Методическая разработка `Задания по русскому языку для ЕГЭ` - Анна Михайловна Баранова
 
 

Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?


ГЛАВНАЯ

ШКОЛЫ

ДЕТСАДЫ

КУЛЬТУРА, СПОРТ ...

КАРТА

БИБЛИОТЕКА

СООБЩЕСТВА

КОНКУРСЫ











Анна Михайловна Баранова


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Анна Михайловна Баранова / Блог / Методическая разработка `Задания по русскому языку для ЕГЭ`


ЗАПИСЬ #1

КОММЕНТАРИИ (2)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


01 апреля 2019, 20:29, автор - хозяйка блога
Анна Михайловна Баранова

Методическая разработка `Задания по русскому языку для ЕГЭ`

Некоторую сложность у учащихся 11 классов вызывают задания 1-3 на экзамене по русскому языку в формате ЕГЭ. Для отработки необходимых навыком можно использовать типовые упражнения, которые позволят учащимся поэтапно подготовиться к экзамену:
 

Задание № 1

 

1.       Актуализация знаний о ключевых словах в тексте.

 

2.       Работа с текстом:

А) найти и подчеркнуть ключевые слова в тексте, сжать текст, употребляя ключевые слова:

- (1)Грунтовые хра­ни­ли­ща жид­ких ра­дио­ак­тив­ных про­дук­тов и места за­хо­ро­не­ния твёрдых от­хо­дов могут быть ис­точ­ни­ка­ми за­гряз­не­ния грунтов, грун­то­вых и под­зем­ных (глубинных) вод. (2)<...> для пре­ду­пре­жде­ния и предот­вра­ще­ния опас­ных ра­дио­ак­тив­ных за­гряз­не­ний про­во­дит­ся кон­троль за дви­же­ни­ем грун­то­вых вод от пунк­тов за­хо­ро­не­ния до вы­хо­да грун­то­вых вод к по­верх­ност­но­му водоисточнику. (3)Этот кон­троль осу­ществ­ля­ет­ся с по­мо­щью спе­ци­аль­ных карт дви­же­ния грун­то­вых вод и воз­мож­ной ми­гра­ции загрязнений.

 

- (1)Бактерии поистине вездесущи. (2)<...>,в воздухе и воде, в любом комочке почвы и в каждом живом организме обитают тысячи, а то и миллионы бактерий. (3)Их удаётся обнаружить в верхних слоях атмосферы на высоте нескольких десятков километров и в глубоких подземных скважинах; в кипящих вулканических источниках и в толще антарктических ледников.

 

- (1)Бурный рост экономики в XX веке вызвал грандиозные и во многом необратимые изменения в биосфере, хотя начало им положила вся предыдущая история освоения планеты. (2)Такое массированное воздействие на биосферу долго не осознавалось обществом как губительное для всего человечества, и, более того, человек долго ощущал себя «преобразователем» природы, а свои действия расценивал как «улучшение», «совершенствование», «управление». (3)<...>, чтобы выжить, человеку сегодня необходимо радикально пересмотреть своё отношение к природе.

 

Б) определите главную информацию текста:

 

- (1)В наши дни значительная часть населения Земли проживает в городах, и может создаться впечатление, что современный человек не зависит от природы, но это глубокое заблуждение. (2)Человек по-прежнему является частью природы. (3)<...> другое живое существо, человек нуждается в незагрязнённом воздухе для дыхания, в чистой воде для питья, в экологически чистых продуктах сельскохозяйственного производства, для выращивания которых требуются плодородные почвы и богатые пастбища.

 

- (1)Иногда в горах отламываются не мелкие обломки, а огромные глыбы породы; обрушившись вниз, они разбиваются на более мелкие части, загромождая долины. (2)<...> явление называется обвалом. (3)Чаще всего так обрушиваются скалы, сложенные слоями осадочных пород, причём слои эти должны залегать не горизонтально, а под углом к горизонту — по этим слоям и проходят трещины, приводящие к обвалу.

 

- (1)Количество наук возрастает, но появление новых идёт не только за счёт дифференциации и специализации, но и за счёт возникновения смежных дисциплин. (2)Сливаются физика и химия, образуя ряд промежуточных дисциплин, с соседними и несоседними науками вступает в связь математика, происходит «математизация» многих наук. (3)<...> не случайно: продвижение наших знаний о мире происходит именно в промежутках между «традиционными» науками.

 

В) укажите   предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений:

 

- (1)Каждое слово или выражение из синонимического ряда хорошо звучит только в определённой ситуации, а в других случаях может оказаться нелепым или смешным. (2)<...> в медицине и в биологии принято употреблять выражения: орган обоняния (нос), верхние конечности(руки) и т.п. (3)Но если кто-нибудь вместо известного выражения: «Не суйте нос в чужие дела» скажет «Не суйте орган обоняния в чужие дела», вы примете этого человека за шутника или иностранца, плохо знающего русский язык.

1) Чтобы не казаться нелепым и смешным, следует правильно употреблять термины.

2) Правильность употребления слов из одного синонимического ряда обусловлена речевой ситуацией.

3) Необходимо верно использовать в своей речи известные выражения.

4) Принятые в медицине выражения: орган обоняния, верхние конечности и т.п. следует употреблять только в соответствующем контексте.

5) При выборе слов из одного синонимического ряда необходимо учитывать особенности речевой ситуации.

 

- (1)В воздухе многих населённых пунктов с развитой промышленностью появилось значительное количество примесей. (2)<...> газообразных загрязняющих веществ, в атмосферу от предприятий различных отраслей промышленности поступает значительное количество твёрдых частиц пыли, дыма, сажи. (3)Все эти загрязнители воздуха наносят тяжёлый урон не только здоровью человека, но и окружающей природе.

1) В воздухе населённых пунктов с развитой промышленностью содержатся газообразные и твёрдые примеси, вредящие природе и человеку»

2) Главным источником загрязнения воздуха являются промышленные предприятия.

3) Газообразные и твёрдые примеси, содержащиеся в воздухе населённых пунктов с развитой промышленностью, наносят вред природе и человеку.

4) Хозяйственная деятельность человека оказывает значительное влияние на атмосферу.

5) Примеси, загрязняющие атмосферу, могут быть газообразными и твёрдыми.

 

 

Задание № 2

1. Работа с теоретическим материалом:

А) актуализация знаний о средствах связи предложений в тексте;

Б) актуализация знаний о вводных словах (конструкциях), о значении вводных слов (конструкциях);

В) актуализация о сочинительных и подчинительных   союзах,   о смысловых значениях союзов в предложении.

Г) частицы, производные предлоги и наречия как средства связи предложений в тексте.

 

2. Практическая работа с текстами:

А) Найдите в тексте средства связи в предложении, определить, чем они выражены (с объяснение смысловых значений):

 -   (1) К сожалению, в современном обществе сама идея воспитания детей зачастую отсутствует. (2) Некоторые из них сами собой «выращиваются», проходят через влияние окружающего мира, поддаются многим «соблазнам». (3) Потому они потом могут стать наркоманами, алкоголиками, совершить множество безумных поступков.

 

- 1) Яблоки - одни из самых полезных для организма фруктов, которые люди выращивают с древних времен.2) Эти сладкие плоды могут быть различных сортов и окрасов, что даёт возможность каждому подобрать именно такие яблоки, которые будут ему по вкусу.3) Также с яблоками связано огромное количество историй и легенд, например, говорят, что Исааку Ньютону пришла идея о силе притяжения, когда на его голову упало яблоко.

 

- 1) Все мы знаем, что черная редька – невероятно горький овощ. 2) В древности из-за необычного вкуса ее даже называли «овощем покаяния». 3) Однако раньше считалось, что при поедании этого корнеплода человек проходил обряд очищения.

 

- 1) Раньше сургучные печати использовались для пломбировки ценных писем, посылок и бандеролей. 2) Благодаря ломкости материала их невозможно было тайно открыть. 3) Поэтому сургучные печати и получили широкое распространение в почтовой службе.

 

- 1) Наверняка каждый из нас при провождении времени с маленькими детьми поражался их любопытности. 2) Все дело в том, что в детстве человек проходит наиболее важный этап социализации, познает себя и окружающий мир.3) Потому он вынужден расспрашивать взрослых обо всем на свете.

 

Б) Работа с текстами, в которых пропущены средства связи (с объяснением смысловых значений):

 

- подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот союз.

(1)Облик А.П. Чехова – интеллигентного человека в очках, хрупкого, болезненно-бледного, со слабой грудью и, вероятно, негромким голосом – знаком нам по портрету живописца О.Э. Браза. (2)И <…> рост Чехова составлял всего 187 см, у писателя был запоминающийся низкий бас, а современники говорили о нём как о «силаче по складу тела и души». (3)Сам Антон Павлович считал, что картина далеко не во всём отражает его внешний и внутренний облик, однако именно полотно Браза, а не другие изображения Чехова, получило широкое признание читающей публики, и в общественном сознании сложился образ писателя, во многом далёкий от оригинала.

ОТВЕТ: ___________________

 

- подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.

(1)Фольклорный театр – наиболее точное понятие, определяющее народное театрально-драматическое искусство, истоки которого уходят в глубокую древность, в древнеславянские праздники и обряды. (2)Фольклорный театр представляет собой совокупность театральных явлений в фольклоре: разыгрывание фольклорных драм народными исполнителями, кукольные представления, пение, игру на музыкальных инструментах, пляски и др. (3)Этот театр не перестаёт привлекать к себе внимание людей, интересующихся народной культурой прошлого, <…> является увлекательной страницей нашей отечественной культуры.

ОТВЕТ: _________________

 

- подберите союзное слово, выраженное наречием, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.

(1)Хотя фрегата обычно причисляют к пеликанам, он почти ничем не похож на эту неуклюжую, напоминающую домашнего гуся птицу и существенным образом отличается от прочих океанских птиц. (2)По своему строению фрегат похож на крупного сокола или даже на орла: его нижние конечности оканчиваются не перепончатой утиной ластой, а острыми когтями, что не позволяет фрегату держаться на воде, но помогает ему смертельной хваткой вцепляться в добычу. (3) Кроме того, он и в повадках своих очень походит на сокола и орла, <…> моряки зовут фрегата морским соколом или фрегат-орлом.

ОТВЕТ: _________________

 

3. Творческие задания

- составить небольшой текст (4-5 предложений), используя в качестве средств связи частицы, вводные слова, производные предлоги, наречия.

 

Задание № 3

 

1.         Актуализация знаний об однозначных и многозначных словах. Отличие многозначных слов от омонимов, омографов, омофон.

 

2.         Работа с многозначными словами, определение значений слов, составление предложений, в которых будет раскрываться значение (значения) слова:

А) ПРИРОДА , -ы, жен.

1. Всё существующее во Вселенной, органический и неорганический мир.  Мёртвая п. (неорганический мир: не растения, не животные).  Живая п. (органический мир).

2. Весь неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку.  Охрана природы. Взаимоотношения человека и природы.

3. Места вне городов (поля, леса, горы, водные пространства).  Любоваться природой. На лоне природы. Выезжать на природу (прост.).

4. перен., чего. Основное свойство, сущность (книжн.).  П. социальных отношений. Вирусная п. заболевания.

Б) ДВИЖЕНИЕ , -я, ср.

1. см. двигаться.

2. Форма существования материи, непрерывный процесс развития материального мира.  Нет материи без движения и движения без материи.

3. Перемещение кого-чего-н. в определённом направлении.  Вращательное д. Привести в д. что-н. Д. планет. Д. войск.

4. Изменение положения тела или его частей.  Д. руки. Неловкое д. Лежать без движения.

5. перен. Внутреннее побуждение, вызванное каким-н. чувством, переживанием.  Д. сердца. Душевное д.

6. Езда, ходьба в разных направлениях.  Оживлённое д. транспорта. Правила дорожного движения. Служба движения (отдел управления на транспорте).

7. перен. Оживлённость, напряжённость действия.  В пьесе мало движения.

8. Активная деятельность многих людей, направленная на достижение общей социальной цели.  Демократическое д. Д. сторонников мира.

9. Переход из одного состояния, из одной стадии развития в другое состояние, другую стадию.  Д. событий.

В) МИР, -а, мн. -ы, -ов, муж.

1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная.  Происхождение мира.

2. Отдельная область Вселенной, планета.  Звёздные миры.

3. ед. Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара.  Объехать весь м. Первые в мире. Чемпион мира. М. тесен (о неожиданно обнаружившихся общих знакомых, связях; книжн.).

4. Объединённое по каким-н. признакам человеческое общество, общественная среда, строй.  Античный м. Научный м.

5. Отдельная область жизни, явлений, предметов.  М. животных, растений. М. звуков. Внутренний м. человека. М. увлечений.

6. ед. (пред. в миру). Светская жизнь, в противоп. монастырской жизни, церкви.

7. (пред. на миру). Сельская община с её членами (устар.).  С миру по нитке голому рубашка (посл.).

Г) ЖИЗНЬ, -и, жен.

1. Совокупность явлений, происходящих в организмах, особая форма существования материи. Возникновение жизни на Земле.  Ж. Вселенной. Законы жизни.

2. Физиологическое существование человека, животного, всего живого.  Дать ж. кому-н. (родить; высок.; также перен.).  Ж. растения. Даровать ж. кому-н. (помиловать осуждённого; высок.).  Рисковать жизнью. Спасти кому-н. ж. Вопрос жизни и смерти (наиважнейший).  Между жизнью и смертью (в очень опасном для жизни положении).  Отдать ж. за кого-что-н. (пожертвовать собой).  Положить (класть)  ж. за кого-что-н. (умереть, умирать за кого-что-н.).

3. Время такого существования от его возникновения до конца, а также в какой-н. его период. К ороткая, долгая ж. В начале, в конце жизни. Под конец жизни (в её конце).  Прервалась чья-н. ж. Ж. прожить не поле перейти (посл.).  Моя ж. в деревне.

4. Деятельность общества и человека в тех или иных её проявлениях.  Общественная ж. Семейная ж. Духовная ж. Кипучая ж.

5. Реальная действительность.  Провести решение в ж. Войти в ж. (осуществиться).

6. Оживление, проявление деятельности, энергии.  Улицы полны жизни. Больше жизни! (призыв действовать энергичнее, живее; разг.).

 

3.         Работа с текстом (найти многозначное слово, объяснить его значение):

 

А) (1)Каждое слово или выражение из синонимического ряда хорошо звучит только в определённой ситуации, а в других случаях может оказаться нелепым или смешным. (2)<...> в медицине и в биологии принято употреблять выражения: орган обоняния (нос), верхние конечности(руки) и т.п. (3)Но если кто-нибудь вместо известного выражения: «Не суйте нос в чужие дела» скажет «Не суйте орган обоняния в чужие дела», вы примете этого человека за шутника или иностранца, плохо знающего русский язык.

 

Б) (1)Недостаточно, чтобы художник-пейзажист верно изобразил на холсте деревья, берег реки, леса, поля, гористую даль, морской простор: важно, чтобы он сумел раскрыть в картине своё отношение к изображённой природе, показал, какое впечатление она производит на человека. (2)Мы говорим: «весёлый дождик», «унылое небо», «пробудившийся от зимнего сна лес», «грозно нахмурившееся море». (3)<...> пейзажист пишет дождик весёлым, небо унылым, лес проснувшимся, а море хмурым, он передаёт зрителю настроение, которое вызвала в его душе та или иная картина природы, и это является признаком мастерства художника.

 

В) (1)Рис требует несколько меньшего количества удобрений по сравнению с другими сельскохозяйственными культурами. (2)<...> объясняется тем, что в корневой зоне растений риса обитают специфические азотфиксирующие бактерии. (3)В результате даже без внесения азотных удобрений плантация риса может сохранять урожайность в течение длительного времени.

 

4.         Работа с текстом. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ____________ Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

 

А) (1)На определённом этапе раз­ви­тия цивилизации на Земле обмен ин­фор­ма­ци­ей между лю­дь­ми стал глав­ным двигателем прогресса. (2)Со вре­ме­нем пришло по­ни­ма­ние того, что важно не толь­ко чтобы по­сла­ние дошло до адресата, но и чтобы это про­изо­шло возможно быстрее, и бла­го­да­ря гению ин­же­не­ров в рас­по­ря­же­ние человечества по­сту­па­ют телеграф, те­ле­фон и радио. (3)<...> современное по­ко­ле­ние стало сви­де­те­лем такого сред­ства связи, как элек­трон­ная почта, с по­мо­щью которой можно по­слать сообщение в любую точку зем­но­го шара, чтобы через счи­та­ные секунды ад­ре­сат его получил.

СВЯЗЬ , -и, о связи, в связи и в связи, жен.

1. (в связи). Отношение взаимной зависимости, обусловленности, общности между чем-н.  С. теории и практики. Причинная с.

2. (в связи). Тесное общение между кем-чем-н.  Дружеская с. Укреплять международные связи.

3. (в связи и в связи). Любовные отношения, сожительство.  Любовная с. Быть в связи с кем-н.

4. мн. Близкое знакомство с кем-н., обеспечивающее поддержку, покровительство, выгоду.  Иметь связи во влиятельных кругах. Большие связи.

5. (в связи). Сообщение с кем-чем-н., а также средства, к-рые дают возможность сноситься, сообщаться.  Космическая с. Живая с. (через связных).  Воздушная с. Междугородная телефонная с.

6. (в связи). Отрасль народного хозяйства, относящаяся к средствам такого сообщения (почта, телеграф, телефон, радио), а также совокупности таких средств, сосредоточенные в соответствующих учреждениях.  Служба связи. Работники связи.

7. (в связи), обычно мн. Часть строительной конструкции, соединяющая её основные элементы (спец.).

 

Б) (1)Геологические процессы, формирующие облик и внутреннюю структуру нашей планеты, протекают чрезвычайно медленно и не поддаются непосредственному наблюдению. (2)Единственным исключением служит вулканическая деятельность — явление грандиозное и впечатляющее: при извержении вулканов облик отдельных участков Земли может измениться до неузнаваемости за считаные дни (а порой часы и даже минуты). (3)<...>, что уже одно это и возможность непосредственного контакта с "внутренним содержанием" планеты заставляют учёных с особым интересом относиться к процессу вулканизма.

СОДЕРЖАНИЕ , -я, ср.

1. То, что вмещается, заключается в чём-нибудь.  С. папки.

2. Единство всех основных элементов целого, его свойств и связей, существующее и выражаемое в форме (в 1 знач.) и неотделимое от неё.  Единство формы и содержания.

3. Основная суть изложения; фабула.  Пересказать с. доклада. Книга с интересным содержанием.

4. Перечень разделов в начале или в конце книги, оглавление.  С. в конце книги.

5. Количество чего-н., находящегося в чём-н. другом.  С. витаминов в чёрной смородине.

6. Заработная плата, жалованье (офиц.).  Отпуск с сохранением содержания.

7. Средства, к-рые даются кому-н. для обеспечения существования, иждивение (устар.).  Назначить с. кому-н. Жить у кого-н. на содержании.

 

 


 






ОБСУЖДЕНИЕ


Валентина Михайловна Андреева2019-04-02 13:03:08 - Валентина Михайловна Андреева
Спасибо!
Виктория Алексеевна Меша2019-04-08 16:29:03 - Виктория Алексеевна Меша
Спасибо, что делитесь наработками. Пригодится в работе!

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться









  Copyright © 2berega.spb.ru, ПроШколу.ру, 2007-2024. Все права защищены.   Контакты
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу