ОБЩАЯ
ЧАСТЬ
|
|
Предмет
|
Русский язык
|
Класс
|
2
|
|
Тема урока
|
Что такое антонимы? Словарь
антонимов русского языка.
|
|
Дидактическая цель
|
Создать условия для
знакомства обучающихся с понятием «слова антонимы», словарём антонимов
русского языка.
|
|
Планируемые
образовательные результаты
|
|
Личностные умения
|
Метапредметные умения
|
Предметные умения
|
|
Л1. Самостоятельно или с
помощью учителя развивать адекватную самооценку на основе критериев учителя.
Л2. Уважительно относиться
к чужому мнению.
Л 3.Стремиться к
самоизменению – приобретению новых знаний.
|
МПознавательные
МП1. Развитие умений искать
и выделять информацию в соответствии с поставленной целью.
МП2. Наблюдать и делать
самостоятельные простые выводы.
МРегулятивные
МР1. Самостоятельно
организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
МР2. Определять цель
учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
МР 3. Оценивать свою
работу.
МКоммуникативные
МК1. Участвовать в диалоге,
слушать и понимать речь других.
МК 2.Уметь формулировать
высказывание.
|
П 1. Знать, что такое
антонимы.
П 2. Уметь находить
антонимы в тексте.
П 3. Знать, чем отличаются
антонимы от синонимов.
П 4. Уметь работать со
словарём антонимов.
|
|
Решаемые учебные
проблемы
|
Что такое слова антонимы в
русском языке?
|
|
Образовательные технологии,
используемые на уроке
|
Диалоговая технология,
рефлексивная технология, здоровьесберегающая технология
|
|
Вид используемых на уроке
средств ИКТ
|
Компьютер, интерактивная
доска, проектор
|
|
Образовательные ресурсы
Для учителя
|
infourok.ru/konspekt-uroka-chteniya-ltolstoy-lev-i-sobachka-518125.html
|
|
Литература
|
Русский язык. 2 класс.
Учебник в 2 ч. Часть 1. Канакина В.П., Горецкий В.Г.
|
|
Для ученика
|
Русский язык. 2 класс.
Учебник в 2 ч. Часть 1. Канакина В.П., Горецкий В.Г.
|
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
ученика
|
Планируемые
результаты
|
Организационный
момент
- Здравствуйте, ребята, меня зовут Антон
Николаевич, и сегодня урок русского языка проведу у вас я. Проверьте свою
готовность, на парте должны лежать учебник, тетрадь, пенал, дневник и
листочки.
|
Проверяют свою готовность
к уроку
|
МР 1
|
Актуализация
знаний
- Давайте с вами для начала вспомним, что вы
проходили на прошлом уроке? Какая тема на прошлом уроке?
|
- Синонимы
|
МП1 МК1
|
- Хорошо. А что вы знаете о синонимах?
|
- Синонимы – это слова,
которые пишутся по-разному, но близки по значению.
|
МП1 МП2 МК2
|
- Отлично! Давайте приведём несколько примеров.
Слова близкие к слову «большой» и «сильный».
|
- Большой – крупный,
огромный, громадный.
- Сильный – мощный,
могучий, крепкий.
|
МП1 МП2 МК2
|
- Молодцы! Но кроме слов синонимов, есть и другие
слова. Может кто-то знает какие?
|
- Антонимы
|
МП1 МП2 МК2
|
- Правильно! В русском языке кроме слов синонимов,
есть и слова антонимы, с которыми мы с вами сегодня будем знакомиться.
|
Слушают учителя
|
МП1 МП2 МК2
|
Открытие новых
знаний
- Но, чтобы понять, чем же антонимы отличаются от
синонимов, давайте откроем учебник на странице 54. Под номером 71 нам дан
текст, который поможет ответить, что же такое антонимы. Читаю я.
|
Слушают учителя
|
МП1 МП2 МК2
|
- Хорошо. И к этому тексту есть вопросы.
- Почему муравей загрустил? Объясните, что и кого
сравнил по величине Муравей?
|
- Муравей загрустил,
потому что он маленький, а океан большой.
- Муравей сравнил
маленького себя с большим океаном.
|
МП1 МП2 МК2
|
- Слова большой и маленький – это близкие или
противоположные по значению слова?
|
- Противоположный
|
МП1 МП2 МК2
|
- Правильно! Именно эти слова, противоположные по
значению и называют антонимами!
|
- Слушают учителя
|
МП1 МП2 МК2
|
- Скажите мне, пожалуйста, чем отличаются антонимы
от синонимов?
|
- Антонимы – слова
противоположные по значению, а синонимы –это слова близкие по значению.
|
МП1 МП2 МК2 П3
|
Применение
полученных знаний
- У нас есть ещё задание списать предложение, в
котором встречаются слова антонимы. Что это за предложение?
|
- «Море такое большое, а я
такой маленький…»
|
МП1 МП2 МК2
|
- Открываем свои тетради, пишем число, классная
работа. Упражнение 71.
|
Открывают учебник.
|
МП1 МП2 МК2 П1
|
Физкультминутка
«Летит лебёдушка»
|
Выполняют физкультминутку
|
МП1 МП2 МК2
|
- Отлично! Теперь, когда вы умеете находить слова
антонимы, попробуйте сделать следующее маленькое задание. У вас на партах
лежат листочки, где написаны слова антонимы, но они потеряли друг друга. Соедините
линиями эти слова, а потом мы с вами проверим. Работаем в парах.
|
Слушают учителя.
|
МП1 МП2 МК2 П1
|
- Итак, проверяем:
Сладкий –
солёный
Зло – добро
День – ночь
Холод – жара
|
Проверяют задание.
|
МП1 МП2 МК2
|
- Как и у синонимов в русском языке есть свой
словарь антонимов, который вы можете найти у себя в учебнике.
|
Слушают учителя.
|
МП1 МП2 МК2 П1
|
- Следующее упражнение под номером 72. Здесь нас
просят к предложенным слова с помощью словаря подобрать антонимы. Также есть
образец выполнения задания: «слово, тире, слово антоним». Записываем в
тетради упражнение 72 и выполняем. Потом мы с вами проверим.
|
Слушают учителя.
|
МП1 МП2 МК2
|
- А теперь поменяйтесь тетрадями со своим соседом.
Возьмите в руки простой карандаш. И те слова, которые не являются антонимами
мы подчёркиваем просты карандашом.
|
Выполняют задание.
|
МП1 МП2 МК2
|
- С этим заданием вы тоже справились. Теперь на
странице 56 упражнение 73. В нём нам нужно прочитать пословицы и найти в их
антонимы.
|
Слушают учителя.
|
МП1 МП2 МК2
|
- «Вместе тесно, а врозь скучно». Какие здесь
антонимы и как вы это понимаете?
|
- Вместе, врозь. Вместе
тесно, а врозь скучно. Говорится, когда близкие друг другу люди часто
ссорятся, спорят, а в разлуке скучают друг без друга.
|
МП1 МП2 МК2
|
- «Дождик вымочит, а солнышко высушит». Антонимы и
как понимаете.
|
- Дождик и солнышко.
Не всегда будут
трудности, придут и радости
|
МП1 МП2 МК2
|
- «Ученье – свет, а неученье – тьма». Какие слова
антонимы в данной пословице? Какое значение?
|
- Ученье-это свет, потому
что ученье-это знания, а знания-это сила! А человек без знаний – бессилен.
|
МП1 МП2 МК2
|
- «Умел взять, умей и отдать». Какие слова антонимы
в данной пословице? Какое значение?
|
- Взять и отдать. Нужно не
только уметь брать у других, но и делиться с другими.
|
МП1 МП2 МК2
|
- «На смелого собака лает, а трусливого кусает». Какие
слова антонимы в данной пословице? Какое значение?
|
- Смелый и трусливый. Нужно не бояться смотреть в лицо
трудностям, противостоять им.
|
МП1 МП2 МК2
|
- Теперь нам нужно выписать в тетрадь 2 пословицы.
Предлагаю «Ученье – свет, а неученье – тьма» и «Умел взять, умей отдать».
Спишите их и подчеркните в них простым карандашом слова антонимы.
|
Выписывают пословицы в
тетрадь
|
МП1 МП2 МК2 П2
|
- Итак, ребята, что мы сегодня нового узнали на
уроке?
|
- Узнали, что такое
антонимы, что есть в русском языке словарь антонимов. Искали антонимы в
пословицах, находили их в тексте.
|
МП1 МП2 МК2
|
- А что такое антонимы?
|
- Антонимы – это слова
противоположные по значению.
|
МП1 МП2 МК2 П1
|
Рефлексия
- Давайте оценим вашу сегодняшнюю работу на уроке.
- Поднимите две руки, если у вас всё получилось.
- Поднимите одну руку, если были трудности.
- Покажите руками крест, если было очень трудно.
|
Поднимают руки
|
МП1 МП2 МК2 П1 П2 П3 П4
|
-
Спасибо за урок! До
свидания!
|
- До свидания
|
МП1 МП2 МК2
|
|
|
|
|
|
|
|