Для нашего времени характерно исключительно быстрое
нарастание социальных изменений, тогда как биологические процессы меняются
медленно. В нашей жизни особое место принадлежит чрезмерным эмоциональным
стрессовым ситуациям. И, как показывают, проведенные в различных странах
исследования, особенному риску подвергаются учителя, медработники, артисты,
журналисты, психологи, юристы, политики, менеджеры, работники сферы
обслуживания, инженеры.
Профессия воспитателя, как и любого педагога, предполагает
наличие постоянной разнообразной деятельности, способности проявлять свои
личностные качества в многообразии методов, приемов, форм подачи материала,
воспитания и развития детей. Все это создает благоприятную среду для
эмоциональной разрядки, повышения самооценки, расширения своих личностных и
профессиональных границ. Реализованный педагог создает атмосферу свободы,
психологического комфорта. доверия, взаимного уважения, вместе раскрывают свой
потенциал и воспитанники и педагог.
И наоборот, в чем-то неблагоприятная эмоциональная атмосфера
в коллективе педагога и детей затрудняет личностное развитие, коммуникативное
развитие, приводит членов коллектива в состояние тревоги, незащищенности,
теряется интерес к деятельности.
Длительное время проблема сохранения психического
благополучия педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Постоянно
повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в
образовательном процессе. Такая ситуация не может не привести к тому, что
возникают невротические расстройства, психосоматические заболевания.
Профессиональный труд воспитателя всегда отличала высокая эмоциональная
загруженность, и, как следствие этого, с увеличением стажа педагоги испытывают
"педагогический кризис", "истощение",
"выгорание".
Выделяет три фазы развития выгорания.
1.Фаза напряжения. В формировании эмоционального выгорания
пусковым механизмом является тревожное напряжение. Напряжение имеет
динамический характер, что обуславливается изматывающим постоянством или
усилением травмирующих психику факторов.
2.Фаза резистенции (сопротивление нарастающему стрессу). В
этой фазе человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных
впечатлений.
3.Фаза истощения. Фаза истощения сопровождается общим падением
энергетического тонуса, а, так же, ослаблением нервной системы. Описывают
определенные симптомы, которые характеризуют процесс развития синдрома
выгорания.
Исследователи говорят об усталости, утомлении, истощении,
как об основных симптомах эмоционального выгорания; упоминают психосоматические
недомогания; бессонницу; негативное отношение коллегам; негативное отношение к
самой работе; однообразность действий; негативную Я-концепцию; агрессивные
чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, гнев); негативные
эмоции и настроения: цинизм, пессимизм,
чувство безнадежности, апатия, депрессия, чувство бессмысленности; переживание
чувства вины.
Это то, что можно отнести к симптомам. А к внешним факторам,
которые могут привести к выгоранию, можно отнести:
– специфику профессиональной педагогической деятельности
(необходимость сопереживания, сочувствия, большую ответственность за жизнь и
здоровье вверенных ему детей, стаж работы);
– организационный фактор: перегруженность рабочей недели;
низкая оплата труда; напряженный характер работы; служебные неприятности;
неудовлетворенность работой: отсутствие четкой связи между процессом обучения и
получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам;
демократические преобразования в области образования, приведшие к изменению
взаимоотношений между субъектами учебно-воспитательного процесса.
Неблагополучная атмосфера в педагогическом коллективе: однополый состав
коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка
побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих
психических ресурсов.
К внутренним же факторам относят:
– неумение регулировать собственные эмоциональные ситуации; коммуникативный
фактор: отсутствие навыков общения и умения выходить из трудных ситуаций
общения с детьми, родителями, администрацией;
– ролевой и личностный фактор (индивидуальный): смерть и
тяжелые заболевания близких, материальные затруднения, личностная
неустроенность, плохие взаимоотношения между супругами, отсутствие нормальных
жилищных условий, недостаток внимания, уделяемого домочадцами и т.д.