонтиками. И они благодарят тебя». Педагог спрашивает, почему он дал один зонтик папе-ежу, а другой - маме-ежихе; почему маленьким ежатам дал другие зонтики. Ребенок отвечает, а педагог помогает ему правильно сформулировать ответ.

 



Тэги: дидактические игры по ФЭМП



ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться









  Copyright © 2berega.spb.ru, ПроШколу.ру, 2007-2024. Все права защищены.   Контакты
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу