Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС).
-ФГОС
представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному
образованию.
-Стандарт
разработан на основе Конституции Российской Федерации и Законодательства
Российской Федерации и с учётом Конвенции
ООН о правах ребёнка.
- Предметом
регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при
реализации образовательной программы дошкольного образования.
-Педагогические
работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями,
необходимыми для создания условия развития детей.
Основные принципы Стандарта:
Поддержка разнообразия детства,
самоценность детства ( понимание датства как периода жизни значимого само по
себе ).
Личностно-развивающий и
гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей.
Уважение личности ребёнка.
Реализация Программы в формах,
специфических для детей данной возрастной группы.
Основные принципы ДО:
Полноценное проживание ребёнком всех
этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста)
Индивидуализация дошкольного
образования
Содействие и сотрудничество детей и
взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений
Поддержка инициативы детей в различных
видах деятельности
Сотрудничество Организации с семьёй
Приобщение детей к социокультурным
нормам, традициям семьи, общества и государства
Формирование познавательных интересов
и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности
Соответствие условий,требований
возрасту и особенностям развития детей
Учёт этнокультурной ситуации развития
детей
Цели Стандарта:
-повышение
социального статуса дошкольного образования;
-обеспечение
государством равенства для каждого ребёнка в получении дошкольного образования;
-обеспечение
государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования;
-сохранение
единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня
дошкольного образования.
Задачи Стандарта:
-охрана и
укрепление физического и психического здоровья детей;
-обеспечение
равных возможностей для развития каждого ребёнка;
-обеспечение
преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках
образовательных программ;
-создание
благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями;
-объединения
обучения и воспитания в целостный образовательный процесс;
-формирование
общей культуры личности детей;
-обеспечения
вариативности и разнообразия содержания Программ;
-формирование
социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным,
психологическим и физиологическим особенностям детей;
-обеспечения
психолого-педагогической
поддержки
семьи.
Стандарт включает в
себя требования к:
v
Структуре Программы и её объёму
v
Условиям реализации Программы
v
Результатам освоения Программы
Требования к структуре ОП дошкольного
образования и её объёму
:
§
Программа определяет содержание и
организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования
§
Структурные подразделения в одной
Организации могут реализовывать разные программы
§
Программа формируется как программа
психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации
развития личности дошкольного возраста:
-уважение взрослых к человеческому достоинству детей;
-использование в ОД форм и методов работы с детьми,
соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
-построение НОД на основе взаимодействия взрослых и детей;
-поддержка взрослыми положительного отношения детей друг к
другу;
-поддержка инициативы и самостоятельности детей;
-выбор детьми материалов;
-защита детей от всех форм физического и психического
насилия;
-поддержка родителей в воспитании детей.
§
Программа направлена на создание
условий необходимых для развития детей:
o
Обеспечение
эмоционального благополучия.
o
Поддержка
индивидуальности и инициативы детей.
o
Установление
правил взаимодействия в разных ситуациях.
o
Построение
вариативного развивающего образования.
o
Взаимодействие
с родителями по вопросам образования ребёнка
§
Программа разрабатывается и
утверждается Организацией самостоятельно в соответствии со Стандартом.
§
Содержание Программы должно
обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах
деятельности:
-социально-коммуникативное развитие;
-познавательное развитие, речевое развитие;
-художественно-эстетическое развитие;
-физическое развитие.
§
Содержание программы должно отражать
следующие аспекты образовательной среды:
-предметно-пространственная
развивающая образовательная среда(ППС).
ППС должна быть:
o
Содержательно-насыщенной
(соответствовать возрастным возможностям
детей)
o
Трансформируемой
(изменение предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной
ситуации)
o
Полифункциональной
(разнообразное использование различных составляющих предметной среды)
o
Вариативной
(наличие в группе различных пространств, сменяемость игроврго материала)
o
Доступной
-характер
взаимодействия со взрослыми;
-характер
взаимодействия с другими детьми;
-система
отношений ребёнка к миру, к другим людям, к самому себе.
Требования к кадровым условиям реализации Программы:
Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных
работников должна соответствовать квалификационным характеристикам,
установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей,
специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики
должностей работников образования", утвержденном приказом Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010
г. N 761н.
Требования к материально-техническим условиям реализации
Программы:
-
соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
- правила
пожарной безопасности;
- средства
обучения и воспитания соответствуют возрасту;
-
оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной среды;
-
материально-техническое обеспечение программы (учебно-методический комплект,
оборудование, оснащение (предметы).
Требования к финансовым
условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования:
Финансирование
реализации образовательной программы дошкольного образования должно
осуществляться в объеме определяемых органами государственной власти субъектов
Российской Федерации нормативов обеспечения государственных гарантий реализации
прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
Требования к
результатам освоения основной образовательной программы дошкольного
образования:
Требования
Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров
( не подлежат непосредственной оценке)
дошкольного образования, которые представляют
собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений
ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Целевые ориентиры:
Младенческий возраст
|
Завершение дошкольного образования
|
-интересуется
окружающими предметами;
-эмоционально
вовлечен в действия с игрушками;
-знает
назначение бытовых предметов, умеет пользоваться ими;
-владеет
простыми навыками самообслуживания;
-владеет
активной речью;
-стремится
к общению с взрослыми;
-проявляет
интерес к сверстникам;
-проявляет
интерес к стихам, песням и сказкам;
-развита
крупная моторика.
|
-овладевает
основными культурными способами деятельности;
-проявляет
инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
-обладает
установкой положительного отношения к миру;
-активно
взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
-обладает
развитым воображением;
-достаточно
хорошо владеет устной речью;
-развита
крупная и мелкая моторика;
-может
следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности;
-проявляет
любознательность
|
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями
преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении
требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры
предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной
деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Программа включает 3 основные раздела:
Раздел программы
|
Часть раздела программы
|
Целевой
(пояснительная записка (цели и задачи)
и планируемые результаты)
|
-обязательная часть
-часть, формируемая участниками
образовательных отношений
|
Содержательный
(описание образовательной
деятельности)
|
-обязательная часть
-часть, формируемая участниками
образовательных отношений
|
Организационный
(описание материально-технического
обеспечения)
|
-обязательная часть
-часть, формируемая участниками
образовательных отношений
|
Обязательная часть Программы
(60%) предполагает комплексность
подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих
образовательных областях.
В части, формируемой участниками
образовательных отношений (40%),
должны быть представлены выбранные или разработанные самостоятельно участниками
образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или
нескольких образовательных областях, видах деятельности или культурных
практиках, методики, формы организации образовательной работы.
Конкретное содержание образовательных
областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей.
В Стандарте
учитываются:
Индивидуальные потребности ребёнка,
связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья.
Возможности освоения ребёнком
Программы на разных этапах её реализации.
И поэтому группы
могут быть:
-общеразвивающие;
-компенсирующие
( логопедические);
-оздоровительные
( по медицинским показателям );
-комбинированные.
При
реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей –
диагностика.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться для: 1)
индивидуализации образования; 2) оптимизации работы с группой детей.
Организация должна
создавать возможности для:
Предоставления информации о Программе
семье и всем заинтересованным лицам;
Взрослых по поиску, использованию
материалов, обеспечивающих реализацию Программы;
Обсуждения с родителями детей
вопросов связанных с реализацией Программы.
Максимально допустимый
объём образовательной нагрузки должен соответствовать
санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных образовательных организаций», утверждённым
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 15 мая 2013г.№26.
Коррекционная
работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями
здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующей
направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями),
должны учитывать особенности развития и специфические образовательные
потребности каждой категории детей.
Для
получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными
возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и
коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней
коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и
наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий,
в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а
также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации
инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
При
работе в Группах для детей с ограниченными возможностям здоровья в Организации
могут быть дополнительно предусмотрены должности педагогических работников,
имеющих соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями
здоровья детей, в том числе ассистентов (помощников), оказывающих детям необходимую
помощь.
В целях эффективной реализации Программы
должны бить созданы условия для:
Профессионального развития
педагогических и руководящих работников;
Консультативной поддержки
педагогических работников и родителей по вопросам образования и охраны здоровья
детей;
Организационно-методического
сопровождения процесса реализации Программы.