Методическая разработка
«Использование
наглядного материала в виде памятников ВОВ
в работе по
патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста»
В нашем саду силами воспитательского состава
создается мини-музей о Великой Отечественной войне в целях знакомство детей с
историей данного события и приобщения к культурному наследию города и
страны. В этот мини-музей, главным образом, вошли макеты памятников
городов-героев, а также атрибутика военного периода и предметы амуниции солдат.
Если работу по знакомству детей с памятниками
городов-героев актуальнее всего проводить с детьми старшего и подготовительного
к школе возраста, то с предметами амуниции
и бытом солдат и военных можно уже начинать в младшем и среднем
дошкольном возрасте.
Так вот мной была
проведена работа с детьми средней группы. В свою работу я включила также
использование памятников и памятных мест по ходу рассматриваемых тем.
Первое с чего я начала свою работу, так это с
проведения комплекса бесед с детьми об образе солдата, рассматривание его
облика, одежды, предметов обмундирования, амуниции. Цель такой беседы – создать в воображении
детей образ солдата и военного не как страшного человека-воина, а
солдата-защитника. Для данной беседы были найдены фотографии памятников,
посвященных неизвестным солдатам (слайд № 2,3) и прочитаны стихотворения.
С детьми был рассмотрен плакат воинской амуниции и
военной техники (слайд № 4). В комплекс этих бесед включены словесные и
дидактические игры: «Одежда военных», «От какой формы головной убор», «Опиши
защитника», «Качества солдата».
В наш мини-музей включены и игрушки в виде военной
техники (игрушечный танк) и атрибутов военной формы (солдатская каска) (слайд №
5). И это считается целесообразным по причине того, что эти предметы дети могут
взять в руки и подробнее рассмотреть их. А в этом возрасте так значима возможность
осязательного обследования предметов. Так у танка хорошо видны гусеницы, пушка.
Ведь только по наглядным фотографиям формировать представления детей
превращается в скучный и малоэффективный процесс. А подобные вещи находятся в
различных памятных комплексах, фотографии которых детям в ходе работы
показываются (слайд № 6) .
Но идём дальше и подходим к теме военной техники и
транспорту. Ведь солдатам надо было на чем-то передвигаться и с помощью чего-то защищать город и страну.
Так вот для этих целей они использовали грузовики и танки. В нашем городе и
области есть немало памятников танков и грузовиков (слайд № 7). Пусть памятники
грузовиков посвящены теме дороги жизни, но в среднем дошкольном возрасте можно
остановиться на них как средстве передвижения солдат и военных и перевозки
грузов (продуктов питания, боеприпасов).
Кстати, для знакомства детей с тем, что такое
боеприпасы, в наш мини-музей внесены оригинальные гильзы и пустые патроны, что
у детей вызывает определенные эмоции при их рассматривании.
После проведения такой работы было рекомендовано родителям
посетить с детьми памятные места, где установлены подобные памятники – танки,
пушки, грузовики. А так как это в основном экспонаты на открытом воздухе, то
дети могут рассмотреть вблизи в натуральную величину, потрогать их, забраться
на них. Такие места в нашем городе можно найти по адресам:
- Во внутреннем дворике Военно-исторического музея
артиллерии, инженерных войск и войск связи, где расположилась уникальная
коллекция различных военных машин.
- Недалеко от реки Красненькой на проспекте Стачек,
106-108 на гранитном пьедестале, на вечном боевом посту стоит танк КВ-85
установленный в 1951 году – «Танк-победитель» (слайд № 8).
- Танк Т-34-85 мемориала «Пулковский рубеж» (слайд
№ 9), где в 1941-1944 годах проходил передний край обороны Ленинграда. Данный
мемориал посвящен боевым и трудовым подвигам ленинградцев. Находится на
Пулковском шоссе.
- Танк КВ-1 в Ропше в пригороде Петербурга
Ломоносовского района. Это настоящий участник боев за Ленинград (слайд № 10).
Вот потом-то воспитатель в саду получает бурю
детских эмоций, когда ребятки послед выходных приходят в сад и, торопясь,
рассказывают о том, где побывали в выходные дни.
Используемые произведения художественной
литературы:
- Отрывок из
стихотворения Ю.Коневец
«Неизвестный
солдат»
… Он не сдал
автомат
И пилотку
свою.
Неизвестный
солдат
Пал в
жестоком бою.
Неизвестный
солдат –
Чей-то сын
или брат,
Он с войны
никогда
Не вернется
назад…
- «
Неизвестному солдату» (автор М.Светлов)
Он умер от
семьи своей вдали,
И гибели его
нам неизвестна дата…
К могиле
неизвестного солдата
Известные
солдаты подошли…
Мы этот
образ до сих пор храним –
Истерзанный
свинцом лежал парнишка,
И не было
при нем военной книжки –
Она в бою
погибла вместе с ним.
Пусть мы его
фамилии не знаем, –
Он был – мы
знаем – верным до конца.
И мы в
молчанье головы склоняем
Перед
бессмертным подвигом бойца.
И дружба
воинов неколебима свята,
Она не
умирает никогда!
Мы по оружию
родному брату
Воздвигли
памятник на долгие года!
Соединим же
верные сердца
И скажем,
как ни велика утрата, –
Пусть нет
фамилии у нашего бойца, –
Есть звание
российского солдата!
- «
Мы пока еще ребята…»
Мы пока еще
ребята,
А шагаем как
солдаты!
Будем в
армии служить,
Будем Родину
хранить,
Как хранили
ее наши предки
Чтобы было
нам всегда
Хорошо на
свете жить!
Готов я
защитить
Поля, озера,
горы.
Готов я
ловким стать,
Ведь только
ловкий, сильный
Способен
защищать!
-
«Шинель» (автор Е.Благинина)
— Почему ты шинель
бережёшь? —
я у папы спросила.
— Почему не порвёшь,
не сожжёшь? —
я у папы спросила. —
Ведь она и грязна и стара,
приглядись-ка получше,
на спине вон какая дыра,
приглядись-ка получше!
— Потому я её берегу, —
отвечает мне папа, —
потому не порву, не сожгу, —
отвечает мне папа, —
потому мне она дорога,
что вот в этой шинели
мы ходили, дружок, на врага
и его одолели.
- Маленький солдат!
Надел
солдатскую шинель –
Забудь
домашний мир.
Ученье,
жёсткая постель,
Строгий
командир…
Вставай,
солдат, ложись, солдат,
Бери,
солдат, ружьё
И защищать
учись, солдат,
Отечество
своё.
Военная походка,
Сапожки в
самый раз,
Задорная
пилотка,
Смышлёный,
острый глаз,
Две
маленькие лиры
В углах воротничка…
Любили
командиры
Петю-новичка.
За то, что
рвался к делу,
Что ловок
был, горяч,
Веселый,
быстрый, смелый
Маленький
трубач.
|