Цель деятельности педагогов и специалистов при работе с уч - Валерия Александровна Барабанщикова
 
 

Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?


ГЛАВНАЯ

ШКОЛЫ

ДЕТСАДЫ

КУЛЬТУРА, СПОРТ ...

КАРТА

БИБЛИОТЕКА

СООБЩЕСТВА

КОНКУРСЫ











Валерия Александровна Барабанщикова


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Валерия Александровна Барабанщикова / Блог / Цель деятельности педагогов и специалистов при работе с уч


ЗАПИСЬ #5

КОММЕНТАРИИ (1)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


17 января 2019, 18:20, автор - хозяйка блога
Валерия Александровна Барабанщикова

Цель деятельности педагогов и специалистов при работе с уч

Цель деятельности педагогов и специалистов при работе с учащимися с ОВЗ - обеспечение своевременной специализированной помощи данной категории учащихся в овладении ими обязательным минимумом содержания образования в условиях общеобразовательного учреждения.

Коррекционно-развивающую работу, как известно, важно проводить с первых дней пребывания ребенка в школе. Поэтому рассмотрим деятельность данных специалистов на примере работы учителя-дефектолога общеобразовательного учреждения с младшими школьниками с ОВЗ.

Основными направлениями работы учителя-дефектолога являются:

1.        Диагностическое направление.

2.        Коррекционное направление.

3.        Аналитическое направление.

4.        Консультативно - просветительское и профилактическое направление.

5. Организационно-методическое направление.

Основными формами работы учителя-дефектолога являются:

психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, при этом дефектолог является консультантом для учителя-предметника, воспитателя группы продленного дня, родителя учащихся с ОВЗ;

- индивидуальные и групповые развивающие занятия, которые строятся с учетом ведущего нарушения в познавательной и личностной сфере.

Общеизвестно, что первичный дефект влечет вторичные нарушения развития. Поэтому в системе работы учителя-дефектолога при работе с детьми с ОВЗ необходимы занятия, развивающие все составляющие познавательной и личностной сферы.  

Недостаточный уровень развития познавательных процессов часто выступает как один из ведущих факторов, препятствующих не только усвоению образовательной программы и ее практической части, но и формированию личности, лежит в основе неуспешности ученика.  

Важно в систему занятий учителя-дефектолога включать 2 блока:

1. Блок развития познавательной сферы, который включает в себя методические приёмы, развивающие задания, игры и упражнения на развитие памяти, мышления, внимания, восприятия, связной речи, пространственной ориентации, воображения учащихся классов компенсирующего обучения.  

2. Блок развития мотивационной сферы, развивающий мотивационную сторону учебной деятельности.

Успешность учебной деятельности младшего школьника напрямую зависит от качества его мотивационного сопровождения.

Мотивационная составляющая - это психологическая основа обучения и если у ребенка нет данной основы, то развитие его высших психических функций не сможет привести его к школьной успешности. Поэтому появляется необходимость выделения в отдельный блок развитие учебной мотивации.

Каждое занятие учителя-дефектолога при работе с учащимися с ОВЗ должно включать в себя упражнения и задания по двум блокам.

Задачи учителя-дефектолога:

1.                 Научить вырабатывать концентрированное и устойчивое внимание, увеличить объём внимания, усилить способность к распределению и переключению внимания.

2.                 Развить объём, точность, мобилизационную готовность и уверенность в правильности запоминания и воспроизведения информации.

3.                 Развить волевую сферу, саморегуляцию.

4.                 Развивать операции мышления, учить мыслить творчески, видеть

взаимосвязи, делать умозаключения.

5.                 Развивать воображение, с целью привлечения его к решению задач учебной деятельности.

6.                 Формировать социальные и коммуникативные умения, необходимые для взаимодействия с одноклассниками и педагогами.

7.                 Формировать устойчивую личностно-значимую учебную мотивацию, устойчивую самооценку.

Ожидаемые результаты:

1.                 Учебная мотивация . Повышение уровня мотивации учебной деятельности, усиление ее внутренней направленности, повышение продуктивности младших школьников «группы риска».

2.                 Внимание. Увеличение объема и усиление устойчивости, концентрации, распределения и переключаемости внимания.

3.                 Память. Повышение уровня моторной, образной (зрительной, аудиальной, осязательной), эмоциональной и словесно-логической памяти. Развитие кратковременной и долговременной, произвольной памяти.

4.                 Восприятие. Компенсация и развитие зрительного, слухового и осязательного восприятия.

5.                 Мышление. Компенсация и развитие форм мышления: понятие, суждение, умозаключение; операций мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение; видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического.

Структура занятий.

Занятия представлены в виде блока упражнений и игр, способствующих развитию, внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков, учебной мотивации. Так же данные занятия способствуют обучению учащихся способам учебной работы на материале разных учебных дисциплин. Речь идет о формировании «широких» приемов, которые используются на уроке вне зависимости от области знаний и носят межпредметный характер (это метапредметные результаты обучения по ФГОС НОО). К ним относятся такие приемы, как рассмотрение объекта с разных точек зрения, логическая обработка текста, выделение основного смысла контекста, сжатый пересказ и др.

В структуре занятий можно выделить следующие этапы:  

1. Организационный момент, который включает упражнения, направленные на сплачивание детей, создание атмосферы группового доверия.

2. Сообщение темы занятия в занимательной, игровой или проблемной форме, что позволяет активизировать учащихся с ОВЗ, создает благоприятный эмоциональный настрой. Создание подобной ситуации пробуждает интерес к предстоящей деятельности, нацеливает детей на достижение высоких результатов.

3. Основное содержание занятия, которое представляет собой совокупность методических приемов, упражнений, игр, заданий на:

- формирование мотивации учебной деятельности, выработку способов учебной работы, социальных навыков. Например, обсуждение поступков героев книги М. А. Панфиловой «Лесная школа», составление рассказа-размышления на тему «Важность выполнения домашних заданий», «Зачем я хожу в школу?» и т. д. Данные задания и виды работы направлены, с одной стороны, на развитие внутренней, личностно-значимой мотивации учения, с другой стороны, на компенсацию нарушений в экспрессивной речи, развитие операций словесно-логического мышления;

- развитие памяти, мышления, внимания, восприятия, связной речи, пространственной ориентации, воображения. Например, упражнения «Анаграммы», «Пиктограммы», «Две линии», «Четвертый лишний» с использованием по преимуществу слов на школьную тематику, что позволяет не только работать над компенсацией слаборазвитых свойств познавательной сферы, но и обеспечивает развитие мотивационной сферы учащихся.

4. Итог занятия – рефлексия, что позволяет оценить работу и результаты в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). На этом же этапе целесообразно дополнительно стимулировать учеников, которые работали активно и качественно (похлопать, вручить знак отличия – флажок, значок).

Наполняемость каждого занятия определяется реализацией поставленных целей и задач.

Так на каждом занятии осуществляется обучение в ситуации успеха за счет учета «актуального уровня развития» и «зоны ближайшего развития» каждого ребенка. Упражнения, предлагаемые учащимся с ОВЗ, важно выстраивать в соответствии с принципом «от простого к сложному».

Учителю-дефектологу на занятиях важно соблюдать смену видов деятельности, так как учащиеся с ОВЗ характеризуются быстрой истощаемостью, утомляемостью, снижением работоспособности. Занятия должны быть насыщены физ. минутками, артикуляционными гимнастиками, дыхательными упражнениями, упражнениями на развитие мелкой и общей моторики.

Важно в занятие включать игровые моменты, так как для данной категории учащихся игра остается той деятельностью, в которой раскрываются их возможности с наибольшей полнотой. Так младшие школьники с ОВЗ на занятиях в игровой форме демонстрируют наибольшую заинтересованность, направленность, организованность. В целях формирования умения принимать правила, нормы и формы общения используются игры с правилами, которые готовят и обучают ребят успешной коммуникации, что необходимо при работе в малых группах по решению учебных и познавательных задач. Формирование и закрепление навыков продуктивного общения приводит к выработке у учащихся с ОВЗ в общеобразовательном учреждении способностей к успешной совместной деятельности. Также используются игры-соревнования как эффективное средство, обеспечивающее повышение мотивации учебной деятельности.

Учителю-дефектологу важно при работе с учащимися с ОВЗ ориентироваться на эмоциональное благополучие. Для реализации данной цели задания должны быть эмоционально насыщеными, так как эмоции являются одним из механизмов регуляции внешней и внутренней деятельности. Обеспечение эмоционального «принятия» реализовывается через возможность свободного обмена мнениями, впечатлениями, переживаниями между учителем и учениками, учениками друг с другом. При этом каждое высказывание обсуждается, поддерживается, одобряется или тактично и безлично отклоняется. На занятиях не обсуждаются прошлые неудачи, внимание учащихся с ОВЗ концентрируется на собственном успехе в ходе текущего занятия и проводится сравнение результатов деятельности по сравнению с предыдущим успехом самого ребенка, показывая детям динамику их успешности. Такая фиксация на результатах мотивирует учащихся с ОВЗ на более успешную деятельность на последующих занятиях.  

Таким образом, деятельность педагогов и специалистов при работе с учащимися с ОВЗ обеспечивает своевременную специализированную помощь данной категории учащихся в овладении ими обязательным минимумом содержания образования в условиях общеобразовательного учреждения, что позволяет достичь гармоничного развития личности ученика, повышая уровень его школьной и социальной успешности.





ОБСУЖДЕНИЕ


Людмила Марковна Решетова2019-01-18 16:31:51 - Людмила Марковна Решетова
Зачем сюда-то вставлять?! Для этого есть файлы, папки...

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться









  Copyright © 2berega.spb.ru, ПроШколу.ру, 2007-2024. Все права защищены.   Контакты
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Какие же лапочки!)))
Галина Ефимовна, ну, кто виноват что мы повзрослели и нас ножки уже не держат. Пусть обживаются и работают.
Татьяна Павловна, может, лучше коньячку рюмочку? 😀😀😀. Просто удивляюсь: молодые же люди, должны понимать и рпзбираться , как работать на страничке, но... Просто поражает, КТО приходит работать в образование😒😒😒
Галина Ефимовна, валерьяночки?
Да, у меня тоже было сообщение о повреждённом заголовке файла. В результате скачалось лишь 38 мб из 75 - ровно половина! Сразу внимание не обратил.
не получается 6811441-a2964208