|
Ольга Владимировна Андриенко
Профессия
учителя становится исследовательской
. Это уже не трансляция знаний, полученных в
педагогическом вузе много лет назад, а непрерывное профессиональное обновление
и конструирование таких учебных задач, при решении которых ученики сами будут
заинтересованы в том, чтобы «вытащить» из учителя все, что он знает, дополнить
своими соображениями и в процессе совместных усилий продвинуться в решении
задачи. Своим опытом и наблюдениями учитель в режиме онлайн может делиться с
профессиональным сообществом, вырабатывая наилучшие пути достижения учебных и
воспитательных целей.
Лидерство
учителя
больше
не определяется ограниченностью доступа к информации ученика, а базируется на
личных качествах учителя, его свободной ориентации в цифровой среде, готовности
принять ответственность за результат, умении передавать знания в процессе
командной работы, высокопрофессиональное владение педагогическими приёмами и
т.д.
Для
подготовки такого учителя
нужна специальная среда, технологии и
включение его в статусе лидера в работу с детскими коллективами с первого дня
обучения педагогической профессии («цифровое» и обычное тьюторство, работа с
детскими сетевыми сообществами, организация обучающей игровой среды и т.д.).
Само
педагогическое образование должно цифровизироваться, обеспечивая возможность
для эффективной адаптации потенциального учителя к цифровой среде.
Цифровизация
педагогического образования
означает (наряду с реализацией общих мероприятий по
переходу на цифровую экономику, предусмотренных Программой «Цифровая экономика
Российской Федерации»):
-
техническое и программное
перевооружение школ и педагогических вузов;
-
пересмотр профессиональных стандартов
специалистов, которые занимаются подготовкой, переподготовкой и повышением
квалификации учителей и самих учителей с целью расширения и уточнения
обобщённых трудовых функций, внесение соответствующих изменений и
дополнений, предусматривающих понимание особенностей цифровой среды,
владение на должном профессиональном уровне цифровыми технологиями и
технологиями психологической и информационной безопасности при
осуществлении образовательной деятельности и т.д. (возможно, одновременно
пересмотр подходов к разработке и актуализации самих профессиональных
стандартов в условиях цифровой экономики, создание механизма оперативного
уточнения (актуализации) профессиональных стандартов с учётом скорости
обновления профессиональных компетенций и требований к квалификации, т.к.
в настоящее время процедура обновления, да и сама структура
профессиональных стандартов не оптимальны);
-
внесение изменений и дополнений
в федеральные государственные образовательные стандарты (образовательные
стандарты) высшего образования, обеспечивающие подготовку учителей,
реализующих программы общего образования, с учётом актуализированных
профессиональных стандартов;
-
создание цифровых центров
предметных педагогических компетенций как обязательных подразделений
крупнейших отечественных технологических корпораций, центров науки,
искусства и культуры, использующих цифровые технологии, для максимально
быстрого трансфера инноваций, результатов исследований, открытий,
прорывных технологий, научных и художественных достижений в содержание общеобразовательных
программ и объединяющих в едином сетевом сообществе учителей-предметников
соответствующих специализаций, а также школьников, мотивированных к
дальнейшей профессиональной самореализации в данной сфере;
-
внесение изменений и дополнений
в федеральные государственные образовательные стандарты общего
образования, обеспечивающие активное применение цифровых технологий при
реализации общеобразовательных программ с одновременным обучением детей
технологиям и навыкам информационной и психологической безопасности в
цифровой среде (по сути, в требованиях к результатам школьного обучения
появляется новая составляющая – эффективное взаимодействие с цифровой
средой для решения прикладных и обучающих задач);
-
полноценное представительство
системы образования в цифровой среде, включающее, в том числе:
переход на
цифровое управление органов управления образованием на всех уровнях и
образовательных организаций (от ведения документации и автоматического
формирования отчетности до реализации модулей образовательной программы в
цифровой среде, с применением цифровых технологий, включая промежуточную и
итоговую аттестацию, сетевое взаимодействие общеобразовательной организации с
другими организациями в цифровой среде и т.д.);
|
|
|