Декоративно - прикладное творчество в системе ОДОД - Елена Петровна Лях
 
 

Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?


ГЛАВНАЯ

ШКОЛЫ

ДЕТСАДЫ

КУЛЬТУРА, СПОРТ ...

КАРТА

БИБЛИОТЕКА

СООБЩЕСТВА

КОНКУРСЫ











Елена Петровна Лях


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Елена Петровна Лях / Блог / Декоративно - прикладное творчество в системе ОДОД


ЗАПИСЬ #2

КОММЕНТАРИИ (0)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


22 августа 2019, 21:35, автор - хозяйка блога
Елена Петровна Лях

Декоративно - прикладное творчество в системе ОДОД

Декоративно - прикладное творчество в системе дополнительного образования детей

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Время наше сложное - это время социальных перемен, политических бурь и потрясений. Воспитание гражданина-патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

         Кроме того, реальность сегодняшнего дня диктует необходимость поиска способов взрастить в душах детей потребность освоения таких вечных общечеловеческих ценностей, как добро, красота, вера, любовь; и, в конечном итоге, приблизиться к достижению одной из целей педагогики - воспитанию "человека будущего".

Приобщение детей к народной культуре - наиболее прямой путь решения этой задачи. Оно предполагает активную педагогическую деятельность с позиций возрождения национальных устоев, формирование глубокого знания традиций и обычаев у подрастающего поколения.

Введение в обучение материалов по декоративно-прикладному искусству позволяет приобщить детей к ценностной народной культуре, к нравственным основам народного миропонимания. Это актуальный, значимый аспект в деле воспитания подрастающего поколения.

         Декоративно-прикладное искусство - вид изобразительного  искусства, создание изделий, сочетающих художественные  и утилитарные функции. Произведения декоративно-прикладного искусства связаны с бытовыми нуждами людей, составляют неотъемлемую часть среды человеческого обитания. Основой и источником декоративно-прикладного искусства является народное творчество. В сферу декоративно-прикладного искусства входят изделия традиционных художественных промыслов и ремёсел, художественной промышленности и профессионального авторского искусства. [Большая российская энциклопедия, Т.Л.Астраханцева].

Декоративно – прикладное  искусство- составная часть искусства народа. Оно несет в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений.

Предметы декоративно – прикладного искусства созданы талантом и душой наших предков, любивших красоту и умевших ее творить. Самые простые изделия под рукой мастера становились драгоценностью. Кроме того, народное искусство по своей природе близко детскому творчеству: его отличает та же простота, завершенность форм, обобщенность образов, передача окружающего мира условными символами, отказ от излишней детализации. Именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно и доступно ему.

Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты. Изделия декоративно – прикладного искусства, которые видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное, приобщают к труду по законам красоты.  

Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю, родине. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и эстетическое отношение к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественно- эстетический вкус.  

Воспитание гражданина, патриота невозможно сегодня без глубокого познания духовного богатства своего народа. Через произведения декоративно-прикладного искусства этот процесс должен начинаться с раннего детства, чтобы оставить глубокий след и вызвать интерес.

О роли и значении народного декоративно – прикладного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В.Бакушинский, П.П.Блонский, Н.П.Сакулина, Р.Н.Смирнова , Т.Я. Шпикалова и др.). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее природе, культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Красота природы, особенности быта русского народа, его талант и трудолюбие предстают в произведениях народных мастеров. Они раскрывают истоки духовной жизни народа, с её моральными и эстетическими ценностями, помогают взглянуть на привычные вещи по-новому, увидеть красоту окружающего мира.

Всем известно, что маленькие дети обладают врожденной художественной способностью. Однако проблема развития художественного мастерства приобретает остроту в средних классах, когда уверенность детей в своей способности создавать художественные произведения идет на убыль.

Дети, не имеющие возможности учиться в школе искусств или посещать изостудию, начиная заниматься изобразительным искусством, порою имеют ряд комплексов, таких как: неуверенность в себе, заниженная самооценка, страх – «у меня не получится», «будет не красиво», «никому не понравится», «я вообще ничего не умею» и другие. В связи с этим особую актуальность приобретает процесс изучения декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования, например, в кружках по декоративно-прикладному искусству.

Посещение факультативов и кружков по декоративно – прикладному искусству предоставляет возможность ребёнку реализовать себя в творчестве и изменить своё отношение к различным видам изобразительной деятельности.

Целями современной системы дополнительного образования являются сближение с культурой, повышение её значимости в жизни человека, совершенствование практических и теоретических навыков. И в решение этих задач декоративно-прикладному искусству отводится особая роль. Оно делает из ученика человека, увлечённого своим делом, стремящегося к познанию нового, способного применить свои знания и умения, формирует внутренне свободного человека, подготавливает его к будущей трудовой деятельности.

Цель обучения на занятиях по декоративно-прикладному искусству в системе дополнительного образования - формирование знаний учащихся в области народного творчества, знакомство с историей создания и развитием исторически сложившихся художественных центров, творчеством мастеров. Задачи, поставленные перед педагогом дополнительного образования:

 - формирование практических навыков у учащихся при работе с различными материалами,

- развитие коммуникабельности, умение сотрудничать в коллективе.

Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения творческих работ с использованием разнообразных техник как традиционных, так и нетрадиционных, каждая из которых обладает своими выразительными особенностями, что приводит к развитию творческих способностей, индивидуальности и самовыражению учащихся.

Знакомство с интересными техниками, применение новых материалов помогает детям почувствовать себя более компетентными, что укрепляет их веру в свои силы, побуждает ребенка к творчеству и самовыражению и помогает укрепить уверенность в своих способностях. Дети с удовольствием выполняют совершенно разные по технологиям работы: делают граттаж, занимаются живописью, графикой, аппликацией из круп, изготавливают панно из бросового материала, занимаются бумагопластикой, рисованием в разных техниках ( рисование гелевыми ручками и пр.), придумывают свои техники и т.д. В конечном итоге каждый ребенок становится успешным, сам выбирает, как и где может быть использована его законченная работа: поучаствует в выставке, будет отправлена на конкурс или подарена в детский лом или больницу.

Занятия строятся на постижении основных законов красоты: пропорции, ритмики, пластики, симметрии и асимметрии, статики и динамики.

Тематика занятий разнообразна. В основном, это природа: времена года, растительный мир, животные и человек - то есть всё то, что нас окружает и волнует. На разных возрастных этапах темы возвращаются, учитывая возрастастающий уровень восприятия учащихся.

         Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства (радость, восхищение, восторг), развиваются наглядно - образное мышление и воображение. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно – прикладного искусства, которые им понравились. У них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.

Полюбив то, что его окружает, ребенок лучше поймет и оценит то, что присуще всему народному искусству.

Также декоративно – прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, с четность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития математических представлений.

При рассматривании подлинных предметов декоративно – прикладного искусства  формируется связная речь, правильность произношения, умение описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии.

В процессе ознакомления с народным декоративно – прикладным искусством у детей воспитываются и нравственно – волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При  создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласовано, помогать другим.

На занятиях учащиеся делают нужные и полезные изделия, украшающие интерьер, учатся составлять эскиз и композицию с учетом бытового и сувенирного назначения предметов.

Таким образом, обучение декоративно-прикладному искусству в системе дополнительного образования– это процесс формирования и развития творческой личности, направленный на осмысление, освоение этнокультурного наследия, сохранение, возрождение и развитие промыслов и ремёсел России.

Можно констатировать, что декоративно – прикладное искусство помогает развивать в детях эстетическое отношение к действительности, любовь к Родине, мышление, воображение, речь.

Кроме того, система дополнительного образования помогает  сориентировать ребёнка  в выборе дальнейшего творческого пути, а может даже и профессии.

 





ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться









  Copyright © 2berega.spb.ru, ПроШколу.ру, 2007-2024. Все права защищены.   Контакты
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу