Особенности адаптации детей раннего возраста к
условиям дошкольной образовательной организации
Человек проходит в своем развитии яркую и
неповторимую стадию – период дошкольного детства. Это время не является
подготовкой к будущей жизни, это – самодостаточная, самая активная, самая
важная проживаемая ступень. От условий,
в которых протекает детство ребенка, зависит содержание и характер всей
последующей жизни.
В настоящее время продолжает сохраняться
тенденция к росту количества детей, которые поступают в дошкольные
образовательные организации в раннем
возрасте. Известно, что многие родители довольно остро переживают проблему
адаптации малыша в дошкольной образовательной организации, поскольку дети
впервые переходят из довольно изолированного семейного мира в мир общественных
контактов. От того, как пройдет процесс адаптации дошкольника к новому
распорядку и незнакомым людям, зависит его физиологическое и психическое
здоровье.
Традиционно под адаптацией понимается процесс
вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям.
Адаптация является активным процессом,
приводящим или к позитивным результатам, когда ребенок начинает ощущать
комфортно в новых для себя условиях или негативным, когда новые условия
вызывают у ребенка стресс.
Психологи выделяются два
основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная
удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования).
Однако, как показывают
результаты проведенных учеными исследований,
не все дети легко проходят процесс адаптации к условиям дошкольной
образовательной организации. Одна из причин трудной адаптации заключаются в том, что режим в семье
и в детском саду не совпадают. Некоторые
дети имеют ряд отрицательных привычек (сосание соски, укачивание при
укладывании). Не все дети умеют играть с
игрушкой, у многих не сформированы необходимые культурно-гигиенические навыки, и
др
.
Ведущей причиной трудностей адаптации ребенка
психологи считают – узкий круг общения
детей в условиях семьи. Привязанность
только к близким людям, умение общаться только с ними, неумение войти в контакт
с незнакомыми людьми определяют характер поведения.
При поступлении детей в детский сад С. Н. Теплюк выделяет три группы детей по характеру их
поведения:
- Первая группа составляет большинство детей. Они отрицательно и бурно
выражают свое отношение к происходящему: громко плачут, бросаются на пол, царапаются,
кусаются, щиплют тех, кто оказывается рядом. Они, то просятся на руки к
взрослому, то бегут к двери с яростью расшвыривают предлагаемые игрушки. Устав
от бурного проявления протеста, малыши, входящие в эту группу могут внезапно
уснуть, чтобы через несколько минут с
новой энергией продолжить плач до хрипоты. Дети этой группы, как правило,
привыкают к детскому саду в течение 20 – 30 дней.
- Вторая группа –
немногочисленная, два – три ребенка, которые после
расставания с мамой замыкаются, бывают крайне
напряжены, насторожены. У них хватает
сил только на то чтобы сделать несколько шагов от порога в сторону и забиться в
ближайший угол, спиной к стене, отгородившись от всех стулом, а лучше столом.
Эти дети находятся в крайнем напряжении, еле сдерживают рыдания сидят,
уставившись в одну точку, не притрагиваясь ни к игрушкам, ни к еде. Накормить
их хоть чем-то, высадить на горшок очень трудно. Они молчат, не реагируют ни на
одно предложение, отворачиваются при попытке вступить с ними в контакт. И
только увидев в дверях маму, устремляются к ней. Адаптация таких детей длится
два –
три месяца, протекает очень сложно.
-Третья группа – это
коммуникабельные, общительные малыши. Впервые переступив порог детского сада,
такой ребенок здоровается с взрослыми, улыбается и тут же берет в свои
руки инициативу общения с ними. Вся его
энергия направлена на презентацию себя, как личности. Он спешит рассказать,
какие у него дома необыкновенные игрушки, рыбки или птички. Он с удовольствием демонстрирует
свои умения: самостоятельно ест, раздевается и ожидает заслуженной похвалы,
хотя лишь попробует еду, а в постели лежит, не выпуская взрослого из поля
зрения. Но такая ситуация длится не больше двух – трех дней, на большее у него не хватает
объема информации. Затем он протестует, держится за маму, и по стилю поведения
не отличается от детей первой группы.
Если ребенку не удается адаптироваться к детскому саду,
то через некоторое время появляются
признаки дезадаптации, которые проявляются в физическом, эмоциональном и
поведенческом виде. Параметры дезадаптации:
1. Физические параметры дезадаптации.
Наиболее распространенные признаки
последствия дезадаптации ребенка в детском саду – это нарушение ночного
сна, когда малыш просыпается среди ночи и плачет, и проблемы со стулом на
нервной почве перед походом в детский сад. Постоянное нервное напряжение
приводит к частым простудным заболеваниям и обострениям хронических болезней. Двигательная
активность во время адаптационного периода довольно редко сохраняется в
пределах нормы. Ребенок сильно заторможен или, наоборот, гиперактивен. Вначале
дневной сон отсутствует совсем или ребенок постоянно просыпается. Чем сложнее проходит адаптация
ребенка, тем хуже его аппетит или, наоборот, аппетит слишком высокий. Меняется
его активность и по отношению к
предметному миру: игрушки оставляют его
безучастным, интерес к окружающему снижается. Падает уровень речевой
активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом. В
период адаптации иммунная система организма, его защитные механизмы ослабевают
и как результат на 5-7 сутки ребенок
заболевает.
2. Эмоциональные параметры. Изменение образа жизни ребенка приводит, в
первую очередь, к нарушению его эмоционального состояния. Одной из наиболее интенсивно развивающихся потребностей
у маленького ребенка является ориентирование в среде, которая его окружает.
Насколько быстрее происходит изменение среды, настолько сильнее отрицательные
эмоции, отклонения в поведении более продолжительны и адаптация значительно
затруднена. Из этого можно сделать вывод, что предварительное ознакомление
ребенка с новой средой в детском саду создает наиболее благоприятные условия и
возможности для легкой и быстрой адаптации.
Ученые разработали и
уточнили ряд показателей, характеризующих особенности поведения и проявления эмоций у ребенка, адаптирующегося к условиям детского сада. На основании этих
показателей был создан эмоциональный портрет ребенка, впервые поступившего в детский
сад. Для такого ребенка характерно: эмоциональная напряженность, беспокойство,
страх, гнев или заторможенность. Ребенок много плачет, стремится к контакту с
взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от него, сторонится
сверстников, его социальные связи оказываются нарушенными. Малыш не отпускает
от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает
слезами. Ребенок, переходящий в новые условия жизни в дошкольном учреждении, переживает
стрессовое состояние; у него появляется торможение, возникают ориентировочные
реакции (можно, нельзя), напряженное состояние, ребенок попадает под целый
комплекс воздействий. Возникает синдром адаптации, т.е. скопление неизвестных воздействий,
что вызывает у него страх, отрицательные эмоции. Дети выражают свои негативные
эмоции плачем. Но наиболее информативен приступообразный плач,
свидетельствующий о том, что, хоть на время, у малыша все негативные эмоции
внезапно отступают на последний план в связи с тем, что их оттесняют
положительные. В палитру плача входит также и «плач за компанию», которым уже
почти адаптированный к саду ребенок поддерживает «новичков», пришедших в группу.
Обычно дольше всех из отрицательных
эмоций у ребенка держится так называемое хныканье, которым он стремиться
выразить протест при расставании с родителями.
Страх – спутник отрицательных эмоций. Впервые придя в
детский сад, ребенок во всем видит лишь «скрытую угрозу». Ребенок боится неизвестной обстановки и встречи с
незнакомыми детьми, боится новых воспитателей, а главное того, что мама забудет
его, уйдя из детского сада.
Гнев –
порой на фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев, который прорывается
наружу. В период адаптации ребенок раним настолько, что
поводом для гнева может служить все.
Поэтому гнев и агрессия могут проявляться даже без повода.
Положительные
эмоции –
противовес отрицательным эмоциям. Обычно, в первые дни адаптации они не
проявляются совсем или немного выражены в те моменты, когда ребенок находится
под действием эффекта новизны. Чем легче адаптируется ребенок, тем раньше
проявляются положительные эмоции, возвещающие о завершении адаптационного процесса.
3. Поведенческие параметры. Многие дети
в период адаптации становятся плаксивыми, замкнутыми, агрессивными, тревожными.
Это связано с тем, что не удовлетворяется одна из базовых потребностей - потребность
в безопасности и защищенности. Ребенок впервые остается без близких людей в
незнакомой обстановке. В семье он в центре внимания, а в детском саду один из
многих, такой же, как и другие. Это ломает сложившиеся у него стереотипы,
требует психологической перестройки, изменения поведения, выработки новых умений. Уже с первых дней жизни у ребенка в
семье формируются привычки,
привязанности, определенное поведение, в основе которого лежит динамический
стереотип. К двум-трем годам стереотип поведения ребенка становится довольно
устойчивым. При поступлении в детский сад привычные условия жизни в семье
(режим, характер питания, микроклимат помещения, приемы воспитания, характер
общения) меняются. Это требует от ребенка перестройки ранее сложившегося
стереотипа поведения, что является очень трудной задачей и часто приводит к
стрессу.
Не имея ни какого
жизненного опыта, в отрыве от любимого взрослого, в чужой обстановке, ребенок
может быть напуган настолько, что иногда начинает вести себя неадекватно: переходит
на ползание, если уже начал ходить; замолкает, начав говорить.
Дети не воспринимают
речь незнакомого человека, так как им
не привычен тембр голоса, дикция; не могут из-за переживаний вникнуть в речь
взрослого. В незнакомой обстановке они ко всему относятся с опасением, отказываются
брать ложку, прикоснуться к хлебу, протянуть руку к струе воды. Имеющиеся у них
навыки самообслуживания на время исчезают даже в домашних условиях.
Поведение ребенка также приобретает индивидуальный характер: если он не умеет
есть самостоятельно, то в детском саду отказывается от еды, ждет, чтобы его
накормили. Если не знает, как мыть руки
в новой обстановке - сразу плачет, если не знает, где взять
игрушку - тоже плачет, не привык спать без укачивания –
плачет, поэтому очень важно знать привычки ребенка, считаться с ними.
Именно в том, как организм ребенка выдерживает приспособление к окружающей
среде, и заключается значение адаптации для его дальнейшего здоровья и
самочувствия в новых условиях.
Результаты исследований,
проведенные И.В. Лапиной, показывают, что в начальный период адаптации ребенок не
имеет желания участвовать в «играх с игрушками». Незнакомая обстановка угнетает
обычную активность детей. Иногда даже самые интересные игрушки не привлекают
детей, это «чужие» игрушки. Ребенок тяготеет к своим любимым игрушкам. Такие
дети замкнуты и нелюдимы, все время стараются держаться обособленно. На смену
этой «бесконтактности» приходит «компромиссная контактность», означающая, что
ребенок вдруг сам стал проявлять инициативу для вступления в контакт со
взрослыми людьми. Однако эта инициатива мнима,
она нужна ребенку только лишь как выход из сложившегося положения и не
направлена на улучшение общения с взрослыми или сверстниками. В такой момент
ребенок готов пойти на компромисс с кем угодно, лишь бы его увели из группы. Но
как только ребенок сумеет наладить контакты в группе – это
и будет важным шагом к завершению всего процесса адаптации.
И.В. Лапина считает, что самый неблагоприятный
возрастной период для адаптации детей от 10 месяцев до 1 года 6 месяцев. В этом
возрасте дети трудно переносят расставание
с близкими, отказываются от контактов с незнакомыми взрослыми и детьми. В тоже время, если ребенка слишком рано (до 6
месяцев) отдать в ясли, то, несмотря на то, что адаптация у него может пройти
довольно легко и быстро, т.к. у него нет сформированной привязанности к матери.
Первичный эмоциональный контакт такой малыш установит со сверстниками, и это не
лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы.
Подтверждение того, что
самый неблагоприятный период для поступления в
дошкольную образовательную организацию
является
второй год жизни, мы находим и в исследованиях Е.О. Смирновой.
Таким образом, характер адаптационного периода зависит от предшествующего
опыта малыша, то есть от наличия или отсутствия тренировки его нервной системы
в приспособлении к меняющимся условиям жизни.
Тэги:
адаптация ранний возраст