Развитие инклюзивной компетентности педагогов в условиях дош - Анастасия Андреевна Николаева
 
 

Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?


ГЛАВНАЯ

ШКОЛЫ

ДЕТСАДЫ

КУЛЬТУРА, СПОРТ ...

КАРТА

БИБЛИОТЕКА

СООБЩЕСТВА

КОНКУРСЫ











Анастасия Андреевна Николаева


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Анастасия Андреевна Николаева / Блог / Развитие инклюзивной компетентности педагогов в условиях дош


ЗАПИСЬ #2

КОММЕНТАРИИ (0)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


05 ноября 2018, 12:57, автор - хозяйка блога
Анастасия Андреевна Николаева

Развитие инклюзивной компетентности педагогов в условиях дош

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №104 комбинированного вида
Невского района Санкт-Петербурга













«РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ».






                   Воспитатель
Николаева А.А.










Санкт-Петербург
2018







РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

С 1 января 2014 года был введен в действие в Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС) (приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155). В нем говорится о выравнивании стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. 
Государственный стандарт дошкольного образования направлен на достижение следующих целей: обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования и  обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка независимо от его особенностей, в том числе ограниченных возможностей здоровья.
  В настоящее время отношение к детям с ОВЗ заметно изменилось: найдутся немногие противники того, чтобы образование  было доступно для всех детей без исключения. Сложность заключается  в том,  чтобы ребенок с ОВЗ получил не только богатый социальный опыт, но были реализованы в полной мере его образовательные потребности, чтобы участие ребенка не снизило общий уровень образования других детей.
 «Инклюзивное» образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. Система обучения подстраивается под ребёнка, а не наоборот. При этом преимущества должны получать все дети, часто используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания, дети с особенностями могут находиться в группе полное время или частично, обучаясь с поддержкой и по индивидуальному учебному плану.
Образовательный процесс детского сада предусматривает как уход и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию дефицитов в их развитии.  Процесс инклюзивного образования связан с изменениями на ценностном уровне. Для того чтобы с особыми образовательными потребностями включились в образовательный процесс ДОУ, необходимо, прежде всего, изменить взгляд педагогов на процесс обучения и воспитания. Чаще всего в педагогической практике мы стараемся нивелировать особенности детей, ведь управлять похожими детьми проще, чем разными. Особенности детей-инвалидов нивелировать невозможно, приходится изменять педагогическую практику. Но если мы начинаем создавать особые условия для детей с ограниченными возможностями, то нарушаем принцип равных прав для других детей. Чтобы сохранить равные права, надо научиться работать со всеми детьми, учитывая их индивидуальные особенности. Такой подход к процессу обучения и воспитания предполагает не искусственное включение детей с особыми образовательными потребностями в уже сложившуюся систему, а требует создания новых форм и способов организации образовательного процесса. Создание инклюзивного образовательного пространства невозможно без творческого вклада всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. В связи со сложностью организации инклюзивного ДОУ актуальным становится вопрос о готовности учреждения, педагогического коллектива, родителей и воспитанников к включению детей с особыми потребностями в единый образовательный процесс
Готовность учреждения в целом и педагогов к инклюзивному образованию детей дошкольного возраста - условие успешного осуществления инклюзивного образования детей дошкольного возраста, динамическое, интегративное профессионально-личностное образование, характеризующееся наличием установки, предполагающей активную предрасположенность и потребность педагога в осуществлении инклюзивного образования детей дошкольного возраста, проявляющееся в наличии и мобилизации специальных знаний, умений и навыков.
В настоящее время лишь незначительное количество дошкольных учреждений готово к переосмыслению учебных программ детских садов, перепланировке учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей независимо от состояния здоровья. Готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования можно определить через 2 основных показателя: профессиональную готовность и психологическую готовность.
Профессиональная готовность включает:
• информационную готовность;
• владение педагогическими технологиями;
• знание основ психологии и коррекционной педагоги;
• готовность педагогов использовать вариативные формы и методы работы;
• знание индивидуальных особенностей детей с различными нарушениями развития;
• готовность к повышению профессиональных знаний и умений.
Психологическая готовность включает в себя:
• эмоциональное принятие детей с различными типами нарушений в развитии
• готовность включать детей с различными типами нарушений в деятельность и взаимодействие
• удовлетворенность собственной педагогической деятельностью;
Одним из важных условий организации  процесса инклюзии является командная работа специалистов. Помимо обладания большим количеством научных знаний и практических умений, педагог должен быть эмоционально устойчивым и крепким человеком.
Необходимо обеспечивать психолого-педагогическое сопровождение профессиональной деятельности  воспитателя,  чтобы избежать синдрома эмоционального выгорания.
Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования,  является развитие кадрового потенциала. 
В п. 3.2.5 ФГОС обозначено: Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей.
Понятие «профессиональная компетентность педагога» широко рассматривалось в отечественной психолого-педагогической литературе 90-х гг. XX в. Одни исследователи связывают профессиональную компетентность с понятием культуры (Е.В. Бондаревская, Е.В. Попова, А.И. Пискунов); другие – с уровнем профессионального образования (Б.С. Гершунский); определяют её как одно из субъектных свойств личности, обуславливающее эффективность профессиональной деятельности (Д.М. Гришин, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, А.И. Пискунов и др.); рассматривают компетентность как систему, включающую знания, умения и навыки, профессионально-значимые качества личности, обеспечивающие выполнение профессиональных обязанностей (Т.Г. Браже, Н.И. Запрудский). Несмотря на различия в подходах к определению сущности данного понятия, большинство исследователей рассматривают профессиональную компетентность педагога как системное явление. Основными компонентами профессиональной компетентности воспитателей, реализующих инклюзивную практику являются следующие: наличие знаний теоретических и практических основ педагогики, возрастных и индивидуальных психологических и физиологических особенностей детей, в том числе и детей с ОВЗ, методов диагностики, позволяющих определить уникальные потребности, сильные стороны и потенциальные возможности каждого ребенка в группе; навыки и умения в создании безопасной, развивающей среды; навыки и умения личностно ориентированного взаимо действия с детьми; навыки организации совместной деятельности и общения детей; владение вариативными образовательными методами и технологиями, навыки и умения взаимодействия с родителями; навыки и умения командного взаимодействия.
Подготовка компетентных кадров для инклюзивного образования является одним из условий реализации самой инклюзии. На настоящий момент решение этого вопроса оказывается наименее обеспеченным как организационно, так и методически.
Организация инклюзивной практики — это творческий процесс. В инклюзивном подходе заложена необходимость изменять образовательную ситуацию, создавать новые формы и способы организации образовательного процесса с учетом индивидуальных различий детей. Поэтому педагог должен обладать особым набором профессиональных компетенций, которые позволят ему реализовать инклюзивную практику.

Основными компонентами профессиональной компетентности воспитателей, реализующих инклюзивную практику (по Нартовой-Бочавер) являются следующие:
1.Базовые компетенции: Они предполагают, что воспитатель знает нормативно-правовые документы, регулирующие инклюзивную практику, психологические теории развития детей, в том числе и детей с ОВЗ, основы специальной педагогики и психологии, основы общей педагогики, основы возрастной и педагогической психологии, методики и технологии обучения и воспитания детей, в том числе и детей с ОВЗ. Педагог обеспечивает обучение и воспитание и модифицирует его в соответствии с разными возможностями детей, поддерживает достижения каждого ребенка, проявляет уважительное отношение к ребенку, создает условия для сотрудничества и конструктивного общения детей.
2.Создание безопасной, развивающей среды: умеет определить актуальный уровень развития и интересов детей и размещает в среде игрушки, развивающие игры и предметы в соответствии с зоной их ближайшего развития, организует ситуации в жизни детского сада так, чтобы помочь детям исключить дискриминацию, предубеждения и стереотипы.
3.Включение в деятельность, которая интересует, которой занимается ребенок: присоединяется к инициативе ребенка, вносит новизну в игры, создает ситуации для развития детей, поощряет высказывания ребенка, оказывает помощь ребенку при затруднении.
4.Организация совместной деятельности и общения детей: создает ситуации, когда дети сотрудничают друг с другом и помогают друг другу, Формирует толерантное отношение детей друг к другу. 
5.Организация развивающих заданий для детей: организует задания в соответствии с базовым образовательным компонентом и с учетом индивидуальных особенностей ребенка, разрабатывает и использует в работе разноуровневые задания и задачи для детей с разным уровнем развития.
6.Решение коррекционных задач: Эта компетенция  предполагает, что воспитатель определяет особенности детей с ОВЗ и разрабатывает с помощью коллег адаптированную образовательную программу; определяет педагогические средства достижения образовательных целей и задач (методы, приемы, технологии) в соответствии со спецификой развития детей; организует образовательную деятельность в соответствии со спецификой развития детей; осуществляет анализ организованной им образовательной деятельности.
7.Сопровождение ребенка в новой и проблемной для него ситуации: готовит ребенка к изменению в окружении, предоставляет возможности ребенку сориентироваться в новой ситуации (в своем темпе, своими способами), помогает детям в новой ситуации (эмоциональной, поведенческой), в разрешении конфликтов.
8.Сотрудничество с родителями: выстраивает партнерские отношения с родителями, чтобы обеспечить оптимальную поддержку для удовлетворения потребностей, возникающих у детей в процессе обучения и развития.
9.Командное взаимодействие: Она предполагает умение работать в команде специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности; умение организовывать межличностные контакты, общение и совместную деятельность детей и взрослых; способность выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности.
Необходимо обеспечивать психолого-педагогическое сопровождение профессиональной деятельности  воспитателя,  чтобы избежать синдрома эмоционального выгорания.
 Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
- работа в методических объединениях, творческих группах;
- исследовательская, экспериментальная деятельность;
- инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
- различные формы педагогической поддержки;
- активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;
- обобщение собственного педагогического опыта.
Также работа по развитию инклюзивной компетенции педагога предполагает использование в ходе лекций, семинаров, практических занятий активных методов обучения: неимитационных (проблемные лекции и семинары, дискуссии, задания исследовательского характера), а также имитационных (анализ конкретных ситуаций и решение педагогических задач; ситуативно-ролевые игры, предполагающие создание ситуаций вариативно-профессионального поведения).
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости в самообразовании. 
Развитие интегрированных форм воспитания и обучения, инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — требования нынешнего дня. Это закономерный этап развития системы образования таких детей. Каждый ребенок с ОВЗ должен иметь возможность реализовать свое право на получение образования в любом типе образовательного учреждения и получать при этом необходимую ему специализированную помощь.

 


Тэги: инкулюзия, ФГОС



ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться









  Copyright © 2berega.spb.ru, ПроШколу.ру, 2007-2024. Все права защищены.   Контакты
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу