Статья
Интеллектуальное развитие детей раннего возраста в игре
Интеллектуальная
активность детей раннего возраста формируется в процессе ведущей для этого
возраста деятельности – предметной.
Предметная
деятельность способствует совершенствованию чувственного опыта ребёнка,
развитию ощущений, восприятия, внимания, памяти и мышления. С помощью
неспецифических и специфических манипуляций, ориентировочно-исследовательских и
предметных действий происходит всё более глубокое освоение ребёнком предметного
мира, развитие его интеллектуального потенциала. Экспериментируя с предметами с
помощью манипуляций, ребенок извлекает много информации об объектах,
устанавливая связи между ними. В этих действиях проявляется любознательность
ребёнка, реализуется его познавательная активность.
Одним из
ведущих средств развития интеллектуальной активности детей является игровая
самостоятельная деятельность. Следует отметить, что этот вид деятельности
занимает самое большое место в бюджете времени ребенка. Если малыш не участвует
в различных процессах (кормлении, одевании и др.), которые организуются
взрослым, он играет. Это его естественное состояние, средство самовыражения:
ребенок воспроизводит, отображает в игре то, чему он научился, что увидел в
жизни.
Анализируя
игру детей в дошкольных организациях, следует отметить, что в группах раннего
возраста создана подходящая игровая среда.
В ряде
исследований отмечается, что в игре детей раннего возраста создаются особые
благоприятные условия для формирования способности воспроизводить действия,
проявляя интеллектуальную активность. При этом возникает связь мышления с
развитием разных сторон личности ребенка.
Анализ
организации игровой самостоятельной деятельности детей в возрасте от одного
года 9 месяцев до трех лет показал, что большая часть детей (70%) могут сами
выбрать себе игрушку, т.е. проявить инициативу на начальной стадии подготовки
игры. Однако лишь небольшая часть малышей могла создать ситуацию игры. При
правильной организации дети хорошо ориентируются в группе, знают места хранения
игрушек, воспроизводят простые действия.
Однако
совершенно особое место занимает проявление инициативности, познавательной
активности в игре ребенка. В большой степени это зависит от умения воспитателя
ставить перед детьми игровую задачу. Уровень решения этих задач зависит от
реального и игрового опыта ребенка. При этом происходит преобразование игровых
действий в более абстрактные – использование игрушек
заместителей, воображаемых предметов, замена действий
словами. Поэтому одним из эффективных методов руководства игрой является
создание в ней проблемных ситуаций, которые побуждают ребенка к
самостоятельному инициативному решению игровых задач. К сожалению, руководя
игрой детей, воспитатели редко используют эти методы. Поэтому и уровень проявления
интеллектуальной активности достаточно низкий.
В работе
с детьми обнаружился такой факт: умение решать проблемы в игре помогает им
легче адаптироваться к ДОУ, так как тренируются адаптационные механизмы.
В
дальнейшем мы увидели, что дети, умеющие решать проблемы в игре, были более
инициативны и в жизни ДОУ: легко ориентировались в новой среде, с интересом
относились к играм и занятиям. Проявление инициативности является важнейшим
навыком в жизни ребенка, в его познавательной деятельности.
Ранний
возраст — интереснейший период развития.
Постепенные
изменения в мышлении помогают им все лучше понимать окружающий мир и осознавать
свое место в нем. И дело взрослых — помогать, основываясь на знаниях о законах
развития психики.