Расставляем приоритеты - Ольга Геннадиевна Морозова
 
 

Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?


ГЛАВНАЯ

ШКОЛЫ

ДЕТСАДЫ

КУЛЬТУРА, СПОРТ ...

КАРТА

БИБЛИОТЕКА

СООБЩЕСТВА

КОНКУРСЫ











Ольга Геннадиевна Морозова


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Ольга Геннадиевна Морозова / Блог / Расставляем приоритеты


ЗАПИСЬ #5

КОММЕНТАРИИ (1)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


20 октября 2020, 18:40, автор - хозяйка блога
Ольга Геннадиевна Морозова

Расставляем приоритеты

РАССТАВЛЯЕМ ПРИОРИТЕТЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Морозова Ольга Геннадиевна, ГБОУ гимназия № 343 Невского района Санкт-Петербурга, учитель английского языка

Часто мнение учителей иностранного языка, работающих в средней школе, по поводу необходимости постановки произношения расходятся. Кто-то скрупулёзно добивается от обучающихся адекватных звуков и «ставит» произношение за период начальной школы, кто-то лишь показывает правильный акустический образец сам или посредством аудиокомпонента учебника, считая, что со временем звуки «встанут» на место, иные же вообще не выделяют этот аспект как значимый и уделяют ему крайне мало времени на уроке.

В учительской среде на эту тему не так много дискуссий, но очевидно, например  что коллеги, отдающие предпочтение работе с грамматической тетрадью, сокращают время урока, выделяемое для тренировки речедвигательной стереотипии, развитию звукопроизношения.

А так ли это важно на самом деле? Может быть, это только вопрос эстетики и красоты?

Как автор этой статьи, я хочу задать вопрос: А зачем хорошо поставленный голос диктору телевидения или преподавателю? Для чего в театральных ВУЗах преподают сценречь? Для чего танцору балета годами оттачивать движения? Это эстетическая сторона или что-то более фундаментальное?

Читатель может ответить, что танец – это двигательный навык, какое отношение он имеет к языку, и не лучше ли углубиться в грамматику как можно скорее, вопрос эстетичности произношения при двух часах в неделю – это слишком!

Для педагога на все подобные вопросы лучше всего, на мой взгляд,  ответит такая смежная наука, как логопедия. Эта наука системно рассматривает и фонетико-фонематическую и лексико-грамматическую стороны  речи и речевого недоразвития, выясняет и описывает, чем это обусловлено. Логопедия направлена на развитие системы произношения у детей, даёт качественные и количественные описания этого развития у детей на каждом из этапов речевого развития.  Логопедия занимается речью и никоим образом не противоречит тому, чем занимаются учителя иностранного языка. Очень часто особенно в рабочих программах учителя прописывают именно те виды деятельности, которые связаны не с языком, а с речью, с речевым развитием, что очень важно для данной статьи. Давайте вспомним эти формулировки: Контроль развития навыков монологической речи, развитие навыков диалогической речи и т д.

Учителя иностранного языка в своей работе констатируют тот факт, что ребёнок, перейдя в среднюю школу, имеет крайне бедный активный словарь (и это несмотря на три года начальной школы).  В процессе аудирования дети нередко из-за нечёткости звукового восприятия улавливают только отдельные элементы фразы и не могут связать их в единую смысловую структуру.  Также обращает на себя внимание тот факт, что у детей есть разные уровни понимания: от почти полного непонимания грамматических форм до отдельных затруднений в понимании единичных грамматических конструкций. Отмечается несформированность ритмической структуры слова и фразы. Они сопровождаются нарушением мелодики, темпа, ритма речи. Дети не улавливают ритм и не могут воспроизвести предложенный ритмический рисунок выстукиванием, похлопыванием. Так разве не является архи-важным ввести корректирующие подобные дефекты упражнения именно в начальной школе? Тем более, что упражнения, связанные с ритмизацией текста, вызывают у обучающихся начальной школы неподдельный интерес и нравятся детям.

При отражённом проговаривании дети часто продуцируют только приблизительный контур, неясный звуковой комплекс вместо слова, употребляет несколько вариантов искажения одного и того же слова. в речевом потоке много оговорок, на которые обращают внимание и исправляют ошибочно сказанное только дети с уже относительно развитой речью и контроле за ней.

Также учителя средней школы отмечают, что словарный запас у детей развивается медленно, искажённо, используется в речевой практике неправильно. Отмечается также бедность лексико-семантических средств, приводящих к некорректным заменам по сходству, смежности, по контрасту. Дети не умеют пользоваться синонимами, антонимами, обобщающими словами. Узок и однообразен у них запас прилагательных, наречий. На всех этапах развития речи выявляются трудности актуализации словаря, неумение отбирать слова из лексического запаса и правильно употреблять наиболее уместные и точные в конкретном случае.

Словарный запас школьников средней и старшей школы ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен. Дети не могут объяснить значения слов, не умеют пользоваться средствами словообразования. Все эти факты констатируют учителя иностранного языка, но ведь именно этим и занимается логопедия! Безусловно,  учитель иностранного языка работает не только с языком, но главным образом с речью.  Не стоит недооценивать речевое развитие в изучении иностранного языка, и учителям стоит почитать те наработки, которые есть у логопедов и логоритмистов для создания комплекса коррекционных упражнений в начальной школе. Время, потраченное в начальной школе на всё то, что способствует речевому развитию, укреплению речедвигательной стереотипии  как базального компонента устной экспрессивной речи, не будет потрачено даром. Акцент на грамматику лучше сделать на этапе средней и старшей школы. На начальном этапе изучения иностранного языка необходимо развивать речевой слух, без которого генерация речи невозможна, работать с фонетической и фонематической сторонами речи. Уделяя этому большую часть урока.

Подводя итог данной статьи, хочу ещё раз подчеркнуть, что в начальной школе не следует делать ставку на грамматический строй языка,  на все эти языковые коды. В начальной школе необходимо развитее правого полушария, это другой регистр мышления работает, учиться слышать все эти долготы и длинноты. Обследование речи очень важный компонент урока иностранного языка в начальной школе и проводить его нужно правильно и скрупулёзно: темп, плавность, звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй языка – именно в такой последовательности.

И как заключительный аккорд, хотелось бы сравнить преподавание иностранного языка в начальной школе с преподаванием музыки. Для меня, как автора данной статьи, это совершенно очевидно. Для того чтобы убедить в этом читателя, я настоятельно рекомендую почитать работы наших отечественных логопедов, очень интересная наука, занимающаяся закономерностями речевого развития, будет интересна читателю-учителю иностранного языка.

 



Тэги: иностранный язык



ОБСУЖДЕНИЕ


Надежда Михайловна Колчина2020-10-21 09:46:11 - Надежда Михайловна Колчина
Спасибо, я с вами совершенно согласна! На практике убеждаюсь, что в средней школе многие дети правильно пишут слова, то есть грамматикой владеют. Но когда начинается говорение или чтение текста, просто в ужас приходишь от темпа, плавности и звукопроизношения . И действительно понять речь детей бывает просто невозможно!

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться









  Copyright © 2berega.spb.ru, ПроШколу.ру, 2007-2024. Все права защищены.   Контакты
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу