Как
помочь ребенку
Наиболее
часто родителей, воспитателей и педагогов беспокоят такие индивидуальные
особенности ребенка, как медлительность, упрямство, неуравновешенность, эгоизм,
агрессивность и жестокость, неуверенность в себе, страхи, вранье и т.п. Кроме
того, не всегда нам, взрослым, понятно, почему у ребенка нет друзей, не
складываются отношения с братом (сестрой), он не хочет гулять, так как на него
не обращают внимание.
Для
того, чтобы помочь ребенку в решении его коммуникативных проблем, необходимо
понять их причины. К ним мы относим: неблагополучные отношения в семье, которые
проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания. Отвержение,
излишняя требовательность – это лишь некоторые черты неадекватного отношения к
ребенку.
Показателями
благополучной для ребенка обстановкой являются:
·
выраженное переживание удовольствия от
общения с близкими людьми;
·
уверенность в своих силах, удовлетворение
собой;
·
умение видеть свои недостатки и
способность просить помощи у окружающих;
·
ощущение свободы, автономности при общении
с родителями.
Причиной
могут стать так же психофизиологические нарушения, соматические и
наследственные заболевания. Часто признаком заболевания является отказ ребенка
от контактов со сверстниками, избегание любого общения, ухода в себя,
замкнутость и пассивность. Возможно проявление повышенной возбудимости с
агрессивностью, драчливостью, повышенной склонность к конфликтам,
мстительность, стремление причинить боль. Испытывают трудности в общении дети с
двигательной расторможенностью, повышенной возбудимостью. У некоторых детей
проявляется склонность к резким колебаниям настроения, плаксивость или
мнительность.
У
дошкольников могут проявиться следующие неблагоприятные характеристики:
·
неспособность сопереживать другому
человеку ни в реальной ситуации, ни при прослушивании сказок, (обычно ребенок,
слушающий сказку, переживает вместе с главным героем его приключения, эти
переживания буквально «написаны» на его лице);
·
неспособность откликнуться на
эмоциональное состояние близких людей;
·
отсутствие способности к эмоциональной
само регуляции и контролю за своим поведением;
·
множество отрицательных эмоций и страхов,
к которым ребенок постоянно возвращается при общении.
При
выявлении таких особенностей желательно провести более глубокое обследование у
невролога, детского психотерапевта и психолога.
И
последний момент: на особенности общения влияет тип нервной системы, который
проявляется в темпераменте ребенка.