4. Исследование - Ульяна Сергеевна Юденкова
 
 

Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?


ГЛАВНАЯ

ШКОЛЫ

ДЕТСАДЫ

КУЛЬТУРА, СПОРТ ...

КАРТА

БИБЛИОТЕКА

СООБЩЕСТВА

КОНКУРСЫ
































Конкурсы


Конкурсы не выбраны










Статистика


 Просмотров: 0
 Посетителей: 0
 Подробности









Ульяна Сергеевна Юденкова


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Ульяна Сергеевна Юденкова / Блог / 4. Исследование


ЗАПИСЬ #25

КОММЕНТАРИИ (0)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


07 декабря 2021, 04:39, автор - хозяйка блога
Ульяна Сергеевна Юденкова

4. Исследование

4. Исследование синтаксической структуры предложения

Лалаева

1. Составление предложений из слов в начальной форме.

С целью исследования возможностей детей моделировать структуру предложения из определенного лексического материала, правильно выбирать форму этих слов из парадигматического ряда предлагаются дифференцированные задания на составление предложений из слов в начальной форме. Эти задания даются в различных вариантах. Для определения возможностей правильного расположения слов в предложении используется различный поря­док исходных существительных и глаголов. В одних заданиях сло­ва даются в той же последовательности, в какой они воспроизво­дятся в предложении. В других заданиях порядок предъявляемых слов не соответствует их последовательности в предложении.

В заданиях этой серии ставится и задача определение возмож­ностей структурирования различных типов предложений (напри­мер, Мальчик открывает дверь. Дети гуляют на улице. Мальчик ру­бит дрова топором. Бабушка дает внучке яблоко. Мама купила сыну большой шар.).

Для выявления роли отдельных членов предложения и отдель­ных частей речи в структурировании предложений даются задания с измененной формой либо глагола, либо существительного. В нача­ле предложения ставится либо сказуемое, либо подлежащее, либо второстепенный член предложения (Карандаш рисовать девочка. Сидеть синичка на ветке. Яблоко бабушка внучка дает.).

Материалом исследования служат следующие серии слов:

Проба 97

А) порядок слов не изменен, глагол дается в правильной форме, существительное - в начальной форме:

Девочка одевает кукла. Света гуляет собака. На кукла красный бант.

Проба 98

Б) изменен порядок слов, глагол дается в правильной форме, а существительное - в начальной форме:

Карандаш рисует девочка. Щиплет коза трава. Яблоко бабушка внучка дает.

Проба 99

В) порядок слов не изменен, изменена форма глагола, сущест­вительные даны в правильной форме:

Мальчик открывать дверь. Мальчик гулять на улице.

Проба 100

Г) порядок слов изменен, изменена форма глагола, существи­тельные даны в правильной форме:

Рыбу ловить мальчики. Сидеть синичка на ветке. Лечить доктор детей.

Проба 101

Д) порядок слов не изменен, все слова даются в начальной форме:

Мальчик рубить дрова топор. В сад расти вишня. Миша дать собака большая кость.

Проба 102

Е) порядок слов изменен, все слова даются в начальной форме:

Ехать по улица машина. Писать ручка девочка. Петя купить шар большой мама.

Процедура и инструкция. В начале эксперимента ребенку дает­ся следующая инструкция: «Сейчас я буду называть слова пред­ложения. А ты из этих слов составь предложение. Порядок слов можно менять. Девочка, одевает, кукла. Скажи правильное предло­жение..».

2. Добавление пропущенных слов в предложении.

Материалом исследования служат следующие предложения с пропущенными словами:

Проба 103

А) с пропущенным глагольным сказуемым:

Мальчик ... дрова топором. Мама ... вкусную пищу. Грачи ... гнезда на деревьях.

Проба 104

Б) с пропущенным дополнением:

Лиса убежала в ... . Девочка гладит ... Бабушка дает ленту ... .

Проба 105

В) с пропущенными предлогами:

Книга лежит ... столе. Лена наливает чай ... кружку. Почки рас­пустились ... деревьях. Медведь спит зимой ... берлоге. Листья шу­мят... ветра. Чайки летят ... водой. Ботинки стоят ... стулом. Маль­чик подбежал ... забору. Машина едет ... дороге. Лиса вылезла ... норы.

Процедура и инструкция. В начале эксперимента дается сле­дующая инструкция: «Я буду говорить тебе предложения с пропу­щенным словом. А ты внимательно слушай. Добавь про себя слово и скажи это предложение полностью». Место пропущенного слова обозначается паузой в середине предложения или интонацией не­законченности в конце предложения.

3. Повторение предложений.

Материал исследования включает предложения с различной глубинно-семантической и поверхностной структурой. Основанием для включения этого задания в методику исследования является экспериментально доказанное положение о том, что ребенок может воспроизвести только ту структуру предложения, которой владеет в речи.

Предлагаются следующие предложения:

Проба 106

А) Простые предложения с прямым порядком слов.

Наступила осень. Расцвели цветы. Дети играют.

Лошадь везет сено. Птичка свила гнездо. Мальчик ест суп.

Девочка гладит утюгом. Маша пишет мелом. Дима рисует ка­рандашом.

Из гнезда вылетела ласточка. В лесу растут сосны. Грибы вы­росли под березой.

Дедушка подарил внуку коньки. Мальчик дал карандаш девочке. Папа купил сыну игрушку.

Мама режет хлеб ножом. Аня рисует дом карандашом. Папа ру­бит дрова топором.

Мама ставит цветы в вазу. Мальчик разлил воду на скатерть. Девочка поставила ботинки под стул.

Ярко светит солнце. Крапива жжет больно. Маша громко поет. Крепко спит медведь под снегом.

Даша любит рисовать. Малыш хочет пить. Петя забыл приче­саться.

Девочка любит рисовать цветы. Катя любит петь песни. Собака любит грызть кость.

Маленькая девочка плачет. Юля пьет теплое молоко. Мальчик бросает маленький мячик. Мама вяжет дочке теплый шарф. Ма­ленький котенок залез на высокий шкаф.

Над водой летали белые чайки. Под высокой березой выросли грибы. Над широкой рекой плывут облака. В саду было много крас­ных яблок

Проба 107

Б) Пассивные конструкции

Земля освещается солнцем. Новый дом охраняется сторожем. Белая береза склонилась от ветра.

Дом нарисован девочкой. Письмо написано моей сестрой. Земля покрыта белым пушистым снегом. Ранней весной затопило весь наш луг. Пушистая елка украшена красивыми игрушками.

Проба 108

В) Безличные предложения

В саду созрело много груш. К вечеру сильно подморозило. Этой зимой все дороги занесло снегом.

Проба 109

Г) Инвертированные конструкции

Петю бьет Коля. Стекло разбил мальчик. Машину догоняет мо­тоцикл. Алеше дедушка подарил лыжи.

Проба 110

Д) Сравнительные конструкции

Петя выше Вани. Маша поет громче Кати. Мальчик прыгает выше девочки. Вова ест кашу быстрее своей маленькой сестры.

Проба 111

Е) Простые предложения с однородными членами

Наступила зима, и выпал пушистый снег. Дети катали из снега комки и делали снежную бабу. Медведь нашел под большим дере­вом глубокую яму и сделал там себе берлогу.

Проба 112

Ж) Сложные предложения

Петя сказал, что не пойдет сегодня гулять, потому что холодно. Школа, в которой учился Сережа, была далеко от его дома. На зе­леном лугу, который был за рекой, паслись лошади. Мы подошли к большому дому, который стоял на берегу реки.

Процедура исследования. В начале исследования ребенку да­ется инструкция: «Я буду говорить предложения. А ты внимательно послушай каждое предложение и повтори».

Проба 113

4. Верификация предложений.

Материалом исследования служат правильные предложения и предложения с неправильными формами слов (неправильными па­дежными окончаниями, предлогами, неверным согласованием при­лагательного и существительного, глагола и существительного, не­правильным употреблением возвратных глаголов, страдательных оборотов).

Неправильные предложения: Девочка гладит утюга. Мальчик умывается лицо. Земля покрыла белым снегом. Дом нарисовала девочкой. Письмо написано сестра. Деревья шумят от ветром. Ка­кая сильный дождь. У Нины большая яблоко. Березки склонили от ветра. Солнце освещается землей. Хорошо спится медведь под снегом. Над большим деревом была глубокая яма. В лесу много ягодой. В саду пахли сиренью. На море плывут корабль.

Процедура и инструкция. В начале исследования эксперимента­тор говорит ребенку: «Я буду называть тебе правильные и непра­вильные предложения. А ты внимательно слушай и поправляй ме­ня, если я скажу неправильно». После воспроизведения предложе­ния задаются следующие вопросы: «Правильно я сказала? А как сказать правильно? Какое слово я сказала неправильно?».                                                                      Таблица 59

Оценка синтаксической структуры предложения (пробы 97 – 113)

Уровень выполнения задания

Характер выполнения задания

1 (высокий)

4 балла

Правильное и самостоятельное выполнение заданий

2 (выше среднего)

3 балла

Правильное выполнение заданий с помощью экспериментатора или самостоятельное исправление неправильного ответа после уточнения задания, единичные ошибки

3 (средний)

2 балла

Правильное выполнение более 50% задания

4 (ниже среднего)

1 балл

Более 50% ошибочных ответов, помощь неэффективна

1

2

5 (низкий)

0 баллов

Невыполнение, повторение исходных слов, отказ от выполнения

 





ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться









  Copyright © 2berega.spb.ru, ПроШколу.ру, 2007-2024. Все права защищены.   Контакты
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу