Эти дети немного другие.
И это надо помнить.
И это надо забыть…
Помнить потому, что при нарушении зрения у детей страдают познавательные
процессы (восприятие, воображение, наглядно-образное мышление) и это отражается
на психоэмоциональном состоянии ребенка. Забыть – потому, что они такие
же, как все. Просто дети …
Дети, не имеющие видимых дефектов,
имеющие сохранный интеллект и с первого взгляда ничем не отличающиеся от
остальных
.
Слабовидящие дети имеют некоторую возможность при знакомстве с явлениями,
предметами, а также при пространственной ориентировке и при движении
использовать имеющееся у них зрение. Хотя зрение и остаётся у них главным
анализатором, однако оно не является полноценным. У таких детей:
слабо развита
познавательная сфера;
недоразвитие
личности; интеллектуальная пассивность;
ограниченный
объем принятой информации;
низкая
способность к обобщениям;
быстрая потеря
интереса к занятиям.
Чем
отличаются слабовидящие дети от обычных?
Отличия детей младшего возраста с нарушениями
зрения очевидны.
-
Нарушения
координации: дефицит движений, неуверенность и отсутствие
целенаправленности.
-
Ограниченный
зрительный контакт: ребенок не ищет встречи с глазами собеседника, не
применяет жесты для общения.
-
Речевой
контакт ограничен — налицо задержка речевого развития, а также признаки
вербализма у детей старшего возраста.
Таким
детям нужно гораздо больше времени, чтобы выполнить задания, в силу
определенных сложностей с восприятием информации и проблем в процессе
организации собственной деятельности. Именно поэтому они испытывают чувство
неуверенности в собственных силах, ищут поддержки у взрослых. Многие из них
нуждаются в дополнительной стимуляции концентрации внимания, постоянных
подбадриваниях. Это помогает детям справиться с нерешительностью и преодолеть
скованность.
Различия
слабовидящих детей
Дети
младшего возраста с нарушениями зрения могут отличаться не только по степени
нарушения друг от друга, но и по целому ряду других признаков:
-
утомляемости;
-
скорости
усвоения информации;
-
работоспособности
и пр.
Чаще
всего на это влияют индивидуальные особенности, а также характер поражения
зрения. При этом неудивительно, что, имея один диагноз, посещая одну группу,
дети могут иметь серьезные различия в плане интеллектуального и психологического
развития. В младшем школьном возрасте каждый пятый ученик с нарушениями зрения
имеет задержки в развитии, к концу младшего школьного возраста это число
увеличивается, и задержки можно диагностировать уже у каждого четвертого
ученика.
Нарушения
в эмоционально-волевой сфере
Дети
с нарушениями зрения разной степени, как правило, имеют похожие психологические
особенности. Чаще всего они ранимы и обидчивы, имеют склонность к конфликтам,
не умеют расслабляться, не способны настроиться на одну волну с партнером по
общению.
Такие
дети играют в более простые игры, причем нуждаются в помощи, особенно на первых
этапах. Большая часть из них не в состоянии сразу усвоить правила игры: они
воспринимают информацию фрагментарно, поэтому не могут долго сохранять в голове
образ сюжета.
Возникают
у таких детей и некоторые сложности с предметными действиями, причем как в
дошкольном, так и в младшем школьном возрасте. Из-за недостатка опыта общения и
ограниченной подвижности дети с нарушениями зрения имеют сложности с «языком
тела» – пантомимикой: они плохо умеют пользоваться крупной моторикой для
выражения эмоций и потребностей. В результате у них не всегда получается
наладить контакт.
Слабовидящие
дети стараются не пользоваться жестами, применяя их лишь в исключительных случаях
при необходимости уточнения информации.
Это
связано с незрелостью средств невербальной коммуникации.
Кроме
того, у них могут возникнуть проблемы с общением не только на расстоянии, но и
вблизи – в связи с тем, что они просто не желают слышать партнера. С одной
стороны, эти особенности имеют отношение к недостаточности восприятия, с другой
же часто являются последствием чрезмерной опеки родственников.
Об
особенностях старших дошкольников со слабым зрением
В
старшем дошкольном возрасте, в период подготовки к школе, ребенок с нарушениями
зрения сталкивается с трудностями восприятия, которые возникают вследствие
смены деятельности с игровой на учебную. Итог — старший дошкольник становится
замкнутым, хуже поддается воспитанию.
Во
многом самооценка школьника с нарушениями зрения связана с тем, какие эмоции у него этот дефект
вызывал в дошкольном возрасте. Если он не придавал особого значения проблеме,
то в первых классах школы ему будет проще найти контакт не только со
сверстниками, но и с самим собой.
Но в
большинстве случаев при поступлении в школу таких детей охватывают
отрицательные эмоции, которые приводят к развитию кризиса самооценки. Школьники
меняют позиции, по-другому начинают относиться к учителям, у них падает
мотивация, ухудшаются отношения с одноклассниками.
В
первые годы школы дети с нарушениями зрения практически безоговорочно доверяют
учителю, не смея оспаривать его заключения. К окончанию периода обучения в
младшей школе ученик начинает понимать, что учебная деятельность в его жизни не
является ведущей. Он меняет отношение к учителю, которого считает не просто
человеком, передающего знания, но и наставником, которого должны волновать
проблемы детей не только в школе, но и в жизни.
Вот
перечень признаков, которые характерны для учеников младшей и средней
школы с нарушениями зрения в период обучения:
-
неспособность
к обучению, не связанная со здоровьем, интеллектуальными или сенсорными
факторами;
-
неспособность
к построению отношений с учителями и одноклассниками;
-
неадекватное
поведение и ухудшение самочувствия без видимых на то причин;
-
состояние
подавленности и даже депрессии;
-
страх
на физическом уровне перед школьными проблемами или учителями.
На
фоне всего этого у детей развивается нежелание посещать школу, учиться,
заводить дружбу с одноклассникам.
Как
видят картинку дети с различными заболеваниями органов зрения
Григорьева Е.А. учитель математики, заместитель директора по
УВР