Влияние устного народного творчества на развитие речи детей
младшего дошкольного возраста
Макеева Светлана Алексеевна ГБДОУ №86 Невского района
г. С-Петербурга
Устное народное
творчество
является сокровищницей
богатейшего русского языка, средством гармоничного развития личности ребёнка.Народное
искусство особенно доступно для восприятия дошкольника,что обусловлено
простотой формы и образов.Такой яркий и выразительный материал,как
фольклор,несёт в себе важный эмоциональный заряд,необходимый для работы с
детьми по развитию речи.
В дошкольном возрасте происходит удивительный, по своему значению, для развития
ребёнка процесс приобщения и овладения языком своего народа Ребёнок усваивает
родной язык прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих.Понимание
речи окружающих и собственная активная речь сопровождает всю деятельность
ребёнка.Речевое развитие в раннем возрасте оказывает влияние на всю последующую
жизнь,поэтому так важно начинать развивать речь с первых дней жизни.Своевременное
и полноценное овладение речью является
первым важнейшим условием для правильного развития психических процессов
ребёнка.Основными задачами развития речи детей является воспитание звуковой
культуры речи,обогощение и активизация словаря,формирование грамматического
строя речи.Обучение связной речи решается на протяжении всего дошкольного
возраста.
Важной составляющей ,способствующей развитию речи детей является фольклор,включающий
колыбельные песни,потешки,прибаутки,пестушки поговорки,считалки,загадки и
др.Эта область народного творчества является одним из средств народной дидактики.
Воспитательное значение фольклора неоднократно подчёркивала в своих работах
А.П. Усова.Она утверждала,что использование устного народного творчества в
детском саду никогда не было случайным побуждением или модой,а всегда выступало
в тесной связи
с педагогическими
задачами дошкольной педагогики.
Дитя начинает приобщаться к миру прекрасного ещё с колыбели. Впервые
соприкасаясь с лиричностью и красотой колыбельной песни малыш всем существом
реагирует на интонационную выразительность песни,на ласку,любовь,доброту и
нежность матери.Колыбельные песни обогощают словарный запас детей за счёт того,что
содержат широкий круг сведений об окружающем мире,прежде всего о тех
предметах,которые близки опыту детей и привлекают своим внешним видом,например,
«заинька», «котенька». Использование в речи детей однокоренных слов:
«котенька», «коток», «котик», «котя»-способствует возникновению положительных эмоций,связанных
со знакомым образом .Колыбельная,как форма народного поэтического творчества,таит
в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия,чему
способствует особая интонационная организация(напевное выделение голосом
гласных звуков,медленный темп),наличие повторяющихся фонем. .
Народные песенки,потешки,пестушки также представляют собой прекрасный речевой
материал,который можно использовать в организованной деятельности с детьми по
развитию речи.Малые формы фольклора формируют звуковую культуру речи.Воспитание
фонематического слуха
особенно важно в
раннем дошкольном возрасте.Использование звукосочетаний ,которые повторяются
несколько раз,с различной интонацией-всё это позволяет ребёнку осознать красоту
родного языка,его лаконичность: «Большие ноги шли по дороге:Топ,топ,топ.Топ,топ,топ.Маленькие
ножки бежали по дорожке:Топ,топ.топ.Топ,топ.топ.».При формировании
грамматического строя речи можно использовать,например,потешку про
«заиньку»,где однокоренными словами будут:зайка-заинька,серенький-серый.
Устное поэтическое творчество богато разнообразием лексических форм: «Умница
Катенька,ешь кашку сладеньку,вкусную,пушистую,мягкую.душистую»,
«Валенки,валенки,невелички.маленьки,опушка бобровая,Маша чернобровая».Обогащение
словаря присходит за счёт огромного разнообразия,образных выражений,метафор.Например:
«конь вороной», «коровушка-бурёнушка», «маков цвет». «красно солнышко»,
«травушка-муравушка». Е.И.Тихеева указывала о неоходимости использования
педагогами в повседневной речи с детьми «эти драгоценные зёрна». Народные
выражения живы только тогда,когда употребляются к месту и времени. «Ясный месяц
появился!»-ласково встречает воспитатель ребёнка после долгого отсутствия.
Использование в работе с детьми по развитию речи поэтического народного
творчества стимулирует речевые способности дошкольников,способствует
активизации речи в свободной деятельности и формирует предпосылки возникновения
речетворческих способностей детей.
|