Организация работы в паре - Ирина Станиславовна Гобрик
 
 

Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?


ГЛАВНАЯ

ШКОЛЫ

ДЕТСАДЫ

КУЛЬТУРА, СПОРТ ...

КАРТА

БИБЛИОТЕКА

СООБЩЕСТВА

КОНКУРСЫ











Ирина Станиславовна Гобрик


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Ирина Станиславовна Гобрик / Блог / Организация работы в паре


ЗАПИСЬ #3

КОММЕНТАРИИ (1)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


11 мая 2021, 09:39, автор - хозяйка блога
Ирина Станиславовна Гобрик

Организация работы в паре

" Организация работы в паре на занятии в системе дополнительного образования"

Технология развития критического мышления разработана в конце XX века учеными и преподавателями университета штата Северная Айова (США) Дженни Л. Стил, Кертис С. Мередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером, которые являлись членами консорциума «За демократическое образование».

Американцы модифицировали идеи свободного воспитания и творческого саморазвития личности (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, М. Монтессори), деятельностного подхода к обучению (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принципы личностно-ориентированного образования (Э.Фромм, К. Роджерс, Э.Н. Гусинский, В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская), а также идеи (А.В. Хуторской) эвристического обучения и довели их до уровня технологии.

Технология ТРКМЧП является новой в российской дидактике, появилась и распространяется с 1997 года, ее используют педагоги Москвы, Санкт - Петербурга, Самары, Нижнего Новгорода, Новосибирска. М. О. Чошанов, разработчик технологии проблемно-модульного обучения, пришел к выводу, что она продуктивна лишь тогда, когда школьник обладает критическим мышлением.

Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Критическое мышление - это умение занять свою позицию по обсуждаемому вопросу и умение обосновать ее, способность выслушать собеседника, тщательно обдумать аргументы и проанализировать их логику.

Критическое мышление – это не негативность суждений или критика, а разумное рассмотрение разнообразных подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на КМ предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы.

Цель технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в интерактивный процесс.

Технология ТРКМЧП позволяет решать задачи:

- образовательной мотивации: повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

- информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;

- социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

 

 

 

Особенности концептуала.

Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.

Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.

Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.

Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

Особенности организации.

Технология РКМЧП – надпредметная, проникающая: синтез идей и методов русских отечественных технологий: коллективных и групповых способов обучения, технология сотрудничества, развивающее обучение.

Технология РКМПЧ предлагает систему конкретных методических приемов, которые могут быть использованы в различных предметных областях (филология, математика, естествознание).

Технология РКМ применима для учащихся разных возрастных групп (начальная школа, средняя школа, вузы, учреждения повышения квалификации).

Организация учебного процесса напоминает коллективный способ обучения А.Г.Ривина – В.К.Дьяченко, так как основой является работа учащихся в динамических парах и группах.

Широко применяются различные комбинации этих форм («крест», «зигзаг» и т.п.).

Учащемуся необходимо выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование.

Роль преподавателя, в основном, координирующая.

Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.

В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).

Первая стадия – вызов, активизирует имеющиеся знания, пробуждает интерес к теме (определяются цели изучения материала).

Приемы: «Мозговой штурм», «Версии».

Вторая стадия- осмысление нового материала.

Приемы: чтение текста с остановками маркировка текста символами, составление таблиц (ЗУХ, кластер, динотантный граф, «двухчастный дневник», «бортовой» журнал)

Третья стадия – размышление (рефлексия).

Приемы: дискуссия, эссе, фиксация рассмотренного материала (выводы, схемы, синквейн).

Занятия в системе дополнительного образования предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его учеников.

Процесс обучения в дополнительном образовании имеет менее формализованный характер по сравнению с общеобразовательной школой, не имеет жестких рамок. Индивидуализация обучения в системе дополнительного образования детей осуществляется со стороны самого ребенка, который сам осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности. Изменяется и позиция педагога: он выступает не только как носитель знаний, но и как помощник в становлении личности обучающегося.

Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу создают групповые формы работы работа в парах. При организации работы в парах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в парах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. И что особенно важно, парная форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения (взаимодействие детей ради выявления и реализации индивидуальных возможностей и потребностей). Коллективные учебные занятия — это не просто работа учащихся в парах: постоянных или сменного состава. Здесь каждый ученик по очереди работает то в роли обучающего, то в роли обучаемого. Каждый участник является попеременно то учителем, то учеником. Основная цель каждого ученика: обучать других всему тому, что знаешь сам. Основной принцип работы: все по очереди учат каждого, а каждый по очереди всех; т.е. коллектив обучает каждого своего члена. Одна из таких технологий — «Коллективный способ обучения». К коллективным формам организации обучения относится работа в динамических парах или парах сменного состава. Коллективная работа в парах сменного состава принципиально отличается от групповой и просто парной работы. На таких занятиях каждый ученик по очереди работает с другим. В качестве коллективного способа обучения следует особо выделить такую форму работы, как занятия в парах сменного состава. Такая организация уроков позволяет не только реализовать сотрудничество, но и учитывать неоднородность учебных способностей учеников, предоставить каждому возможность регламентировать свое время на ознакомление и усвоение нового материала. Каждый трудится спокойно, в удобном для него темпе и, что особенно важно, с индивидуальным консультантом. Более того, ученик имеет возможность вернуться к непонятному еще раз, поменять консультанта и выслушать объяснение из других уст. Для того, чтобы групповая работа давала желаемый развивающий эффект, учителю необходимо отслеживать перераспределение ролей между детьми. 
Данную форму работы удобно использовать для отработки различных навыков и умений, для введения нового материала и систематизации знаний.

Правила работы в паре:

1.       Говорим шепотом;

2.       Работаем вместе;

3.       Договоримся: если письменное задание, как будем выполнять, кто пишет, кто выступает;

4.       В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем, мы думаем, мы решили…»;

5.       Когда закончили выполнение задания, поднимаем руки;

6.       Оцениваем работу, благодарим друг друга;

7.       Обозначение готовности пары к работе (это может быть знак из двух соединенных поднятых рук).

Парная работа формирует:

1.       Уважительное отношение к мнению одноклассников;

2.       Воспитание терпимости, открытости, тактичности, готовности прийти на помощь;

3.       Уверенное овладение основными коммуникативными действиями: инициативности, лидерства, умения налаживать контакты, находить разумные компромиссы, решать конфликтные ситуации;

4.       Усвоение механизмов эмоционально – волевой регуляции собственного поведения, ориентации его на принятые ценностно – нравственные и этические нормы. 

 

Пример:

Цель урока:
Разбор нового произведения – нотного текста на хоре.
Литература: 
Партитура Людвига Ван Бетховена «Походная песня»

Ход урока:

На  стадии вызова  обращаемся к учащимся с просьбой вспомнить все, что они знают, или думают, видя данную партитуру. Что могут сказать о композиторе, века в котором жил композитор, о тональности произведения, размере и т.п. Через 3-5 минут просим поделиться своими знаниями с соседом. Обсудив варианты, каждая пара озвучивает идеи и предположения. Все версии (правильные и неправильные) преподаватель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этим? Если появляются противоречивые мнения, на доске фиксируются и альтернативные идеи.

 

Смысловая стадия.  Подготовка к чтению партитуры. Каждая пара, самостоятельно читает партитуру. Преподаватель обращается с просьбой по ходу чтения партитуры делать в нотах пометки.
V- эту информацию знал, знаю, вспомнил;
+ -это новая для меня информация; 
? - эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы..

Учащиеся самостоятельно читают партитуру, используя пометки.

Затем поем партитуру хором под руководством преподавателя.

 

На  стадии размышления , после того, как чтение закончено, просим учащихся вернуться к своим первоначальным версиям и внести необходимые исправления. Затем обращаем их внимание на список коллективных версий, зафиксированных на доске. Преподаватель убирает с доски неверную информацию.
Стадию размышления продолжает беседа о произведении. 
Возможные вопросы
· Какие новые сведения для себя вы отметили? (Каждый называет то, что новым явилось для него).
· Все ли понятно? Какие появились вопросы ?
Если у учащихся возникли вопросы, необходимо порекомендовать источники, к которым можно обратиться для поиска ответов.
Практическое применение знаний: самостоятельно дома разобрать партитуру.

 


Литература:

1. Жураковский В., Сазонова З. «Работа в команде» как педагогический принцип. // Высшее образование в России. – 2005. - №8. – С.3 – 28.

2. Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроках. – М., 1975.

3. Селевко Г.К. Технология проведения дискуссии. // Школьные технологии. – 2004. - №5. – С. 101 – 114.

4. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М., 2001. – С. 154 - 178.

5. Коллективная научно-познавательная деятельность школьников./ Под редакцией И.Б. Первина — М.: Педагогика, 1985.



Тэги: технология ТРКМЧП



ОБСУЖДЕНИЕ


Светлана Васильевна Цыден-Ешиева2021-05-11 18:37:47 - Светлана Васильевна Цыден-Ешиева
Ирина Станиславовна, здравствуйте! Очень рада была увидеть знакомую технологию-КСО!

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться









  Copyright © 2berega.spb.ru, ПроШколу.ру, 2007-2024. Все права защищены.   Контакты
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу