Рекомендации
для педагогов и родителей при выборе игрушек
Игрушка для
ребенка – это не только развлечение, но и развивающее пособие. Она должны быть
полезной, а главное, безопасной. В этой статье мы постараемся актуализировать и
дополнить представления о требованиях к безопасности детских игрушек, о
критериях выбора их с учетом безопасности для психического и физического
здоровья ребенка.
По
статистическим данным, из каждых 100 несчастных случаев, происходящих с детьми,
15 связанны с игрушками. Среди лидеров печальной статистики-детские пистолеты,
магнитные конструкторы и воздушные шарики.
Выбирая
игрушку попытайтесь определить тип и назначение данной игрушки, ее возможный
развивающий эффект, позитивные и негативные стороны.
1. Оцените
механическую (физическую) безопасность игрушки – неспособность изделия наносить
ребенку различного рода травмы.
Механическая
безопасность игрушки - прочность, безопасная конструкция, безопасный размер,
безопасный вес, безопасный звук.
2. Оцените
химико-биологическую безопасность игрушки.
Запах.
Игрушка не должна обладать резким или неприятным запахом, говорящем о ее
токсичности.
Цвет.
Негативное воздействие на зрение и нервно-психическое состояние ребенка может
оказать слишком яркий или «ядовитый» цвет игрушки.
Материал.
Безопасность материала, из которого изготовлена и которым покрыта игрушка,
должна быть заверена в специально прилагающимся паспорте. В нем также должно
быть указано, что она не является аллергенным раздражителем и не содержит вредных
химических веществ, не обладает токсичностью.
Гигиеничность.
Возможность мыть или стирать игрушку.
3. Оцените
игрушку исходя из педагогической ценности игрушки:
а) возраст
ребенка, на который рассчитана игрушка;
б)
развивающее назначение игрушки;
в) категория
по виду игр, на которых используется игрушка;
г)
функциональные свойства;
д)
художественно-образное решение игрушки;
4. На основе
ниже приведенных психолого-педагогических критерий безопасности игрушки оцените
выбранное вами изделие.
а) отсутствие
явных признаков, провоцирующих ребенка на агрессию и жестокость или вызывающих
страх и тревогу;
б)
отсутствие в игрушки грубого натурализма, в том числе сексуального контекста,
выходящего за рамки возрастной компетенции ребенка;
в)
функциональная привлекательность игрушки для ребенка (возможность использования
в сюжетных играх, в индивидуальной и коллективной деятельности);
г)
возможность полифункционального использования игрушки для развития способностей
ребенка (творчество, умственное, физическое и духовное развитие);
д)
развивающий потенциал игровых действий. Дидактические свойства игрушки,
необходимые для развития детей;
е)
эстетичность игрушки, отсутствие ошибок в ее конструкции, в описании логики
игры.
ж)
соответствие игрушки принятым в обществе нормам и духовно-нравственным
ценностям.
Обратите
внимание, что далеко не всегда можно объективно оценить все позитивные и
негативные стороны игрушек. Также внешне может никак не проявляться
концентрация вредных веществ в пластмассовых, ярких тканевых, резиновых
игрушках, в детской бижутерии. С учетом этого, необходимо покупать игрушки в
специализированных магазинах, помните, что если выбранная Вами игрушка
оказалась бракованной или с наличием вредных веществ, Вы в праве поменять ее на
другую или получить деньги назад.
Помните,
какой бы не была игрушка, главное, чтобы она была безопасной!
Тэги:
игрушки,
безопасность