РЕКОМЕНДАЦИИ
ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ
Всем
родителям нужно контролировать не только речь ребёнка, но и свою речь, обращая
внимание на употребляемую лексику и грамматическое оформление. Если указывать
ребёнку, на какие-либо конкретные ошибки, необходимо следить за отсутствием их
в собственной речи.
Ребёнка
необходимо побуждать к речи. Он должен чувствовать вашу поддержку, успехи и
новые достижения. Создавайте ситуации, в которых ребёнок будет стремиться
вступать с вами в речевой контакт.
Нужно
учитывать психологические особенности и состояние ребенка. Если вы не видите у
вашего малыша желания говорить, если он дает протест в тот момент, когда вы его
поправляете и просите повторить правильный вариант, не упорствуйте, возможно,
чуть позже вам это удастся.
Работа
родителей состоит не только в том, чтобы способствовать собственной речевой
активности ребенка, но и в том, чтобы научить ребенка слушать маму, папу
активизируя и развивая произвольное внимание ребенка.
Родители
могут участвовать в процессе автоматизации, то есть закрепления поставленного
или исправленного звука (или нескольких звуков), осуществляя контроль. Поощряйте
любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский
вопрос.
Не сравнивайте
ребёнка с другими детьми. Это обижает, обесценивает его достоинства. Ваш
ребенок, даже имеющий серьезные проблемы в развитии, является
индивидуальностью.
Важную
роль играет эмоциональный контакт со взрослым: деловое сотрудничество с ним,
речевое взаимодействие, организация совместной предметной и игровой
деятельности.
Включайте
речь во все виды деятельности: ежедневно озвучивайте ребенку ваши и его
действия, одевая ребенка на прогулку, купая его, играя с ним, внося, таким
образом, эмоционально-смысловой комментарий в жизнь ребенка. Позже вы можете
просить ребенка комментировать ваши и свои действия. При этом развивается
планирующая и регулирующая функции речи, играющие незаменимую роль в
становлении речи и мышления, в умении планировать и организовывать собственную
деятельность на основе словесной инструкции взрослого, а позднее и
самостоятельно, в умении строить рассказы, излагать свои мысли логично и
последовательно.
Одним
из видов обучения на начальном этапе становления речи являются речевые игры с
подражанием голосам животных, совместное проговаривание потешек, прибауток,
рифмовок, пропевание песен, колыбельных. Это поможет ребенку усвоить
ритмико-мелодическую сторону родного языка.
Для
того чтобы речь вашего малыша была плавной, четкой, выразительной и красивой,
прислушайтесь к таким
советам логопеда:
1. Сами говорите выразительно и правильно, не
позволяйте себе говорить быстро, слишком громко, неправильно произнося звуки.
Будьте примером правильной речи для своего ребенка.
2. Не подражайте так называемой автономной (детской)
речи малыша: бибика, ам-ам, баиньки. Говорите с малышом нормальным языком – и
он скоро поймет, что так правильнее;
3. Если ребенок упрямо не хочет говорить, хотя и
умеет, откажитесь понимать его жесты и мимику. Откликайтесь только при
использовании ребенком речи;
4. Если ребенок неправильно произносит звуки и слова,
не ругайте его и не делайте резких замечаний. Так можно добиться полного отказа
ребенка от общения.