«Арт - терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ»
Сегодня перед
педагогами стоит важная задача – разработка мер по здоровьесбережению,
внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
Одной из таких
технологий является арт-терапия.
Арт-терапия
не ставит своей целью сделать человека художником или актером. Она направлена,
в первую очередь, на решение психологических и педагогических проблем.
Она помогает
ребенку
справится с психологическим дискомфортом, преодолеть
временные трудности.
Арт –
терапия (лат. аrs – искусство, творчество, греч. therapeia – лечение,
исцеление) представляет собой методику лечения и развития при помощи
художественного творчества.
Арт-терапия является наиболее естественной формой коррекции
эмоционального состояния, снятия накопленного психического напряжения. Её можно
применять для того, чтобы успокоиться или просто сосредоточиться.
Для
методов арт-терапии характерно то, что в центре внимания находится не столько
произведение искусства (продукт творчества), сколько конкретная и уникальная
личность автора с ее потребностями, мотивами, ценностями и стереотипами.
Арт-терапевтические занятия
помогают детям выражать свои мысли, чувства, настроения в процессе творчества.
Работа выстраивается таким образом, что личность и характер ребенка не
обсуждаются, его не сравнивают с другими детьми, в общении не применяются
негативные оценочные суждения.
Задачи
арт-терапии для дошкольников:
- Развитие речевой и познавательной активности.
- Развитие уверенности в себе.
- Стабилизирование эмоционального состояния, умение
контролировать свои эмоции.
- Познание
себя и окружающего мира.
- Формирование
адекватного межличностного поведения.
Существует
много техник и направлений в арт-терапии. Основные из них это:
Изотерапия
– лечение при помощи
средств рисования, изобразительного искусства. Для изотерапии можно
использовать любые материалы: бумагу, кисти и краски, карандаши, фломастеры,
ручки, мелки и т.д.
Музыкотерапия
– один из
методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие.
Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно
эффективно для гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру,
способствует развитию культуры ребенка.
Сказкотерапия
– это воспитание
сказкой.
Сказка не только учит детей переживать, радоваться,
сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Сказка содержит
многогранный материал, в основе сказкотерапии лежит идея о том, что каждая
сказочная ситуация несет в себе скрытый смысл решения сложных ситуаций.
Игротерапия
– процесс
взаимодействия ребенка и взрослого посредствам игры. Игра выступает средством,
помогающим развить сенсомоторные навыки ребенка, снизить эмоциональное
напряжение. Средствами игротерапии выступают подвижные игра, игры
на подражание, игры на снятие психоэмоционального напряжения, игры
с песком, динамические игры. Детские игры необходимы для гармоничного
развития детей, как в физическом, так и в умственном плане. Игра для детей
дошкольного возраста является отражением окружающей его жизни. Игра – это
всегда импровизация. А это значит, что ребёнок в игровой деятельности не только
обучается жизни, но и живёт своей истинной жизнью. В игре тренируется память,
вырабатывается внимательность, усидчивость, настойчивость в достижении цели,
умение логически мыслить и предвидеть последствие своих поступков.
Дети
на занятиях арт-терапии в созданном воображаемом сюжете активно играют с
различными предметами – песком, цветной манкой, волшебными красками и тестом,
мелкими бусинками и камешками.
Творчество,
в процессе арт-терапии, дает возможность выразить внутренние чувства,
переживания, сомнения, конфликты ведь спонтанная изобразительная деятельность
способна выражать скрытое содержание психической жизни.
Список
литературы
1. Аметова Л.А. "Формирование
арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт".
М., 2003.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. "Путь к
волшебству, Теория и практика арттерапии". СПб.: Златоуст, 2005.
3.
infourok.ru/art-terapiya-kak-zdorovesberegayuschaya-tehnologiya-v-dou-2342549.html
4.
nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/04/12/art-terapiya-odna-iz-form-zdorovesberegayushchikh-innovatsionnykh
5.
blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/art-terapiya-kak-zdorovesberegayushchaya-tekhnologiya-v-obrazovatelnom-protsesse.html
6.
multiurok.ru/files/priezientatsiia-proekta-art-tierapiia-kak-mietod-ozdorovlieniia-i-psikhologhichieskoi-korriektsii-pri-pomoshchi-iskusstva-i-tvorchiestva.html