Анализ занятия - Ирина Станиславовна Гобрик
 
 

Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?


ГЛАВНАЯ

ШКОЛЫ

ДЕТСАДЫ

КУЛЬТУРА, СПОРТ ...

КАРТА

БИБЛИОТЕКА

СООБЩЕСТВА

КОНКУРСЫ











Ирина Станиславовна Гобрик


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Ирина Станиславовна Гобрик / Блог / Анализ занятия


ЗАПИСЬ #4

КОММЕНТАРИИ (0)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


11 мая 2021, 09:53, автор - хозяйка блога
Ирина Станиславовна Гобрик

Анализ занятия

Анализ занятия в системе дополнительного образования

 

Занятие в учреждении дополнительного образования имеет ряд особенностей: оно менее регламентировано, более гибкое, динамичное, свободное по составу участников, чередованию форм работы, насыщению различными видами деятельности. Проводится преподавателем с учетом возрастных особенностей учащихся, целей и задач образовательной программы, специфики объединения по интересам и других факторов.

Занятие должно отвечать некоторым общим требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения. К таким требованиям можно отнести следующие:

•          четкая формулировка темы, цели и задач занятия (обучающие, развивающие, воспитательные);

•          сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся;

•          обучение с учетом уровня подготовленности учащихся, подбор индивидуальных заданий для детей с опережением в развитии;

•          соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил техники безопасности, применение здоровье сберегающих технологий.

На первоначальном этапе занятия преподавателю важно создать благоприятный морально-психологический климат, атмосферу сотворчества и содружества в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе — проанализировать все выполненные учащимися работы и отметить достижения.

Немаловажным моментом при проведении занятия является разумное распределение материала на всех этапах, продуктивное использование применяемого наглядного материала.

Занятие в системе дополнительного образования предполагают творческий подход как со стороны педагога, так и со стороны учащихся.

Анализ учебного занятия – это важная составляющая самостоятельной аналитиче­ ской деятельности преподавателя, а так же процедура совместной деятельности эксперта и преподавателя в условиях административного контроля, аттестации. Подобная деятельность направ­лена на изучение и оценку результатов заня­тия, поиск причин его успехов и недостатков, выработку рекомендаций по совершенство­ванию работы данного педагога.

Можно выделить три типа анализа учебного занятия:

•          комплексный (полный) — предполагает всестороннее рассмотрение в единстве целей, содержания, методов, форм организации всех аспектов учебного занятия; содержательного, дидактического, психологического, воспитательного, методического, организационного;

•          аспектный — отличается более глубоким рассмотрением одной стороны учебного занятия, такой анализ может быть дидактическим, психологическим, воспитательным, методическим, организационным;

•          краткий — проводится для общей оценки научно-теоретического и методического уровня учебного занятия, отражает основные дидактические категории (достижение целей, решение задач, выполнение плана и др.).

Для того чтобы учебное занятие стало обучающим, его нужно тщательно подготовить, спланировать. Преподаватель имеет право самостоятельно отработать удобную для себя модель плана учебного занятия, которая должна содержать:

•          тему занятия и план ее изложения;

•          цели и задачи занятия;

•          задания, карточки, вопросы и т.п.;

•          задания для самостоятельной работы, закрепления знаний и умений.

Как известно, изучение учебного материала предполагает следующие дидактические циклы:

•          изучение нового материала;

•          применение знаний на практике, формирование практических умений.

В соответствии с этим по главной дидактической цели различаются следующие типы учебных занятий:

•          изучение, усвоение нового материала (объяснение, демонстрация и др.);

•          закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков (повторение, обобщение, упражнения, решение задач и др.);

•          самостоятельное применение знаний, умений и навыков (самостоятельные работы, дискуссии, аукционы, представления и др.).

К каждому типу учебного занятия предъявляются специфические требования, но можно выделить общие критерии анализа современного занятия:

1. Общие сведения о занятии.

Первоначально необходимо отметить дату посещения занятия, название объединения интересам, фамилию педагога дополнительного образования, год обучения и количество присутствующих на занятии. Далее указывается место и время проведения занятия.

2. Цель посещения занятия.

К данным целям можно отнести следующие:

•          изучение методики проведения определенного занятия;

•          изучение педагогического мастерства наиболее опытных педагогов, обмен опытом проведения занятий;

•          оказание помощи педагогу в выполнении профессиональных задач;

•          ознакомление с методикой ведения занятия и оказания помощи молодому или неопытному педагогу;

•          мониторинг деятельности преподавателей дополнительного образования;

•          выяснение эффективности форм работы преподавателя (семинар, игра, конкурс, выставка и т.д.);

•          выявление соответствия используемых на занятии приемов и методов содержанию изучаемого материала;

•          определение эффективности использования педагогом содержания изучаемого материала для формирования практических умений и навыков учащихся;

•          выяснение системы работы педагога по активизации творческой и познавательной деятельности учащихся;

•          изучение уровня использования педагогом воспитательных возможностей занятия;

•          ознакомление с формами и методами организации профориентационной работы в объединении по интересам;

•          проверка соблюдения педагогом норм поведения на занятии (общение с учащимися, тактичность поведения, внешний вид и т.д.);

•          выполнение педагогом рекомендаций, данных во время предыдущих посещений занятий.

3. Цель занятия.

Цель должна соответствовать теме занятия и отражать планируемый результат. Чёткая и грамотная постановка цели имеет принципиальное значение для достижения действительного результата занятия.

Цель занятия должна быть достижимой, чётко сформулированной, понятной всем участникам деятельности, иметь стимулирующий характер. Необходимо учитывать пространственные, временные и материально-технические возможности и ресурсы.

4. Тема занятия.

Указывается согласно плану занятия и излагаемому материалу.

5. Наличие документации, наглядных средств обучения, подготовка материального обеспечения.

Отмечается наличие программы объединения по интересам, заполненного журнала планирования и учета работы объединения по интересам, готовность помещения, оборудования, качество и количество материалов и инструментов для проведения занятия. Фиксируется, использовались ли при проведении занятия наглядные пособия и средства обучения (электронные, научные и др.).

6. Соблюдение структуры занятия.

Отмечаются реализованные этапы занятия: организационная часть, постановка цели и задач занятия, актуализация опорных знаний и умений, изучение нового материала, выполнение практических и творческих заданий, рефлексия, заключительная часть занятия.

7. Формы обучения.

Отмечаются применяемые на занятии формы обучения: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.

При анализе занятия следует отметить эффективность применяемых форм обучения с позиции умения организовать работу учащихся, активизировать их творческие и коммуникативные качества.

8. Методы обучения.

Отмечаются используемые на занятии методы обучения: метод словесного обучения, метод наглядного обучения, метод практического обучения, метод игры, другой метод.

При анализе занятия следует отметить целесообразность избранного метода обучения с точки зрения раскрытия темы занятия.

9. Система работы педагога.

Характеризуется с точки зрения умения владеть группой, организовывать ее для работы, вызывать интерес у учащихся к теме занятия. Следует отметить, рационально ли использовалось время на занятии, наблюдалась ли смена видов деятельности, индивидуализация и дифференциация в обучении учащихся. Также отмечаются стиль педагогического руководства, внешний вид педагога, его культура и такт, степень воздействия личности педагога на учащихся.

10. Система работы учащихся.

Анализируется активность и работоспособность группы учащихся на занятии, отмечается наличие умений творчески применять знания и умения, качество сформированных навыков самостоятельной работы с оборудованием и инструментами. Указывается, наблюдались ли заинтересованность учащихся в течение всего занятия, наличие дисциплины и организованности, проявление коммуникативных качеств.

11. Удачные элементы занятия.

Называются наиболее эффективные для достижения цели приемы, методы, формы, способы деятельности, используемые на занятии.

Характеризуется психологическая атмосфера занятия, роль педагога в создании микроклимата на занятии, коммуникативная активность учащихся.

Отмечается качество выполнения практических и творческих заданий.

Указывается, использовались ли педагогом возможности занятия для профессиональной ориентации, экономического воспитания детей, формирования у них интеллектуальной культуры и потребности в знаниях.

12. Замечания.

Здесь можно отметить, как педагог поддерживает дисциплину на занятии, как добивается заинтересованности в обучении, охарактеризовать его поведение (бодрое, живое, решительное, вялое, спокойное, деловое, нервное, безразличное, тактичное) и особенности речи (грамотная, многословная, лаконичная, доходчивая, логичная, недостаточно логичная).

Среди замечаний по проведению занятия обязательно нужно указать, при необходимости, несоответствие темы занятия календарному плану работы объединения и рабочей программе, назвать причины отклонений. Охарактеризовать условия обучения в помещении, организацию учебного пространства ит. д.

Следует отметить количество наглядности (недостаточная, излишняя), методическую сторону использования наглядности.

13. Выводы и предложения.

Выводы зависят от цели посещения. В случае, когда занятие посещено с целью контроля или ознакомления с работой молодого или нового педагога, выводы должны содержать следующие позиции:

•          общая оценка занятия — уровень проведения (высокий, удовлетворительный, низкий), личное впечатление посетившего (понравился, не понравился и др.);

•          достижение цели — усвоили ли учащиеся тему, выполнили ли практическое задание;

•          методическое совершенство занятия — проведено методически правильно или неправильно, аргументация;

•          воспитательное значение занятия — осуществлялось ли воспитание самостоятельности, трудолюбия, дисциплины, эстетических взглядов и т. д.;

•          педагогическое мастерство педагога: глубокое знание предмета, умение передавать знания учащимся, влияние на группу.

В случае, когда занятие посещено с конкретной целью, например, выяснение эффективности форм работы педагога или проверка соответствия используемых на занятии приемов и методов содержанию изучаемого материла выводы отражают только результат анализа данного вопроса.

При посещении открытых занятий вывод может быть следующим: занятие проведено на высоком (достаточном, низком) профессиональном и методическом уровне.

В предложениях указывается, что ценного из этого занятия можно рекомендовать для внедрения в практику других педагогов. Даются рекомендации педагогу по усовершенствованию работы и преодолению недостатков.

В конце анализа занятия посетивший должен указать свою фамилию, ознакомить со справкой — анализом занятия педагога дополнительного образования, о чем должна свидетельствовать подпись педагога.

В приложении приводится образец формы "Справка — анализ занятия".

 

Справка-анализ занятия

Дата посещения: «__» ____________________ 20 ___ г.

Название объединения по интересам: ______________________________ ___________

Ф.И. О. руководителя объединения по интересам________________________________

Год обучения: _______________________________________________________

Количество учащихся: по факту - _______, по списку ________

Место проведения: __________________________________________________________

Время начала _________ и окончания ________ занятия

Цель посещения занятия: _____________________________________________________

Цель занятия: ______________________________________________________________

Тема занятия: ______________________________________________________________

Наличие:

•          программа объединения по интересам

•          журнал планирования и учёта работы

•          оборудование и материалы в необходимом количестве

•          средства обучения (учебники, видеоуроки)

•          наглядные пособия (таблицы, схемы и др.)

Соблюдение структуры занятия:

•          организационная часть

•          постановка цели и задач занятия

•          актуализация опорных знаний и умений

•          изучение нового материала

•          выполнение практических и творческих заданий

•          рефлексия

•          заключительная часть занятия

Форма обучения:

•          индивидуальная

•          групповая

•          парная

•          коллективная

Используемые методы обучения:

•          метод словесного обучения

•          метод наглядного обучения

•          метод практического обучения

•          метод  игры

•          (другой) _________________________________________________

Система работы педагога:

•          готовность к занятию, владение материалом

•          авторитет педагога

•          создание мотивации обучения в течение всего занятия

•          умение организовать работу учащимся

•          рациональность использования времени

•          учёт индивидуальных особенностей и интересов учащихся

•          умелое использование смены видов деятельности

•          педагогическая культура и такт

•          воспитывающая направленность занятия

Система работы учащихся:

•          заинтересованность

•          дисциплинированность и организованность

•          активность и работоспособность

•          уважительное отношение к педагогу

•          умение творчески применять знания и умения

•          сформированность навыков самостоятельной работы с оборудованием и инструментами

•          соблюдение правил техники безопасности и охраны труда

•          коммуникативная активность учащихся

1.         Достигнута ли цель занятия?

Да        нет      частично

2.         Соответствует ли содержание занятия программе?

Да        нет      частично                    

3.         Соответствуют ли методы и приёмы возрастным особенностям и уровню развития учащихся?

Да        нет      частично

4.         Гармонично ли сочетались обучающие, развивающие и воспитывающие задачи занятия?

Да        нет      частично

5.         Способствовало ли занятие развитию интереса к обучению?

Да        нет      частично

6.         Удалось ли сформировать требуемые знания и умения?

Да        нет       частично

7.         Эффективна ли методика контроля за усвоением материала и формированием практических умений и навыков?

Да        нет      частично

8.         Соответствовала ли организация занятия санитарно-гигиеническим требованиям?

Да        нет      частично

9.         Удачные элементы занятия: _____________________________________________

10.      Замечания: ___________________________________________________________

11.      Выводы и предложения: ________________________________________________

__________________________________________________________________________

      _______________________  Ф.И.О. посещающего  ______________

          (подпись посещающего)

      _______________________  Ф.И.О. педагога ____________________

          (подпись педагога)

Список литературы

 

1.       Березовин Н.А. Проблемы педагогического общения. - Минск, 1989.

2.       Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования.- М., ВЛАДОС,2001.

3.       Ершова А. П., Букатов В.М. Режиссура учебного занятия, общения и поведения учителя. - 4-е изд., испр. и доп.- М., 2010.

4.       Загрязнинский В.И. Теория обучения. - М., 2001.

5.       Ильенко Л.П. Теория и практика управления методической работой в общеобразовательных учреждениях. - М.: АРКТИ, 2003.

6.       Крившенка Л.И. Педагогика. - М., 2004.

7.       Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой. - М., 2007.

8.       Поташник М.М. Руководство учебным процессом. - М, 2002.

 

 



Тэги: три типа анализа учебного занятия



ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться









  Copyright © 2berega.spb.ru, ПроШколу.ру, 2007-2024. Все права защищены.   Контакты
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу