ТРИЗ для дошкольников
(методическая
разработка для воспитателей)
Сегодня одним из
приоритетных направлений педагогики является задача развития творчества.
Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению
талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах.
Дошкольник в
силу своей возрастной специфики - искатель. Его внимание всегда направлено на
то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Как
найти ту грань, где заканчивается игра и начинается серьезная интеллектуальная
работа? Насколько совместимы эти понятия? Поиск ответов на поставленные вопросы
побуждает практиков использовать среди современных инноваций в дошкольном
образовании именно те методики и технологии, которые не только результативны,
но и увлекательны. К таким технологиям относится технология ТРИЗ.
ТРИЗ
для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не
изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
Самая
главная цель, которую ставит перед собой ТРИЗ-педагог, формирование у детей
творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к
стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Он
требует определенной подготовки воспитателя, его искреннего желания творить,
искать и находить новое, нетрадиционное, казалось бы, в обыденном.
Педагогическое
кредо "тризовцев" - каждый ребенок изначально талантлив и даже
гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при
минимуме затрат достигать максимального эффекта. Необходимо учить дошкольников
анализировать конкретную ситуацию и находить оригинальные пути ее разрешения.
Девиз
тризовцев - "Можно говорить все". И дети говорят, придумывают.
Выслушивать нужно каждого желающего. Пусть учатся возражать воспитателю и друг
другу, но аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая. Детям нужно
давать только положительную оценку: "интересно",
"необычно", "любопытно", "хорошо", "молодец"
и т.д.
Занятия
по методу ТРИЗа в комплексе (музыкальное, развитие речи, ознакомление с
окружающим) и планируются в свободное время, во вторую половину дня, на
прогулке, в индивидуальной работе. Обучение проводится с помощью занятий, игр,
сказок, различных тестов. Элементы методики применяются в работе с детьми всех
возрастных групп. Принцип проведения занятий - от простого к сложному.
Как использовать ТРИЗ:
- в воспитании у детей качеств творческой личности;
- в коррекции правильного звукопроизношения;
- в формировании словаря;
- в развитии лексико-грамматических средств языка и
связной речи;
- в развитии элементарных математических
представлений;
- в развитии конструктивной деятельности.
Основные методы ТРИЗ используемые в работе с детьми
:
- Мозговой штурм,
-Метод фокальных объектов,
-Орфологический анализ,
-Метод эмпатии,
-Метод проб и ошибок,
-Тризовские игры.
1) Метод «Мозговой штурм» (МШ).
Это метод коллективного поиска оригинальных
идей.
Задачи:
-
Развивать
коммуникативные способности детей: умение вести спор, слышать друг друга,
высказывать свою точку зрения, не боясь критики, тактично оценивать мнения
других, отвечать на вопросы воспитателя и т.п.
-
Развивать
у детей способность к анализу.
-
Стимулировать
творческую активность в поиске решения проблемы.
-
Формировать
умение давать большое количество идей в рамках заданной темы.
Суть МШ – дать свободный выход мыслям из
подсознания, создать условия расковывающие ребенка.
Изобретательские задачи должны быть доступны детям по
возрасту.
Темами мозгового штурма могут быть:
- как уберечь продукты от мышей;
- как не намокнуть под дождем;
- как потушить пожар, если в доме нет воды;
- как не дать медведю залезть на теремок и развалить
его;
- как оставить кусочек лета в зиму.
Правила мозгового штурма
:
1) исключение всякой критики;
2) поощрение самых невероятных идей;
3) большое количество ответов, предложений;
4) чужие идеи можно улучшать.
Анализ каждой идеи идет по оценке «хорошо - плохо»,
т. е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Из всех решений
выбирается оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными
затратами и потерями. Результаты мозгового штурма должны быть непременно
отражены в продуктивной деятельности: нарисовать свой кусочек лета в зиму;
вылепить продукты, которые стали недоступны мышам и т.д.
2) Метод «Синектика. Термин «синектика» обозначает
«объединение разнородных предметов». Автор метода предложил использовать для
развития творческих способностей человека аналогии.
а) личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку
представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в
проблемной ситуации. Примерные варианты заданий:
- изобрази будильник, который забыли выключить;
- покажи походку человека, которому жмут ботинки;
- представь, что ты котенок, который любит музыку, но
не умеет говорить, а хочет спеть песню. Промяукай «Солнечный круг…» и т. д.;
б) прямая аналогия. Основывается на поиске сходных
процессов в других областях знаний (вертолет – аналогия стрекозы, подводная
лодка – аналогия рыбы и т. д.). Пусть дети находят такие аналогии, делают
маленькие открытия в сходстве природных и технических систем;
в) фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи
осуществляется, как в волшебной сказке, т. е. игнорируются все существующие
законы (нарисуй свою радость – возможные варианты: солнце, цветок; изобрази
любовь – это может быть человек, растение) и т. д.
Синектика всегда проводится в паре с мозговым штурмом.
Задачи:
Развивать умение рассматривать объекты и ситуации с
различных точек зрения, менять точку зрения на обычные объекты с помощью
заданных педагогом условий.
Воспитывать чувство сопереживания, взаимопонимания,
толерантности.
3) Метод морфологического анализа
Задачи:
Развивать творческое воображение, фантазию,
преодоление стереотипов.
Развивать комбинаторные умения, получать большое
количество вариантов ответа в рамках заданной темы.
Обычно для морфологического анализа строят таблицу .
Например, необходимо создать новый образ Ивана-царевича.
Наше воображение рисует нам образ молодого человека, доброго, смелого,
сильного, красивого и т.п. Не будем пока отказываться от данного образа.
Выделим основные критерии, по которым можно охарактеризовать этот сказочный
персонаж: возраст, место жительства, внешний вид, средство передвижения, одежда
и т.д.
Чем
больше критериев выбрано, тем более подробно будет описан новый образ. В их
число можно внести привычки героя, хобби, особенности общения, особенности
частей тела, цвет волос, глаз и т.д. Характеристик по каждому из критериев
также может быть сколько угодно.
Произвольно
выберем по одной характеристике и соединим воедино. Могут получиться очень
интересные образы.
Например, Иван-царевич – вредный подросток, одетый в
праздничный наряд, проживающий в детском саду и передвигающийся на лыжах. Или
старик-весельчак в спортивном костюме, живущий в лесу и передвигающийся на
роликах. Сразу хочется придумать историю о таком герое. Сколько простора для
детского воображения!
3)
Метод каталога.
Этот метод успешно адаптирован
к работе с дошкольниками.
Метод каталога позволяет в большой степени решить
проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию. Не секрет, что
творческое рассказывание даётся дошкольникам с трудом в силу небольшого опыта
монологической речи и бедности активного словаря.
Для работы понадобится любая детская книга с
минимальным количеством иллюстраций. Желательно, чтобы текст был прозаическим.
Взрослый задаёт детям вопросы, на основе которых будет строиться сюжет, а ответ
дети ищут в книге, произвольно указывая пальцем в любое место на странице.
Слова попадаются самые разные, никак не связанные между собой. Выбранные
методом «тыка» слова связываются в историю, сказку. Воспитатель может
преобразовывать одни части речи в другие. Занятие проводится в быстром темпе,
используются разные эмоциональные реакции на каждое новое словосочетание. Главное
здесь – грамотно составить вопросы и расположить их в нужной
последовательности. При составлении вопросов следует учитывать некоторые общие
особенности построения структуры сказок:
- наличие положительного и отрицательного героев;
- зло, причинённое отрицательным героем;
- борьба положительного героя со злом;
- присутствие друзей и помощников и у положительного,
и у отрицательного героев, присутствие волшебства.
Вопросы можно варьировать в зависимости от
развёртывания сюжета. Это требует от воспитателя некоторого навыка работы с
данным методом, умения вовремя сориентироваться и сформулировать новые вопросы,
не предусмотренные изначально. По ходу составления необходимо фиксировать
придуманный сюжет с помощью символов, знаков, схем, рисунков и т.п. Воспитателю
следует помогать детям, подсказывать варианты развития событий, поощрять
удачные находки. Данный метод эффективен в работе с небольшим количеством детей
(от двух до пяти).
4) Метод фокальных объектов (МФО). Суть метода
заключается в том, что к определённому объекту «примеряются» свойства и
характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов. Сочетания свойств
оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес.
Это усовершенствованный метод каталога. Он позволяет
найти идеи новых, оригинальных товаров широкого ассортимента: различных
сувениров, игр, реклам. Хорошо зарекомендовал себя как способ снятия
психологической инерции у взрослых и детей.
Цель МФО – установление ассоциативных с различными
случайными объектами.
Изначально нужно выбрать объект, с образом которого
будем работать. Можно до поры хранить его втайне от детей. Затем детям
предлагается назвать три любых объекта. Хорошо, если один из них будет
представителем природного мира, второй – рукотворного, третий – вообще
нематериальное понятие. Но это условие необязательно. Затем дети называют как
можно больше свойств и качеств названных объектов. Названные свойства и качества
приписываются к изначально выбранному объекту, дети объясняют, как это может
выглядеть и при каких условиях такое бывает.
Детям предлагаются два-три слова и быстро выделяются
свойства каждого из названных предметов или явлений.
Например: стол
метеорит
круглый
искрящийся
кухонный
горячий
пластмассовый
стремительный
Затем дается новое слово, к которому применяются уже
названные свойства.
Например, машина:
стремительная – быстро едет;
горячая – везет горячий хлеб;
искрящаяся – летающая тарелка;
кухонная – с которой продают готовый завтрак, обед,
ужин и т. д.
Придуманные детьми идеи также отражаются в рисовании,
лепке, аппликации.
Метод фокальных объектов направлен на развитие у детей
творческого воображения, фантазии, формирование умения находить
причинно-следственные связи между разными объектами окружающего мира, на первый
взгляд, ничем не связанные друг с другом.
6) Типовые приёмы фантазирования
- увеличение-уменьшение,
- дробление-объединение,
- оживление-окаменение,
- специализация-универсализация,
- преобразование свойств времени,
- приём «Наоборот».
Этот метод хорошо использовать при обучении детей
творческому рассказыванию.
7)
Системный оператор
Работа с системным оператором предполагает
формирование у ребёнка умение анализировать и описывать систему связей любого
объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый
отрезок времени, признаки и строение и др. Каждый объект материального мира
имеет своё прошлое, настоящее и будущее. Кроме того, каждый объект имеет свой
набор свойств и качеств, которые могут изменяться с течением времени. Если
рассматривать объект материального мира, как систему, состоящую из определённых
составляющих, имеющих определённые свойства и качества, то данный объект, в
свою очередь, будет являться частью другой системы, более широкой по своему
строению.
Так, например, пылесос – это система,
состоящая и таких частей, как корпус, шланг, щётка и т.д. В свою
очередь, пылесос является частью системы бытовая техника. Надо
учесть, что каждый объект материального мира имеет прошлое, настоящее и будущее.
Таким
образом, рассматривая объект, дети определяют, из каких частей он состоит, его
видовую принадлежность (транспорт, игрушка, одежда, строение и т.д.). Кроме
того, дети выясняют историю возникновения данного объекта, какой предмет
выполнял его функции до его появления, этот предмет аналогично анализируется.
Далее детям предоставляется возможность представить себе, каким станет объект в
будущем: его функции, внешний вид, как он будет называться и т.п. Целесообразно
предложить детям закрепить полученные результаты схематично или в рисунке
(особенно будущее объекта).
Если объект для рассматривания выбран из нерукотворного
мира, а из мира, например, природы, то целесообразно рассмотреть его развитие
во времени, проследить изменения в его внешнем виде в определённый отрезок
времени.
Таким образом, дети учатся производить системные
раскладки, анализировать и описывать систему связей между объектами окружающей
действительности, строить разного рода классификации по выделенному признаку.
8) ММЧ (метод маленьких человечков). Суть
методики в том, что дети представляют себе маленьких человечков, которые живут,
действуют в окружающих предметах и явлениях. Игра в маленьких человечков
позволяет представить фазовые переходы веществ, моделировать строение веществ и
процессы, происходящие в них, способствует развитию логического мышления,
внимания, наблюдательности, сообразительности, позволяет делать умозаключения.
ММЧ помогает дошкольникам понять, что происходит внутри вещей (систем).
Игры на
выявление свойств объекта и признаков времени
Игра «Чем (кем)
был, чем (кем) стал»
Цель: развивать умение определять линию развития объекта.
Правила: взрослый называет любой объект живой природы. Дети говорят, чем (кем)
он был,
чем(кем) стал. Например, цыплёнок – был яйцом, стал курицей или петухом.
Капуста была семечком, стала салатом.
Игры на
выделение надсистемных связей
Игра «Кто где
живёт»
Цель: учить детей устанавливать, частью чего является данный объект.
Правила: взрослый называет объект живой природы. Дети называют среду обитания
этих объектов. Можно использовать картинки. Например, медведь. Среда обитания:
лес, зоопарк, мультфильм, книга, фантик.
Игры на
выделение подсистемных связей
Игра «Кто я?»
Цель: развивать умение по одной части называть как можно больше объектов живой
природы.
Правила: взрослый называет одну часть. Дети – как можно больше объектов, у
которых есть эта часть. «У меня есть листок. Кто я?» (дерево, куст, цветок); «У
меня есть пуговица. Что я?»; «У меня есть нос. Кто я?»; «У меня есть хвост. Кто
я?»
Игры по
сравнению системы
Игра «На что
похоже»
Цель: развивать ассоциативность мышления, учить детей сравнивать системы.
Правила: взрослый называет объект, а дети называют объекты, похожие на него.
Например, на что похож цветок? (по цвету, форме, функции, прошлому, будущему).
Игры на развитие
нестандартного мышления
Игра
«Хорошо-плохо»
Уметь находить и выявлять противоречия — важный навык, составляющий тризовское
мышление, потому что именно с разрешения противоречий начинается изобретение и
создание нового.
Первый участник называет явление или событие и говорит почему это хорошо,
следующий продолжает, но объясняет, в каких случаях это может быть плохо, после
чего первый начинает рассуждать о хороших сторонах последнего высказывания.
Например, родитель начинает: «Пойти гулять — это хорошо, потому что можно найти
что-нибудь интересное». Ребенок продолжает: «Найти что-нибудь интересное —
плохо, потому что это нельзя принести домой с улицы». Следующий говорит: «Если
что-то интересное нельзя принести домой с улицы — это хорошо, потому что тогда
можно найти что-нибудь интересное дома», и так далее.
«Не да, а нет!»
Необходимость переключаться с одного способа работы на другой, с одной
деятельности на другую, делают мышление ребенка динамичным, гибким, способным
справляться с нестандартными, неожиданными задачами, развивает его творческое
мышление. Для этого отлично подходит игра «Не да, а нет!». В ней нужно отвечать
на вопросы, которые обычно подразумевают положительный ответ, отрицательно:
• Машина всегда обгонит пешехода? Нет, если машина стоит на светофоре, пешеход
её легко обгонит!
• Днем всегда светло? Нет, если погода плохая и на небе тучи, то даже днём
будут сумерки.
• У всех деревьев есть листья? Нет, у ёлки — иголки.
Попробуйте задать такие вопросы ребёнку и порассуждать вместе с ним, а если
ребёнок еще маленький, сами расскажите ему, как по-разному устроен окружающий
мир и обратите внимание на интересные вещи.