Конспект занятия в средней группе по окружающему миру
«Пернатые друзья»
Цель:
-
Дать детям представление о видах питания зимующих птиц.
Задачи:
-
Закрепить понятие «зимующие птицы»
-
Развивать воображение, внимание, мышление, целостное
восприятие предметов.
-
Активизировать в речи обобщающие слова: «дикие
животные», «зимующие птицы»; обогащать словарный запас путем введения
слов: корм, кормушка, холодно, голодно; ввести в пассивный словарь
описание зимы: вьюжная, суровая, морозная.
-
Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к
птицам.
Демонстрационный материал
: иллюстрации с изображением зайца, белки, лисы,
волка, воробья, вороны, снегиря, синицы; модели с видами питания «зимующих
птиц»; конверт; пшено, кусочек сала, ягоды рябины, конфеты, семечки подсолнуха.
Раздаточный материал:
половина листа бумаги с моделями видов
питания; изображения птиц – воробья, вороны, снегиря, синицы, разрезанные на
части(голова, туловище, хвост).
Оборудование:
магнитофон, аудиозапись с голосами птиц, макеты деревьев,
магнитная доска, шапочка с изображением сороки.
Ход занятия.
В группу влетает Сорока и трещит.
Сорока:
Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались,
ничего не пойму, что к чему?
Воспитатель:
Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?
Дети:
Сорока.
Сорока
: Ой, здравствуйте, ребята!
Дети
: Здравствуй, Сорока!
Воспитатель
: Что случилось, Сорока?
Сорока
: Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие
остались, ничего не пойму.
Воспитатель:
Давайте вместе отправимся в лес и поможем Сороке
разобраться.
Дети
: Давайте!
Воспитатель:
Раз, два, три повернись, на лесной опушке окажись!
Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на
лесной опушке. Звучат голоса птиц.
Воспитатель:
Посмотрите, ребята, как вокруг красиво, какой воздух!
Слышите голоса? Это нас лесные жители встречают. Это кто же нас встречает,
ласково так привечает?
На столе лежат картинки с
изображением животных и птиц. Дети их называют.
Воспитатель:
Молодцы, правильно. Как одним словом можно назвать белку,
волка, зайца и лису?
Дети
: Дикие животные.
Воспитатель
: Как одним словом можно назвать воробья, синицу, снегиря, ворону?
Дети:
Зимующие птицы.
Воспитатель
: Положите в одну сторону животных, в другую – птиц. Молодцы,
ребята! А загадки отгадывать любите? Отгадайте, что это за птица.
Кто-то скачет вдоль дорожки,
Семечки клюет и крошки.
«Здесь не страшно, не робей!» -
Крикнул другу…(воробей).
Кто глядит на тротуар
И кричит нам с ветки: «Карр!»?
Покроши кусок батона –
Прилетит поесть …(ворона).
Прилетели стайкой гулкой
Птицы с ярко-красной грудкой.
За окошком посмотри –
Там на ветках … (снегири)
Кто красуется на ветке
В желтой праздничной жилетке?
Это маленькая птичка,
А зовут ее … (синичка)
Дети находят загаданных птиц и прикрепляют их к
доске.
Воспитатель:
Какие это птицы?
Дети:
Зимующие.
Воспитатель
: А почему они так называются?
Дети
: Потому что остаются зимовать.
Воспитатель:
Ребята, а помните, какая была зима? Суровая, вьюжная,
морозная. Легко ли птицам зимой в лесу? Почему?
Дети размышляют.
Воспитатель:
Да, правильно, ребята. Птицам тяжело найти корм под снегом.
Они прилетают ближе к людям за помощью. Взрослые делают для птиц кормушки и
насыпают в них корм. Хотите, я расскажу вам какая птица чем питается?
Воробьи питаются крошками, зернышками. Давайте
договоримся их обозначать (выставляет карточку с моделью на доске).
Синицы питаются зернышками, крошками, любимое их
лакомство – сало, его обозначим (модель).
Снегири едят семена растений, любят клевать
ягоды рябины, их обозначим (модель).
Вороны питаются очистками, остатками пищи, любят
конфеты, их обозначим (модель).
Воспитатель: Давайте теперь поиграем. Сорока,
давай играть вместе с нами!
Малоподвижная игра «Птички- невелички»
Воспитатель называет только птиц, но если
ошибается, то можно топать или хлопать в ладоши.
Воспитатель:
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.
Дети топают.
Воспитатель:
Что неправильно?
Дети
: Мухи.
Воспитатель:
А мухи – это кто?
Дети:
Насекомые.
Воспитатель:
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки,
макароны.
Дети
топают.
Воспитатель:
Прилетели птицы: голуби, куницы.
Дети
топают.
Воспитатель:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы - сплюшки,
Лебеди, скворцы.
Все вы молодцы!
Сорока:
Ой, пока вы здесь играли, я под деревом что-то нашла!
Сорока приносит конверт.
Сорока:
Кто же это, не пойму?
Воспитатель:
Не суетись, Сорока, мы с ребятами сейчас разберемся
кому принадлежит голова, кому туловище, кому хвост. Если сложить части
птицы, то получится целая птица. Ребята, давайте соберем птичек.
Дети складывают части птиц.
Сорока:
Вот теперь я узнаю птиц. Как у вас ловко получается.
Воспитатель:
Давайте посадим птиц на кормушки.
Дети прикрепляют лист бумаги с моделями видов питания к
птицам.
Воспитатель:
Птиц вы покормили, давайте угостим Сороку, ей тоже нелегко
зимой.
Дети угощают Сороку семечками.
Сорока
: Спасибо, ребята, за угощение. Теперь всем расскажу, почему не
все птицы улетели и что они едят. До свидания ребята!
Дети прощаются с Сорокой.
Воспитатель:
Ну, что же, ребята, и нам пора возвращаться в детский сад.
Один, два, три, повернись, в детский сад возвратись!
Итог занятия:
- Каких птиц вы
повстречали в лесу?
- Как можно назвать их
одним словом?
- Мы с вами сейчас
пойдем на прогулку и покормим птиц.