ДОУ и родители- эффективное сотрудничество.
Работа с семьёй – важная задача
образовательной системы. Без сотрудничества педагога с родителями невозможно
успешно решать никакие вопросы воспитания, развития ребёнка.
Задача ДОУ- это прежде всего сохранение и укрепление
физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и
интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное
осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи,
ведь родители - первые и главные воспитатели своего ребенка. Каждая
семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но каждая в силу разных
обстоятельств и в разной степени, нуждается в квалифицированной педагогической помощи
.
Важнейшим
способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация
их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а
активные участники процесса, включение родителей в деятельность
дошкольного учреждения.
Деятельность
родителей и педагогов может быть успешной только в том случае, если они станут
союзниками, что позволит лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях,
развить его способности и сформировать ценностные жизненные ориентиры,
предотвратить негативные поступки, поведение.
Основными принципами взаимодействия педагога с
родителями являются:
1.
Целенаправленность, систематичность, плановость.
2.
Доброжелательный стиль общения, сотрудничество, а не
наставничество.
3.
Индивидуальный, дифференцированный подход к работе с
учетом специфики каждой семьи.
4.
Динамичность.
Для того чтобы взаимодействие было более
эффективным, педагогу необходимо как можно лучше узнать семью воспитанника, для
этого используют следующие методы изучения:
1.
Анкетирование родителей.
2.
Индивидуальные беседы с родителями, изучение запросов
семьи.
3.
Наблюдение за ребенком.
4.
Индивидуальные беседы с детьми.
5.
Обследование семьи с помощью проективных методик.
6.
Посещение семей воспитанников.
7.
Наблюдение за ребенком в сюжетно-ролевой игре «Семья».
8.
Наблюдения воспитателем за взаимоотношениями родителей и
детей во время приема детей в детский сад и ухода детей домой».
Существуют
традиционные
формы и методы работы с родителями:
-
Оформление информационных стендов, буклетов,
папок-передвижек, выставок детских работ.
-
Посещение семей воспитанников.
-
Родительские собрания.
-
Беседы, консультации, конференции, встречи «за круглым столом».
-
Анкетирование по разным вопросам.
- Дни
открытых дверей: просмотр режимных моментов, НОД, утренников.
- Участие
родителей в массовых мероприятиях детского сада, выставках, конкурсах.
-
Организация работы родительского комитета группы, сада.
Не ставя
под сомнение эффективность традиционных форм работы с семьей в практике работы
современных дошкольных учреждений хорошо зарекомендовали себя нетрадиционные
формы работы ДОУ с семьёй.
К
нетрадиционным
(новым) формам работы педагогов ДОУ с родителями относятся:
-
Создание семейных проектов
-
Проект выходного дня: «Разведчики природы», «Поход выходного дня».
- Тематические
мини-проекты.
-
Участие родителей в творческих конкурсах.
-
Сообщества по интересам.
-
Организация библиотеки для родителей.
-
Моделирование и решение педагогических ситуаций.
Использование
ИКТ является одним из современных методов работы с родителями, который успешно
зарекомендовал себя.
Наличие у детского сада собственного
сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного
получения информации о жизни детского сада и группы, графике работы различных
специалистов, мероприятиях (праздниках, развлечениях, спортивных соревнований и
т.п.). Нам видится широкое использование ИКТ-технологий как источника
информации учебного, методического или воспитательного характера. Со страниц
таких сайтов родители могут получить информацию о методах воспитания,
технологиях и методиках обучения детей, задавать волнующие их вопросы,
своевременно получать полезные советы и рекомендации.
Соединяя информационные и
коммуникационные технологии, проецируя их на работу с различными категориями
семьи, необходимо отметить, что использование ИКТ не противопоставляет
традиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников, а дополняют и
обогащают их. Такой дополнительный режим информационного взаимодействия не
исключает использования традиционных форм работы с семьей через
непосредственное "живое общение", а скорее обогащает и дополняет
опосредованное взаимодействие с родителями в системе Интернет ресурсов и
сайтов.
Внедрения ИКТ-технологий
позволяет создать единое информационное пространство образовательного учреждения,
т.е. системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все
участники образовательного процесса: администрация, воспитатели, дети и их
родители. В результате такого взаимодействия оперативно устанавливается
обратная связь с семьей, повышается возможность оказания различным категориям
семьи многопрофильной помощи, поддержки и сопровождения.
Широкое
внедрение ИКТ-технологий в практику взаимодействия дошкольных учреждений с семьей
- дополнительный информационный ресурс, позволяющий использовать современные
технологии. Родители в опосредованном режиме (в удобное для них время)
смогут выбрать интересующие их рубрики, задать вопросы, получить
квалифицированные советы педиатра, детского психолога, просмотреть работы
своего ребенка (рисунки, аппликационные работы, постройки и др.). Рубрики
такого Интернет-портала могут быть разнообразны:
- новости детского
сада (доска объявлений, благодарности родителям);
- документы и нормативные
акты (советы юриста, документы Департамента образования);
- авторские разработки
педагогов (сценарии праздников, досугов, подборки стихов и загадок);
дидактические материалы для родителей (медиа-консультации для родителей, экспресс-практикумы,
Интернет-семинары и дистанционные круглые столы);
- кулинарные
рецепты для детского питания (советы диетолога, рецепты блюд для детей с
особенностями развития);
- медицинская
информация (календарь прививок, противопоказания к их применению, советы по
закаливанию, симптоматика детских болезней, профилактика заболеваний);
- адреса и режим
работы центров дополнительного образования; репертуар детских театров и формы
приобретения билетов на представления для детей.
ИКТ-технологии
позволяют в формате дискуссионного сообщества или гостевой книги обсуждать статьи,
вести диалог.
На
сегодняшний день ИКТ-технологии становиться всё более актуальны в эффективном
сотрудничестве ДОУ с родителями.
Список литературы:
1.Взаимодействие семьи и ДОУ: программы развития
детско-родительских отношений; совместная деятельность педагогов, родителей и
детей / авт.-сост. Н.А. Кочетова, И.А. Желтикова, М.А. Тверетина. – Волгоград:
Учитель, 2014. -218с.
2. Взаимодействие ДОУ и семьи./ Сост .О.И.
Бочкарева.- Волгоград: ИТД «Корифей».-112с
3.
Современные
подходы к сотрудничеству детского сада и семьи [Электронный ресурс]
//http://tmntpk.ucoz.ru/publ/robota_s_roditeljami/formy_
raboty
_
s
_
roditeljami
/
sovremennye
_
podkhody
_
k
_
sotrudnichestvu
_
detskogo
_
sada
_
i
_
semi
/50-1-0-105
4.
Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей.
Пособие для работников ДОУ. [Текст]// О.В. Солодянкина, М.: «Аркти», 2005, С.
221.
|