ПРОБЛЕМА
ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
О.А.
Юмашева
Инструктор физической
культуры Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 69»
Невского района
г. Санкт-Петербург
В последние десятилетия
физическому развитию детей уделяется пристальное внимание не только на уровне
образовательных учреждений, но и на уровне государственной образовательной
политики. Важно понимать значение физического развития и практические пути его обеспечения.
Здоровье нации – одно из приоритетных направлений социальной и
образовательной политики государства. Это объясняется потребностью общества в
здоровых, выносливых, готовых к интенсивному труду работников и специалистов.
Поскольку физическое развитие начинается в самом начале жизни, то и создание
благоприятных условий для его правильного протекания должно начинаться с самого
раннего детства.
В это связи ФГОС ДО в качестве отдельной области выделяет физическое
развитие детей дошкольного возраста. Очевидно, что это общая задача для
воспитателей, инструктора физической культуры, родителей и общества в целом.
Однако координирующая роль в этом направлении принадлежит инструктору
физической культуры, который планирует, организует и контролирует уровень физического
развития.
Возрастные особенности детей дошкольного возраста обусловливают
специфику работы в отношении физического развития. Каковы же эти особенности?
Следует помнить, что в дошкольном возрасте дети активно растут, хотя по
сравнению с ранним детством растут значительно медленнее. Кроме того отмечаются
сезонные колебания в прибавке роста и массы тела. В одни периоды активнее рост,
а масса набирается медленнее, а в другие – наоборот.
Физиологические
показатели деятельности органов и систем начинают приближаться к таковым у
взрослых. Но деятельность физиологических систем еще нестабильна и может легко
отклоняться от нормы под воздействием факторов физического, психологического и
патогенного характера.
В дошкольном возрасте
происходить укрепление мышечной массы, однако костная система еще находится на
стадии становления, окостенение полностью не завершилось.
С учетом обозначенных
особенностей ФГОС ДО в образовательную область «Физическое развитие» включает
следующие направления:
—
приобретение опыта в двигательной деятельности детей, в том числе связанной с
выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как
координация и гибкость;
—
формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
—
овладение подвижными играми с правилами;
—
становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
—
становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными
нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при
формировании полезных привычек и др.).
Успех любого дела в
большей степени определяется внутренней установкой человека на достижение цели,
а не внешним воздействием других людей. Поэтому в своей работе инструктор
физической культуры должен основываться на аксиологическом подходе. Он
предполагает формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья,
развитию физических и двигательных качеств у самого ребенка. Физическое
развитие как ценность станет в этом случае его движущей силой.
Отсюда вытекает
необходимость постановки ребенка в субъектную позицию, когда он из объекта
педагогического воздействия превращается в активного участника,
заинтересованное лицо. Следовательно, необходимо основываться на субъектном
подходе к организации занятий физической культурой в дошкольном образовательном
учреждении.
С естественно научной
точки зрения организм рассматривается как единство в трех плоскостях:
- единство физического
и психического;
- единство всех систем
организма;
- единство организма и
внешней среды.
Следовательно, помня об
особенностях протекания физического развития в дошкольном возрасте, необходимо
учитывать как его характеристики, та и особенности психического развития и
факторы внешней среды, оказывающие на них влияние. Отсюда появляется
необходимость опоры на индивидуальный подход.
Исходя из сказанного
выше необходимо:
- рассчитать уровень
физической нагрузки как на занятиях, так и в повседневных делах детей;
- определить методы
воспитывающего воздействия исходя из личностного и психического развития детей;
- спланировать и
реализовать работу по нейтрализации негативных факторов физической и социальной
среды;
- опираться на
положительные качества ребенка.
Все это свидетельствует
о необходимости опоры на дифференцированный подход к организации физического
развития детей в ДОУ.
В отношении организации
воспитывающей и развивающей среды в детском саду следует отметить, что успех
физического развития зависит от суммы усилий всех участников образовательного
процесса. Значит, необходимо опираться на интегративный и системный подходы.
Они предполагают включение элементов физического развития во все
образовательные области и виды деятельности детей, подключение к этому процессу
семьи и других педагогических работников.
Отметим, что
формирование представлений и ценностных ориентаций на правильное физическое
развитие еще не гарантирует, что ребенок будет здоровым и физически развитым.
Необходимо осуществлять практические шаги к этому. И делать их должен не только
педагог, но и ребенок. Необходимо включать ребенка в активную двигательную
деятельность. Это относит нас к деятельностному подходу. Он заключается в
утверждении, что нельзя чему-то научиться, ничего не делая. Поэтому физические
упражнения, подвижные игры и вся широкая двигательная практика должна
составлять основную часть физического развития в дошкольном возрасте.
Стоит отметить, что
дети дошкольного возраста сами по себе активно двигаются, и в большинстве
случаев с большим желанием принимают участие в играх, упражнениях,
соревнованиях. Но особенности функционирования организма детей требуют обратить
внимание на создание безопасных условий среды во время физкультурных занятий.
Так дыхательная система
детей довольно хорошо развита, однако при физической активности газообмен
происходит преимущественно в верхней трети легких, а воздух в средней и нижней
части застаивается, что может привести к недостатку кислорода. Поэтому в начале
и конце занятия необходимо проводить упражнения на дыхание, с тем, чтобы
обеспечить полноценную вентиляцию легких. Кроме того, необходимо обеспечить проветривание
помещений для занятий еще до их начала.
Еще одной особенностью
организма детей является активный теплообмен с окружающей средой, поэтому
следует обеспечить на занятии такую температуру воздуха, которая бы
препятствовала перегреванию и переохлаждению организма, а одежда для
физкультурных занятий должна отвечать гигиеническим требованиям.
В целом хочется
отметить, что проблема физического развития детей дошкольного возраста во все
времена была и остается актуальной, поскольку именно в детском возрасте
закладываются основы здорового образа жизни и формируются физические качества,
обеспечивающие оптимальное функционирование организма даже в условиях
повышенных нагрузок.
Список литературы
1.
Патрикеев, А. Физическая культура в
вопросах и ответах. Детский сад – начальная школа [Текст] / А. Патрикеев. – М.:
Издательские решения, 2015. – 604 с.
2.
Кенеман, А.В. Теория и методика
физического воспитания детей дошкольного возраста
[Текст]
/ А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева
. – М: Просвещение, 2004. – С.45.
3.
Тюкаева, Т.Э. Технология физического
развития детей 6-7 лет [Текст] / Т.Э. Тюкаева. – М.: Сфеа, 2018. – 432с.