Статья. Проблема развития мелкой моторики - Валентина Александровна Кириллова
 
 

Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?


ГЛАВНАЯ

ШКОЛЫ

ДЕТСАДЫ

КУЛЬТУРА, СПОРТ ...

КАРТА

БИБЛИОТЕКА

СООБЩЕСТВА

КОНКУРСЫ











Валентина Александровна Кириллова


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Валентина Александровна Кириллова / Блог / Статья. Проблема развития мелкой моторики


ЗАПИСЬ #1

КОММЕНТАРИИ (0)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


02 июля 2019, 16:51, автор - хозяйка блога
Валентина Александровна Кириллова

Статья. Проблема развития мелкой моторики

Проблема развития мелкой моторики рук в исследованиях педагогов и психологов

В современной психолого-педагогической литературе большое место уделяется освещению вопроса развития двигательной сферы ребенка, моторики руки. Н.П. Анохин, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтес рассматривали руку как « специфический человеческий орган ». М.М. Сеченов писал, что « движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными и моторными функциями..Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколения, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти рук в человеческом мозге.

Из анализа психолого-педагогической литературы следует:

Моторика - это совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку .

В Большом энциклопедическом словаре дается следующее определение этому понятию:

Моторика – это вся сфера двигательных функций организма, объединяющая их биомеханические, физиологические и психологические аспекты.

Моторика движений рук – это осуществление двигательных действий рук, их точность и четкость при выполнении физических упражнений и трудовых операций.

Мелкая моторика - способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной .

Джордж Баттерворт и Маргарет Харрис дают определение моторного навыка – это организованная последовательность целенаправленных действий, которая управляется или корректируется посредством обратной связи .

Важную роль в мелкой моторике отводят зрительному контролю.

Зрительно-моторные координации – содружественные движения глаз и руки как внешние перцептивные действия. При глубоких нарушениях зрения координация движений глаза и руки может быть плохо сформирована вследствие недостаточного развития навыка использования остаточного зрения.

В ходе описания мелкой моторики рук и двигательных навыков в психолого-педагогической литературе дается следующая характеристика мелких моторных движений:

1) Гибкость – это способность выполнять движения с большой амплитудой. Характеризуется степенью подвижности в суставах. Различают активную и пассивную гибкость.

Активная гибкость – это способность выполнять движения с большой амплитудой за счет активности группы мышц.

Пассивная гибкость – это способность к достижению подвижности в суставах в результате действия внешних сил.

2) Ловкость – это способность быстро осваивать сложные по координации движения, их элементы; точность, экономичность выполнения; т.е. ловкость – это способность к управлению своими движениями.

3) Быстрота – это способность выполнять двигательные действия в кратчайший срок. Она имеет три формы проявления:

- скорость реакции на раздражитель;

- предельная скорость одиночного движения;

- частота многократного повторяемых движений.

4) Синхронность – это способность рук – совершать движения с одной скоростью, двигаться в одном направлении, точность движений.

5) Выносливость – это способность выполнять длительное время достаточно интенсивную физическую работу.

6) Точность – это правильность выполнения движений .

Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим предметным миром. Манипулятивные действия с предметами осваиваются ребенком через научение в процессе его общения со взрослыми. Таким образом, у ребенка формируется предметное мышление.

Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому движения, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития .

Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый « пинцетный захват » и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук .

Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливают почву последующего формирования речи. В лаборатории высшей нервной деятельности ребёнка было обнаружено, что когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. В итоге можно сделать вывод: началу развития мышления даёт рука .

С возрастом у детей происходит совершенствование движений пальцев рук. Особое значение имеет период, когда начинается противопоставление большого пальца остальным. С этого момента ребёнку доступны тонкие движения пальцев. Когда движения пальцев достаточно точны, начинает развиваться словесная речь. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливают почву для последующего формирования психической деятельности.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

В свою очередь недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, снижению мотивации к обучению, нарушению общения, повышения уровня школьной и общей тревожности, что в последствии может привести к школьной дезадаптации.

Сегодня многие учителя отмечают, что у первоклассников часто возникают серьезные трудности в формировании навыков письма, причина чего – слабо развитая моторика.

Принятый в 2013 году федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования провозглашает в качестве целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования – развитую у детей мелкую моторику. Таким образом, вытекает первое противоречие – между положением образовательного стандарта с одной стороны, и недостаточным уровнем развития мелкой моторики у детей, поступивших в школу – с другой.

Давно уже необходимость развития тонких движений пальцев признана педагогами, практически в любом детском саду имеются шкафы и стеллажи с надписью « Пособия по развитию мелкой моторики ». Так почему же практики часто с огорчением замечают, что эффект тренировки тонкой моторики не столь уж велик? Наибольший интерес в русле нашего исследования представляет работа « Пальчиковый игротренинг » психолога М. С. Рузиной .Вот что она пишет: « Рассмотрим привычный набор занятий по развитию мелкой моторики. Это, конечно же, плетение, лепка, нанизывание на нитку и штырьки бусин и колец, шнуровка, конструкторы, мозаики, вырезание из бумаги и картона, вырисовывание различных узоров. При выполнении всех перечисленных видов деятельности используются в основном движения первых трех пальцев, тех, что постоянно активны и в быту, и в общении. Ест ли ребенок, рисует ли, жестикулирует ли — работают большой, указательный и средний пальцы. Эти три пальца, смежную с ними часть ладони и соответствующее им двигательное поле можно обозначить как социальную зону руки . Два последние пальца — безымянный и мизинец — находятся вне социальной зоны и в повседневной деятельности обычно пассивны. А теперь вновь обратимся к гомункулюсу Пенфилда - проекции частей тела в двигательной области коры головного мозга, схеме. Величина отображения кисти впечатляет (1/3 всех двигательных проекций), но велика и проекция каждого из пальцев в отдельности. Оставляя безымянный палец и мизинец вне поля внимания, не используя их в упражнениях, мы более чем на треть снижаем эффективность методики » .

Таким образом, автор обозначила проблему: создатели большинства методической литературы по развитию мелкой моторики, в своих разработках неполноценно задействуют все возможности кистевой зоны руки человека. По этой причине, педагоги группы на практике лишь частично реализуют поставленные перед ними задачи. Этот факт лег в основу формулировки второго противоречия в аргументации поднятой проблемы:

между значимостью развития мелкой моторики, заключающуюся в способности выполнять мелкие и точные движения пятью пальцами обеих рук, с одной стороны, и недостаточностью научных исследований по разработке эффективных методов развития мелкой моторики пальцев, не входящих в « социальную зону » руки. Руку ребенка, особенно младшего дошкольного возраста, можно представить, как « рукавичку », в которой все пальчики совершают движения вместе, активность проявляют лишь « указательный », « большой » и « средний ». Наша задача состоит в том, чтобы каждый пальчик на обеих руках, научился быть более « самостоятельным » участником действия, тем самым стимулируя работу коры больших полушарий.

В настоящее время придуманы различные способы развития мелкой моторики у дошкольников: пальчиковая гимнастика, конструктор, мозаика, изодеятельность и т.д. Каждый ребёнок индивидуален и обращается к тем вариантам, которые ему ближе. Но бывает так, что какая-то область деятельности, которая способствует развитию моторики рук, ранее привлекающая ребёнка, неожиданно перестает его интересовать. Это может быть связано и с психическими процессами, происходящими внутри личности. Но зачастую такой « поворот » обусловлен его внутренней неуверенностью в себе, своих силах, неодобрением сверстников. Важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. На современном этапе развития дошкольного образования на первый план выдвигаются идеи личностно ориентированной педагогики. Одной из технологий личностно-ориентированной модели образования является педагогическая поддержка, включающая оперативную и превентивную (предупреждающую) деятельность профессиональных педагогов по созданию благоприятных условий для развития личности каждого ребенка в образовательном процессе.







ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться









  Copyright © 2berega.spb.ru, ПроШколу.ру, 2007-2024. Все права защищены.   Контакты
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу