" Организация работы в паре на занятии в системе дополнительного
образования"
Технология развития критического мышления
разработана в конце XX века учеными и преподавателями университета штата
Северная Айова (США) Дженни Л. Стил, Кертис С. Мередит, Чарльзом Темплом и
Скоттом Уолтером, которые являлись членами консорциума «За демократическое образование».
Американцы модифицировали идеи свободного
воспитания и творческого саморазвития личности (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Дж.
Дьюи, Ж. Пиаже, М. Монтессори), деятельностного подхода к обучению (Л.С.
Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принципы личностно-ориентированного
образования (Э.Фромм, К. Роджерс, Э.Н. Гусинский, В.В. Сериков, Е.В.
Бондаревская), а также идеи (А.В. Хуторской) эвристического обучения и довели
их до уровня технологии.
Технология ТРКМЧП является новой в
российской дидактике, появилась и распространяется с 1997 года, ее используют
педагоги Москвы, Санкт - Петербурга, Самары, Нижнего Новгорода, Новосибирска.
М. О. Чошанов, разработчик технологии проблемно-модульного обучения, пришел к
выводу, что она продуктивна лишь тогда, когда школьник обладает критическим
мышлением.
Критическое мышление – это способность
ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать
независимые продуманные решения.
Критическое мышление - это умение занять
свою позицию по обсуждаемому вопросу и умение обосновать ее, способность
выслушать собеседника, тщательно обдумать аргументы и проанализировать их
логику.
Критическое мышление – это не негативность
суждений или критика, а разумное рассмотрение разнообразных подходов с тем,
чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на КМ предполагает,
что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты,
вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы.
Цель технологии: обеспечить развитие
критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в
интерактивный процесс.
Технология
ТРКМЧП позволяет решать задачи:
- образовательной мотивации: повышение
интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
- информационной грамотности: развития
способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией
любой сложности;
- социальной компетентности: формирования
коммуникативных навыков и ответственности за знание.
Особенности
концептуала.
Не объем знаний или количество информации
является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией:
искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в
жизни.
Не присвоение «готового» знания, а
конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.
Коммуникативно-деятельный принцип
обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный
поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и
обучаемыми.
Умение мыслить критически – это не
выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных
сторон в познаваемом объекте.
Особенности
организации.
Технология РКМЧП – надпредметная,
проникающая: синтез идей и методов русских отечественных технологий:
коллективных и групповых способов обучения, технология сотрудничества,
развивающее обучение.
Технология РКМПЧ предлагает систему
конкретных методических приемов, которые могут быть использованы в различных
предметных областях (филология, математика, естествознание).
Технология РКМ применима для учащихся
разных возрастных групп (начальная школа, средняя школа, вузы, учреждения
повышения квалификации).
Организация учебного процесса напоминает
коллективный способ обучения А.Г.Ривина – В.К.Дьяченко, так как основой
является работа учащихся в динамических парах и группах.
Широко применяются различные комбинации
этих форм («крест», «зигзаг» и т.п.).
Учащемуся необходимо выработать
собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно
важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет
право на существование.
Роль преподавателя, в основном,
координирующая.
Популярным методом демонстрации процесса
мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и
т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей.
Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.
В основу технологи положен базовый дидактический цикл,
состоящий из трех этапов (стадий).
Первая стадия – вызов, активизирует
имеющиеся знания, пробуждает интерес к теме (определяются цели изучения
материала).
Приемы: «Мозговой штурм», «Версии».
Вторая стадия- осмысление нового
материала.
Приемы: чтение текста с остановками
маркировка текста символами, составление таблиц (ЗУХ, кластер, динотантный
граф, «двухчастный дневник», «бортовой» журнал)
Третья стадия – размышление
(рефлексия).
Приемы: дискуссия, эссе, фиксация
рассмотренного материала (выводы, схемы, синквейн).
Занятия в системе дополнительного образования предполагают творческий
подход, как со стороны педагога, так и со стороны его учеников.
Процесс обучения в
дополнительном образовании имеет менее формализованный характер по сравнению с
общеобразовательной школой, не имеет жестких рамок. Индивидуализация обучения в
системе дополнительного образования детей осуществляется со стороны самого ребенка,
который сам осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности.
Изменяется и позиция педагога: он выступает не только как носитель знаний, но и
как помощник в становлении личности обучающегося.
Наиболее
благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу создают
групповые формы работы работа в парах. При организации работы в парах каждый
ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и
неверное, в парах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт
взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. И что
особенно важно, парная форма работы позволяет решить задачу индивидуального
подхода в условиях массового обучения (взаимодействие детей ради выявления и
реализации индивидуальных возможностей и потребностей).
Коллективные учебные занятия — это не просто работа учащихся в парах:
постоянных или сменного состава. Здесь каждый ученик по очереди работает то в
роли обучающего, то в роли обучаемого. Каждый участник является попеременно то
учителем, то учеником. Основная цель каждого ученика: обучать других всему
тому, что знаешь сам. Основной принцип работы: все по очереди учат каждого, а
каждый по очереди всех; т.е. коллектив обучает каждого своего члена. Одна из
таких технологий — «Коллективный способ обучения». К коллективным формам
организации обучения относится работа в динамических парах или парах сменного
состава. Коллективная работа в парах сменного состава принципиально отличается
от групповой и просто парной работы. На таких занятиях каждый ученик по очереди
работает с другим. В качестве коллективного способа обучения следует особо
выделить такую форму работы, как занятия в парах сменного состава. Такая
организация уроков позволяет не только реализовать сотрудничество, но и
учитывать неоднородность учебных способностей учеников, предоставить каждому
возможность регламентировать свое время на ознакомление и усвоение нового
материала. Каждый трудится спокойно, в удобном для него темпе и, что особенно
важно, с индивидуальным консультантом. Более того, ученик имеет возможность
вернуться к непонятному еще раз, поменять консультанта и выслушать объяснение
из других уст.
Для того, чтобы групповая работа давала желаемый развивающий
эффект, учителю необходимо отслеживать перераспределение ролей между
детьми.
Данную форму работы удобно использовать для отработки различных навыков и
умений, для введения нового материала и систематизации знаний.
Правила работы в паре:
1.
Говорим шепотом;
2.
Работаем вместе;
3.
Договоримся: если
письменное задание, как будем выполнять, кто пишет, кто выступает;
4.
В выступлении говорить
от имени двух лиц: «Мы считаем, мы думаем, мы решили…»;
5.
Когда закончили выполнение
задания, поднимаем руки;
6.
Оцениваем работу,
благодарим друг друга;
7.
Обозначение готовности
пары к работе (это может быть знак из двух соединенных поднятых рук).
Парная работа
формирует:
1.
Уважительное
отношение к мнению одноклассников;
2.
Воспитание терпимости, открытости, тактичности, готовности
прийти на помощь;
3.
Уверенное овладение основными коммуникативными действиями:
инициативности, лидерства, умения налаживать контакты, находить разумные
компромиссы, решать конфликтные ситуации;
4.
Усвоение
механизмов эмоционально – волевой регуляции собственного поведения, ориентации
его на принятые ценностно – нравственные и этические нормы.
Пример:
Цель урока:
Разбор нового произведения – нотного текста на хоре.
Литература:
Партитура Людвига Ван Бетховена «Походная песня»
Ход урока:
На
стадии вызова
обращаемся к учащимся с просьбой вспомнить все, что они знают, или
думают, видя данную партитуру. Что могут сказать о композиторе, века в котором
жил композитор, о тональности произведения, размере и т.п. Через 3-5 минут
просим поделиться своими знаниями с соседом. Обсудив варианты, каждая пара
озвучивает идеи и предположения. Все версии (правильные и неправильные)
преподаватель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с
этим? Если появляются противоречивые мнения, на доске фиксируются и
альтернативные идеи.
Смысловая стадия.
Подготовка к чтению партитуры. Каждая пара, самостоятельно читает партитуру.
Преподаватель обращается с просьбой по ходу чтения партитуры делать в нотах
пометки.
V- эту информацию знал, знаю, вспомнил;
+ -это новая для меня информация;
? - эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы..
Учащиеся самостоятельно читают партитуру, используя пометки.
Затем поем партитуру хором под руководством преподавателя.
На
стадии размышления
, после того, как чтение закончено, просим учащихся
вернуться к своим первоначальным версиям и внести необходимые исправления.
Затем обращаем их внимание на список коллективных версий, зафиксированных на
доске. Преподаватель убирает с доски неверную информацию.
Стадию размышления продолжает беседа о произведении.
Возможные вопросы
· Какие новые сведения для себя вы отметили? (Каждый называет то, что новым
явилось для него).
· Все ли понятно? Какие появились вопросы ?
Если у учащихся возникли вопросы, необходимо порекомендовать источники, к
которым можно обратиться для поиска ответов.
Практическое применение знаний: самостоятельно дома разобрать партитуру.
Литература:
1. Жураковский В.,
Сазонова З. «Работа в команде» как педагогический принцип. // Высшее
образование в России. – 2005. - №8. – С.3 – 28.
2. Лийметс Х.Й.
Групповая работа на уроках. – М., 1975.
3. Селевко Г.К.
Технология проведения дискуссии. // Школьные технологии. – 2004. - №5. – С. 101
– 114.
4. Смирнов С.Д.
Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности:
учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М., 2001. – С. 154 -
178.
5. Коллективная
научно-познавательная деятельность школьников./ Под редакцией И.Б. Первина —
М.: Педагогика, 1985.
Тэги:
технология ТРКМЧП