«Социальная адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы
и решения»
Социальная адаптация – это вхождение ребенка в коллектив
сверстников (социальную группу, принятие норм, правил поведения существующие в
обществе, приспособление к условиям пребывания в процессе которого формируется
самосознание и ролевое поведение, способность к самоконтролю, самообслуживанию,
адекватных связей с окружающими.
Социальная адаптация является условием формирования более
широкого и значимого понятия «социализация».
Социализация - процесс и результат усвоения ребёнком
социального опыта. В результате социализации ребёнок становится культурным,
образованным и воспитанным человеком. А результатом социализации детей дошкольного
возраста является готовность ребенка к школе.
Первые признаки того, что ребенок адаптировался: хороший
аппетит; спокойный сон; охотное общение с другими детьми; адекватная реакция на
любое предложение воспитателя; нормальное эмоциональное состояние.
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное
развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сферы личности.
Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они
впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском
саду.
Достигнув возраста 3-4 лет, большинство детей попадают в
совершенно новую для себя среду – дошкольное учреждение. Начало посещения
детского сада требует от малыша приспособления к новой социальной среде,
налаживания контактов со взрослыми и сверстниками, развития гибкости поведения
и адаптивных механизмов. Режим дня, требования и обязанности становятся для
ребенка неожиданностью, вгоняя его тем самым в стрессовое состояние. Отсутствие
предварительной подготовки, направленной на социальную адаптацию детей
дошкольного возраста, может привести к таким невротическим реакциям, как:
Нарушение эмоционального состояния; Ухудшение сна и аппетита; Развитие страха
перед дошкольным учреждением; Повышение заболеваемости. Социально-психологическая
адаптация детей происходит по-разному и напрямую зависит от возраста ребенка,
состояния здоровья, типа высшей нервной деятельности, стиля воспитания в семье
и взаимоотношений между ее членами, уровня развития игровых навыков, контактности,
доброжелательности и эмоциональной зависимости ребенка от матери.
Социально-психологическая адаптация детей происходит
по-разному и напрямую зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, типа
высшей нервной деятельности, стиля воспитания в семье и взаимоотношений между
ее членами, уровня развития игровых навыков, контактности, доброжелательности и
эмоциональной зависимости ребенка от матери. Во многом течение социальной
адаптации детей дошкольного возраста зависит от того, насколько морально и
физически родители подготовили ребенка к предстоящим изменениям, а также от
индивидуально-типологических особенностей ребенка – холерики и сангвиники
адаптируются быстрее, чем флегматики и меланхолики. Затрудняет социальную
адаптацию детей к дошкольному учреждению наличие таких факторов, как:
Эмоциональная неадекватность; Социальная некомпетентность; Несоциализированная
агрессия; Слабо развитые навыки поведения в незнакомых ситуациях; Сопротивление
ребенка учебному и воспитательному процессам; Отсутствие опыта общения со
сверстниками и взрослыми. Для облегчения социальной адаптации детей родители
должны с ранних лет учить малышей искусству общения со сверстниками и
взрослыми, придерживаться правильного режима дня. С самого младшего возраста
ребенка необходимо поощрять его самостоятельность, тогда он будет расти
здоровой и полноценной личностью. Адаптироваться к детскому саду ребенку может
помочь и воспитатель, который должен заранее изучить особенности своего нового
подопечного и, согласовав свои действия с родителями ребенка, подобрать к нему
индивидуальный подход. Благожелательная и уютная атмосфера, создаваемая
воспитателями в группах, является тем необходимым условием, которое помогает
детям легко адаптироваться к новому месту. В целом, социальная адаптация является
сложным процессом как для здорового ребенка, так и для детей с ограниченными
возможностями здоровья. Работники дошкольных учреждений, семьи и общество в
целом должны предпринимать все необходимые меры, позволяющие любому ребенку
войти в социум и стать его полноценным участником. От целенаправленности и
слаженности деятельности взрослых, направленных на социальную адаптацию детей,
зависит будущее подрастающего поколения.