"Возможности использования сюжетно-ролевых игр для развития коммуникативных навыков у детей пятого года жизни"
Для
детей пятого года жизни игра составляет основное содержание
жизни, выступает как ведущая деятельность. Игра выступает как важное средство
развития коммуникативных навыков общения со сверстниками и с взрослыми.
Особенно важны для
развития коммуникативных навыков у детей данного возраста сюжетно-ролевые игры.
Сюжетно-ролевая игра удовлетворяет потребность ребёнка в общении. «Ввиду особой привлекательности
сюжетно-ролевой игры, дошкольники оказываются в ней способными к большей сговорчивости, уступчивости, терпимости. Играя, дети вступают в такие отношения, до которых в других условиях ещё
«недоросли»,
а именно: в отношения взаимного контроля и помощи, подчинения, требовательности».
Многочисленные исследования показывают, что
сюжетно-ролевая игра содействует обогащению кругозора ребенка, упрочению его интересов,
развитию связной диалогической речи. Именно в
сюжетно-ролевой игре наиболее полно активизируется общественная
жизнь детей, игра позволяет детям самостоятельно
использовать те или иные формы общения. В процессе игры между детьми складываются два вида отношений - ролевые отношения, определяемые содержанием игры и реальные отношения, которые проявляются в игре.
На основе реальных отношений у
детей формируется качество
«общественности». Именно это качество позволяет быть успешным среди сверстников, взаимодействовать с ними. Оно и составляет основу
коммуникативных навыков дошкольника.
Сюжетно-ролевая игра выполняет свои
развивающие в аспекте коммуникативных навыков функции только тогда, когда является детской деятельностью, самостоятельной или самодеятельной. В
сюжетно-ролевой игре развивается воображение, формируются личностные новообразования,
сюжетно-ролевая игра дает ребенку пятого года жизни возможность эмоционально насыщенного вхождения в
жизнь взрослых на основе воспроизведения их социальных отношений. Она создает благоприятные
возможности для развития у ребенка самоутверждения и самооценки. Именно в
сюжетно-ролевой игре ребенку легче всего предоставляется
возможность пережить ситуацию успеха, получить признание сверстников, сформировать
коммуникативные навыки в общении со сверстниками.
В
сюжетно-ролевых играх дети пятого года жизни осваивают первые навыки общения и взаимодействия людей между собой, формируют первые умения понимать себя и другого, умения слышать собеседника, умения помогать друг другу в затруднительных ситуациях, умения устанавливать дружеские отношения.
Таким образом, рассмотрев
возможности использования сюжетно-ролевых игр для развития коммуникативных навыков у детей пятого года жизни, мы сделали выводы, что такая
возможность существует. Это обусловлено тем, что все компоненты
коммуникации реализуются в процессе подготовке детьми атрибутов к игре, в процессе выбора
сюжета и распределения ролей, а также - в обыгрывании
сюжета, где основным составляющим является диалог.