Программа развития воспитания в заочной школе (Ирина Рудольфовна Кечина) в библиотеке 2berega.spb.ru
 
 

Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?


ГЛАВНАЯ

ШКОЛЫ

ДЕТСАДЫ

КУЛЬТУРА, СПОРТ ...

КАРТА

БИБЛИОТЕКА

СООБЩЕСТВА

КОНКУРСЫ





Библиотека - Программы

Программа развития воспитания в заочной школе


ОПИСАНИЕ

Название: Программа развития воспитания в заочной школе
Тип: Программа
Автор: Ирина Рудольфовна Кечина
Предмет: Управление школой
Описание: ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ

ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ
В УСЛОВИЯХ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

Настоящая программа разработана в соответствии с ФЗ Об образовании Положением о вечернем (сменном) образовательном учреждении и Программой развития воспитания в системе образования Туапсинского района,
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы: Программа развития воспитания подростков и
молодежи в условиях заочного обучения .
Заказчик: МОУ открытая (сменная) общеобразовательная
Школа № 1 город Туапсе
Исполнители и соисполнители: Администрация школы,
педагогический совет,
совет общественности,
совет профилактики правонарушений.
Программа реализуется в два этапа.
Первый этап :
Намечается создать систему мер по дальнейшему совершенствованию учебно-воспитательного процесса; созданию оптимальных условий для адаптации подростков в новых условиях обучения; совершенствованию нравственно-духовного, правового, патриотического воспитания, пропаганде здорового образа жизни учащихся ; вовлечению семьи в воспитание детей; развитию профессионального обучения подростков.
Второй этап :
Устойчивое функционирование воспитательной системы подростков в условиях заочного обучения.
Главная роль программы:
Организация работы по сохранению и укреплению качественных параметров воспитания подростков и молодежи на основе гуманистических подходов к личности обучающихся, ориентированию на формирование в них гражданско-патриотического самосознания, добросовестного отношения к учебе, ведению здорового образа жизни, приверженности традициям семьи, рода, дома, науки.
Задачи программы:
Повышение социального статуса воспитания подростков и молодежи в системе заочного обучения; формирование круга личностно-значимых проблем.
Укрепление воспитательных функций школы, семьи, общественных организаций.
Использование отечественных и национальных традиций, современного опыта в области воспитания.
Обеспечение единства воспитательного процесса на всех уровнях образования и УКП школы.
Повышение профессионального уровня управления процессом воспитания.
Программа является планово-координационным документом в работе школы в перспективе. В ней намечены комплексные мероприятия, распределенные по срокам реализации и исполнителям.
На основе программы должны разрабатываться, корректироваться, дополняться:
Планы работы школы;
Планы работы УКП.
Контроль за реализацией Программы обеспечивает руководство школы. Результаты контроля рассматриваются на заседании педсовета или совета общественности.
Периодичность контроля 1 раз в полугодие.
Состояние и основные проблемы воспитания в
системе заочного и индивидуального обучения.
Воспитание подростков и молодежи в современном российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которых существенно изменилась социо-культурная жизнь подрастающего поколения, функционирование ОУ, средств массовой информации, молодежных общественных объединений, религиозных организаций.
Эти изменения отрицательно сказались на российской семье. Отмечается резкая дифференциация доходов, обнищение значительной части населения. В 2001-2002 учебном году в школе из обучающихся имеет постоянную работу 15 %, с учетом сезонной занятости 34,6%.
Многие люди не сумели приспособиться к новым условиям, процветает безработица, особенно в горной сельской части района.
Происходит дальнейшая дезорганизация жизни семьи, разрушаются нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада.
МОУ Районная очно-заочная средняя общеобразовательная школа с.Мессожай неотделима от социально-экономических проблем Туапсинского района, Краснодарского края и России, системы образования, окружающей реальной действительности, преломляя сквозь собственную специфику.
И как следствие всех негативных явлений, подростки и молодежь входят в жизнь со следующими обобщенными проблемами:
Отсутствие мотивации учения, смысла получения образования, духовного роста;
Усиление индивидуалистических, эгоистических настроений, превалирование ценностей потребления - интерес к деньгам, вещам, тяга к развлечениям и удовольствиям;
Криминализированные нормы поведения;
Отсутствие ориентации в ситуациях на рынках труда, в собственных интересах и возможностях, оценки знаний и умений; умения вести себя в новой коммуникативной среде.
Таким образом, назрела необходимость восстановления единства системы обучения и воспитания. С тем, чтобы социально значимые проблемы общества сделать значимыми для учащихся, расширять культурно образовательное пространство; формировать у подростков и молодежи универсальные способы деятельности для умения решать стандартные жизненные проблемы и верно.
В настоящее время в школе функционируют 6 учебно-консультационных пунктов УКП с общим количеством учащихся по состоянию на 01.09.2010 г.-417 человек.
Занятия проводятся по заочной системе: заочные и индивидуальные группы, индивидуальный маршрут обучения, экстернат.

Реализация задач духовно нравственного
и физического развития.
Задачей текущего этапа является повышение роли воспитывающего компонента образования в учебной и в неурочной деятельности, в системе отношений с родителями, общественными организациями.
№ Основные мероприятия Ответственные
1Проведение бесед с привлечением работников учреждений культуры по нравственным и эстетическим вопросам.Методист, кл. руководитель.
2Посещение кинолектория в г.ТуапсеКлассный руководитель
3Посещение дома-музея им.КиселеваКл. руководитель, методист
4Посещение лекций и выставок туапсинских художников.Кл. руководитель, методист
5Проведение календарных мероприятийМетодист, кл. руководитель
6Организация цикла бесед по духовно-нравственному воспитанию.Учитель литературы, методист, кл. руководитель
7Разработка лекций, бесед для родителей по духовно-нравственному воспитанию.методист
8Организация профессионального обучения: Инструктор-организатор физической культуры,Методист, кл. руководитель, директор.
9Участие в туристских походах.Кл. руководитель
10Участие в спорт. секциях, соревнованиях.Кл. руководитель
11Реализация районной программы Здоровье школьников.кл. руководитель

Гражданственно-патриотическое воспитание
№ Основные мероприятия Ответственные
1Создание ученического самоуправления как одного из важнейших условий самоорганизации и социализации.Кл. руководитель
2Ознакомление учащихся с Конвенцией ООН о правах ребенка, с правами и обязанностями в соответствии с Уставом школы.Кл. руководитель
3Разработка факультативного курса История Кубани и введение его в учебный план.Методист, учителя истории.
4Установление взаимоотношений с молодежными общественными организациями, райвоенкоматом, участие в военно-полевых сборах, отряде Рубеж.Методист, директор школы.

Работа по предупреждению наркомании и алкоголизма.
№ Основные мероприятия Ответственные
1Организация мероприятий по предупреждению наркомании и алкоголизма (совместно с органами здравоохранения)Кл. руководитель
2Участие в районных и поселковых мероприятиях.Кл. руководитель
3Создание психологической службы в УКПАдминистрация школ.
4Введение в штат педагога-психолога.директор
5Разработать систему консультаций для подростков и молодежи; по здоровому образу жизни; по предупреждению алкоголизма и наркомании.Методист, педагог- психолог.
6Выявление и учет учащихся, употребляющих алкогольные напитки, наркотические средства, психотропные и др. вещества.Мед. Работник, кл. руководитель, педагог-психолог.
7Создание Совета профилактики :
С неблагополучными семьями;
С учащимися, склонными к правонарушениям, пропускающими занятия.Директора школ.

Обеспечение контроля и механизма реализации программы.
Реализация программы обеспечивается;
Координацией деятельности исполнителей;
Разработкой инструктивно-методических рекомендаций по выполнению программы;
Дальнейшим формированием школьного компонента содержания образования и воспитания, его освоением участниками учебно-воспитательного процесса.
Контроль за реализацией программы осуществляется посредством:
Рассмотрения реализации программы 2 раза в год (педсовет, совет школы, Совет профилактики)
Обсуждения хода работы по разделам Программы на МО.



ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛАХ И ГРУППАХ С ЗАОЧНОЙ ФОРМОЙ ОБУЧЕНИЯ.
Наряду с традиционными формами заочного обучения с 1973/74 учебному году получило распространение концентрированное по периодам проведение учебных занятий для молодежи, занятой на сельскохозяйственных предприятиях и в организациях, на предприятиях лесозаготовительной промышленности, а также морского и речного транспорта и рыбной промышленности. Поскольку этот вид обучения менее известен, охарактеризуем его подробно.
В учебных планах концентрированного обучения часы, отведенные на групповые и индивидуальные консультации, разбиты на сессионные и межсессионные периоды (см. Примерные планы заочного обучения учащихся, работающих в сельском хозяйстве. Вечерняя средняя школа, занятия проводятся в несколько периодов с отрывом учащихся от работы на 12,9 или 6 дней каждый- из расчета 36 льготных дней, предоставляемых им в течении года. Общее количество учебных дней может быть увеличено за счет использования суббот. Ежедневно учащиеся должны заниматься от 8 до 10 часов.
Количество сессий, место и сроки их проведения устанавливаются заочными школами по договоренности с руководством совхозов и колхозов, предприятий и учреждений с учетом условий работы учащихся и других обстоятельств. Опыт показывает, что молодежи в возрасте 16-18 лет легче учиться, если количество сессий большую ежедневную учебную нагрузку, а для взрослых учащихся следует установить не более 3-4 сессий.
На первой сессии проводятся только групповые и индивидуальные консультации, на второй и следующих наряду с консультациями возможен прием части зачетов.
В межсессионные периоды учащиеся должны работать самостоятельно, получать индивидуальные консультации и сдавать зачеты.
В школах, где нельзя продлять учебные периоды за счет субботних дней, часть групповых консультаций (по математике, физике, химии) можно вынести на межсессионное время, что предусмотрено и учебными планами для этой формы обучения.
Важным условием, обеспечивающим успешную работу заочников в сельской местности, является организация подвоза учащихся на занятия.
Во время сессий и в школьный день необходимо позаботиться и об организации питания учащихся. Если занятия проходят в помещениях массовых школ, питание может быть организовано в школьных столовых по согласованию с соответствующими районными организациями.
В зависимости от наличия свободных помещений, занятости учителей, а также исходя из возможностей производства занятия могут проходить в один-два потока. Опыт показал, что если в школе скомплектовано несколько параллельных классов, то учащиеся каждого из них могут быть вызваны в разные сроки (например, 1-й поток с 1 октября, 2-й с 15 октября, 3-й с 10 ноября).И если кто либо из учителей первых потоков не мог присутствовать на занятиях в своем классе, он может их посетить в параллельном классе другого потока.
Лучшим временем для начала занятий в сессионных группах является первая половина дня, но для этого необходимо подыскать соответствующее помещение. Если занятия утром проводятся не в школе, то после обеденного перерыва учащихся нужно переводить в кабинеты школы. С тем, чтобы выполнить лабораторные работы. Целесообразно для проведения сессий использовать зимние и весенние каникулы, тогда все занятия можно проводить в школьных помещениях в первую половину дня.
Вместе с руководителями хозяйств нужно выбрать наиболее оптимальные сроки проведения сессий, решить вопрос об оплате учащимся за дни учебных занятий.
Используется и такая организация заочного обучения, при которой классные занятия проводятся с отрывом учащихся от работы один раз в неделю в так называемый школьный день. В этот день групповые консультации планируются с утра по 8 часов, а индивидуальные консультации и прием зачетов в другой день недели, обычно в вечернее время, в некоторых школах в выходной день.
В РСФСР имеет место сочетание общего заочного образования с профессиональной подготовкой. В сельской местности это осуществляется путем организации учебных комбинатов. На занятиях по профессиональной подготовке в таких комбинатах готовят специалистов, необходимых в данном колхозе, совхозе (шоферов, трактористов, комбайнеров и т.д.). В городе эта форма обучения чаще всего используется в школах, где обучаются работники торговли и общественного питания (продавцы, повара, кулинары). В ряде школ занятия по профессиональной подготовке проводятся в дни учебных занятий, при этом количество учебных дней в неделю увеличивается. В других школах общеобразовательное и профессиональное обучение организуется в разные дни недели.
Организацию заочных групп следует начинать с выявления контингентов, подлежащих обучению, их образовательного уровня, анализа профессионального состава, режима трудовой деятельности и местожительства. Это позволит определить целесообразность тех или иных видов заочного обучения, спланировать заранее открытие классов, вместо их занятий.
Особое внимание следует обратить на комплектование заочных школ и отделений педагогическими кадрами. В периоды сессий учителю приходится каждый день проводить групповые и индивидуальные консультации для учащихся разных лет обучения и по самому различному материалу принимать зачеты. Поэтому он должен свободно владеть учебным материалом курса, изучаемым во всех классах, и методикой его преподавания.
Заведующим УКП следует позаботиться о создании библиотеки, которая должна состоять из школьных учебников, художественных произведений, изучаемых по программе и т.д. Опыт показывает, что сделать это можно с помощью тех предприятий, на которых работают учащиеся.
Главным условием успешной работы заочных групп является правильная организация учебного процесса. Однако в преподавании учебных предметов в заочных школах еще имеются существенные недостатки. Многие учителя стремятся всю программу изложить на групповых консультациях, не проводят необходимые практические работы, используют, как правило, словесные методы преподавания, не формируют у учащихся умений и навыков самостоятельной работы. У части учителей значительное место на групповой консультации занимает текущий учет знаний.
Для того чтобы улучшить качество проведения групповых и индивидуальных консультаций и приема зачетов, необходимо добиться выполнения всеми учителями следующих педагогических требований.
На групповых консультациях учитель должен изучать наиболее сложные и важные разделы курса, демонстрировать опыты, проводить лабораторные и практические работы, формировать у учащихся умение работать самостоятельно в классе, и дома, закреплять полученные знания и умения.
Групповые консультации разделяются на вводные, обучающие, обобщающие и установочные.
ВВОДНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ. Целью этих консультаций является предварительная подготовка учащихся к изучению материала. На данных консультациях учитель знакомит учащихся с особенностями заочного обучения, освещает роль классных занятий, самостоятельной домашней работы учащихся, рассказывает о значении индивидуальных консультаций, указывает время и место их проведения, разъясняет порядок сдачи зачетов и требования, предъявляемые к учащимся.
Если учащиеся только приступают к изучению учебного предмета, то на вводной консультации их нужно ознакомить с учебниками, задачниками, справочной литературой и другими источниками знаний, которые будут использоваться.
ОБУЧАЮЩИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ. Здесь ликвидируются проблемы в знаниях учащихся по предшествующим курсам и темам, формируются умения и навыки самостоятельной работы, изучаются наиболее сложные и важные разделы каждого курса и проводится первичное закрепление изученного материала.
Отбирая новый учебный материал для занятий, учитель должен учитывать степень его сложности и важности. На групповые консультации должны быть вынесены основные понятия, законы и закономерности, входящие в тот или иной предмет. Важно помнить о значении изучаемого материала в производственной деятельности учащихся. При этом нужно иметь в виду, что жизненный опыт дает лишь знания прикладного характера, преимущественно те, которые связаны с трудовой деятельностью. Учащиеся знают внешние проявления биологических, географических, физических и химических понятий и законов, но не понимают их сути, не улавливают глубоких причинно-следственных связей и зависимостей. Например, все учащиеся сельских заочных групп знают, что вода и минеральные соли нужны для жизни растений, но их роли в живом организме не осознают.
Целенаправленная деятельность по формированию умений и навыков самостоятельной работы должна начинаться с самых первых групповых консультаций, на которых учащихся обучают, как ориентироваться в учебнике, знакомят с его структурой, шрифтами, знанием иллюстраций и т.д. Намечая дальнейшую систему работы, учитель должен проанализировать, какие умения и навыки понадобятся учащимся в ходе самостоятельной домашней работы с каждым из источника знаний. Например, умение извлечь информацию из текста учебника, рисунка, справочных таблиц, географических карт и т.д., выделить в этой информации главное. Необходимо научить учащихся составлять простой и развернутый план, делать записи, заполнять таблицы, чертить схемы, работать с географической картой и т.п. С этой целью на групповых консультациях учащиеся под руководством учителя выполняют соответствующие задания.
В условиях заочного обучения большое значение приобретает формирование у учащихся умений самопроверки. К числу их относятся: проверка себя по тексту учебника, нахождение ответа в справочнике, пользование словарями и др. Следует больше уделять внимания и формированию практических умений. Например, учащиеся должны уметь организовать, провести и зафиксировать наблюдение за влиянием каких-то изменений в технологическом процессе на конечный результат и сделать соответствующие выводы. Работа по развитию умений должна проходить от более легких форм к более трудным.
В начале учебного года учитель на групповой консультации показывает, каким образом должна быть выполнена та или иная работа. Показывая, например, как работать с таблицей, учитель начинает ее заполнение, а учащиеся заканчивают эту работу дома. Обучая составлению простого плана, он на конкретном материале показывает, как это делается, записывает первые пункты на доске, а учащиеся самостоятельно завершают начатую работу. На втором этапе учащиеся применяют полученные умения при изучении нового материала, разнообразного по содержанию и по методам работы с ним. При этом они должны уже самостоятельно составить схему, таблицу, найти правильное название каждой графы, выделить линии сравнения, определить, какие из изученных фактов можно подвести под одно из обобщений и т.д.
Работу по формированию того или иного умения можно считать завершенной только тогда, когда уч-ся смогут самостоятельно применять его при изучении совершенно нового для них материала.
На третьем, последнем этапе работы уч-ся без помощи учителя находят необходимые пособия и определяют формы самостоятельной работы при изучении и закреплении учебного материала. Составляя и заполняя таблицу или план параграфа, вычерчивая схему, записывая тезисы источникам знаний.
Такое построение учебного процесса позволяет за сравнительно малое количество классных занятий решать многообразные и сложные задачи, стоящие перед учителем заочной школы. Так в процессе формирования умений осуществляется закрепление учебного материала. По математике и русскому языку некоторые обучающие консультации могут быть целиком посвящены тренировке учащихся в решении задач и выполнение упражнений. При проведении этих консультаций также необходимо постепенно увеличивать степень самостоятельности учащихся в выполнении заданий.
Из сказанного следует, что в первой половине учебного года обучающая консультация будет иметь примерно следующую структуру:
1.Сообщение темы и целей консультации.
2.Восстановление опорных знаний.
3.Объяснение учителем нового учебного материала с использованием учебно-наглядных пособий, демонстрации опытов, фрагментов кинофильмов, показом приемов самостоятельной работы.
4.Самостоятельная работа учащихся с источником знаний.
5.Инструктаж о содержании и методах выполнения домашних заданий.
Это только один из возможных вариантов структуры групповой консультации. Самостоятельная работа учащихся может занимать все время групповой консультации; восстановление опорных знаний может проводиться параллельно с изучением нового материала и т.п. Правомерен и такой вариант, когда после краткого вступительного слова учителя проводится практическая работа, завершающаяся кратким обобщением.
В конце изучения зачетного раздела курса обязательно проведение обобщающих консультаций, целью которых являются обобщение и систематизация знаний. В процессе проведения этих консультаций вычленяются все изученные понятия, устанавливается их взаимосвязь и взаимозависимость, т.е. раскрывается логическая структура изученного материала, приводятся в систему факты и выводы. Обобщающие консультации проводятся в форме лекции или беседы с использованием таблиц и схем.
При изучении одного-двух завершающих зачетных разделов обобщающие консультации могут быть заменены семинарами и заключительными конференциями.
Осуществляя руководство домашней самостоятельной работой учащихся, учителю следует продумать систему заданий. Каждое задание должно содержать в себе разъяснения и формах отчетности перед учителем. В том случае, если часть учащихся отсутствовала на групповой консультации, содержание заданий должно быть доведено до их сведения.
Групповые консультации в сессионном виде заочного обучения, как указывалось, концентрируются в периоды сессий. Это влечет за собой увеличение ежедневной учебной нагрузки. Изучение наличия свободного времени у учащихся показало, что в периоды сессий они могут отвести на выполнение домашних заданий в среднем 10-12 часов в неделю. Поэтому по таким предметам, как биология, география, история, черчение, домашние задания должны быть сведены до минимума из расчета 0,5 часов в неделю на каждый из этих предметов. По математике, физике, химии, русскому и родному языку учитель обязан тщательно отбирать все задачи и упражнения, которые необходимо дать учащимся для домашней самостоятельной работы.
Подготовка уч-ся к самостоятельной работе в межсессионный период проводится на установочных консультациях. На них учащимся сообщается содержание самостоятельной работы по усвоению нового материала, который не изучался в сессионный период, обращается внимание на необходимость повторения того, что было уже изучено. Учащиеся должны получить задания по подготовке к зачету, указания о том, в каком виде они должны будут представлять результаты самостоятельной работы (планы, тезисы, конспекты, сочинения, заполненные таблицы, вычерченные схемы и т.д.), разъяснения по проведению наблюдений и опытов, а также по чтению и анализу текстов художественных произведений.
В тех случаях, когда еженедельные занятия по вечерам сочетаются с двумя короткими сессиями, проводимыми обычно в периоды зимних и весенних каникул, меняется соотношение различных видов групповых консультаций в каждом из этих периодов. В еженедельных занятиях преобладают обучающие консультации, а в периоды сессий наибольшее распространение получают групповые обобщающие консультации.
В группах с количеством учащихся менее 9 человек на групповые консультации отводится значительно меньше времени, чем в других вариантах заочного обучения. В этих условиях соотношение видов групповых консультаций будет иное.
На первой консультации учитель рассказывает о распределении материала на зачетные разделы, о требованиях к знаниям и умениям учащихся по каждому из них, называет источники информации, сообщает время и место проведения индивидуальных консультаций и приема зачетов. Затем по таким предметам, как математика, литература, физика, химия, проводится несколько обучающих консультаций, на которых учащимся объясняются наиболее сложные разделы курса, проводятся указанные в программе практические работы, демонстрируются опыты и наглядные пособия.
Основное место в системе консультаций в этих группах занимают обобщающие консультации. При этом важно добиться того, чтобы уч-ся приходили на них подготовленными., выполнив предложенные им задания.
Наличие перерывов в обучении и разный уровень усвоения программного материала учащимися определяют основные задачи и методы проведения индивидуальных консультаций: выравнивание знаний, оказание помощи отстающим учащимся. Консультации эти могут быть тематическими и общими. Тематика первых из них заранее сообщается уч-ся, и те из учеников, которые не справились с изучением программного материала по данной теме, могут быть вызваны на такую консультацию. Но основную массу индивидуальных консультаций составляют консультации общего типа, когда уч-ся могут прийти к учителю с любым вопросом как по содержанию, так и по методам самостоятельной работы. Поэтому в процессе подготовки к такой консультации учителю необходимо подобрать дидактический материал в виде карточек-заданий, с тем, чтобы, сгруппировав учащихся по характеру имеющихся у них вопросов, поочередно работать с каждой из этих групп, в то время как все остальные ученики работают с учебниками.
В начале учебного года, когда значительное число учащихся нуждается в помощи для восстановления опорных знаний, особенно по математике и родному языку, на индивидуальных консультациях может проводиться групповая работа. Но в дальнейшем все они должны быть использованы по своему прямому назначению.
Учет знаний при заочной форме обучения проводится в форме зачетов, текущий опрос отсутствует. Правда, нередко на групповой консультации проводится краткая беседа с целью восстановления в памяти учащихся опорных знаний, но их знания при этом не оцениваются.
Планируя прием зачетов, администрация составляет специальный график, в котором равномерно распределяются их сроки в течении учебного года. Зачеты по гуманитарным предметам в этом графике должны чередоваться с зачетами по предметам естественно-математического цикла.
Подготавливая учащихся к сдаче зачетов, учитель доводит до их сведения требования к знаниям и умениям по каждому зачетному разделу, которые учащиеся должны выполнить в тетрадях. Формулировки этих требований не должны совпадать с формулировками зачетных вопросов с содержанием задач.
Вопросы для зачета и содержание задач и упражнений пишутся на специальных карточках.
Зачеты могут быть устными, письменными и комбинированными. Последствия их форма применяется чаще всего по литературе (учащиеся сдают учителю сочинение и отвечают устно), по родному языку, математике, физике, химии (письменно выполняются упражнения, решаются задачи; остальной материал сдается устно).
Принимать зачеты только в письменном виде можно как исключение от тех учащихся, которые живут на значительном расстоянии от школы или по характеру своего труда не могут приехать для сдачи устного зачета. В этом случае учащиеся в конце учебного года сдают экзамены по всем учебным предметам.
Принимая устный зачет, учитель. Независимо от предмета, который он преподает, должен следить не только за полнотой и глубиной ответа учащихся, но и за правильностью его речи.
На первых этапах содержание больших и трудных разделов может быть разделено на две части и зачет принят в два приема, однако оценка в журнал выставляется только после того, как ученик сдаст обе части зачетного раздела. Выставляя оценку за ответ, необходимо учитывать, насколько полно и правильно выполнил домашнее задания тот или иной ученик.
Заканчивая рассмотрение вопроса об организации учебного процесса при заочной форме обучения, необходимо подчеркнуть взаимосвязь и взаимо независимость всех его звеньев. К примеру, содержание учебного материала, выносимого на домашнюю самостоятельную работу учащихся, методы и приемы этой работы находятся в прямой зависимости от того, какими методами работали учитель и учащиеся на групповой консультации. От того, насколько успешно справились ученики с выполнением домашних заданий, в значительной степени зависит методика следующей групповой консультации.
Большое значение для успеха любого вида заочного обучения имеет организационно-воспитательная работа, направленная на создание коллектива учащихся. Работа эта начинается с проведения классного собрания, на котором учащихся знакомят с особенностями организации учебного процесса, правилами для учащихся. В течении учебного года учитель, за которым закреплена группа, должен хорошо изучить каждого ученика, в случае необходимости организовать помощь тому, кто в этом нуждается. Особенно пристального внимания требуют выполнение каждым учащимся графика сдачи зачетов. В этой работе следует опираться на актив учащихся, поддерживать постоянные связи с семьей и производством. В школе при наличии комсомольцев может быть создана неуставная комсомольская организация.
По окончании полугодия и учебного года в школах проводятся собрания, на которых подводятся итоги учебной работы заочников. На такие собрания приглашаются руководители хозяйств, секретари партийных и комсомольских организаций, члены семей учащихся.
Весь комплекс такой работы способствует сохранению контингента и повышению всех показателей школы.


ФРОНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА РАБОТЫ
УЧЕБНО - КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ПУНКТА.

1.Состояние первичной документации классных журналов, протоколов совещаний, план работы УКП, его выполнение.
2.Учебный процесс как проходят групповые и индивидуальные консультации, прием зачетов, выполнение практических (лабораторных) работ; организация занятий, срывы занятий, их причины; роль зав УКП в улучшении работы; выполнение учебного плана, прохождение программного материала по срокам и количеству отведенных часов, наличие письменных работ к зачетам. Пути оптимизации учебного процесса , качественный показатель посещаемости и успеваемости как отражение педагогических усилий коллектива.
3.Посещаемость учащихся экран посещаемости, тетрадь учета посещаемости, связь с предприятиями, как подается информация о посещаемости в отделы кадров, какие принимаются меры , их результативность. Случаи нарушения существующего законодательства о предоставлении льгот, действенности принятых мер.
4.Взаимодействие школы и производства в вопросах обучения и воспитания работающей молодежи, набора, комплектования и сохранения контингента, повышения производственной квалификации. Проведение педсоветов на предприятиях по вопросам обучения, воспитания, посещаемости и сохранение контингента.
Используются ли моральные и материальные поощрения как средства стимулирования интереса к учеб, поддерживается ли связь, с оргкомитетом Каждому труженику среднее образование.
5.Методическое оснащение занятий подготовленность учителя, наличие тематических и подручных планов, приема зачетов, планов проведения индивидуальных консультаций; наличие учебников, карт, наглядных пособий, дидактического, демонстрационного материала. ТСО, умение ими пользоваться; наличие и состояние стенда для заочников, где должно быть расписание учебных занятий, график сдачи зачетов, разбивка учебного материала на зачетные разделы, решение отдельных примеров и задач, вопросы для самопроверки, рекомендации по самостоятельной работе дома и пользование материала учебника и дополнительной литературы, экран сдачи зачетов.
6.Индивидуальная работа учителей с учащимися на занятиях и вне их.
Приемы этой работы. Насколько эффективно учителя развивают у молодежи умение самостоятельно добывать знания, прививают ей навыки самообразования, формируют интерес к дальнейшему обучению. Как используются в воспитательных целях имеющиеся в трудовых коллективах примеры роста рабочих до высшей квалификации по специальности, выдвижения на руководящие должности.
7.Самообразование учителя.
Как работает над повышением идейно-политического уровня, профессионального мастерства, участвуют ли в общественной жизни школы, его интересы, планы.
8.Микроклимат в коллективе УКП.
Взаимоотношения между учителями, учителями и работниками отделов кадров, учителями и учащимися, школой и производственным коллективом в целом.



ВИДЫ ГРУППОВЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ В ОЧНО - ЗАОЧНОЙ
ШКОЛЕ,
ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНУ ГРУППОВЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ.

Комбинированная консультация.
1.Постановка темы (проблемы) и определение цели.
2.Текущий опрос.
3.Объяснение нового материала.
4.Закрепление и тренировка.
5.Консультация к самостоятельной работе.
Консультация изучения новых знаний.
1.Постановка новой темы и цели.
2.Подготовка к активному восприятию новых знаний.
3.Объяснение нового материала.
4.Выводы.
5.Закрепление полученных выводов, формулировок.
6.Консультация к самостоятельной работе.
Повторная обобщающая консультация.
1.Постановка темы (проблемы) и цели.
2.Воспроизведение знаний по различным источникам и в различной форме.
3.Обобщение и систематизация знаний.
4.Применение знаний в новых условиях (на производстве и в быту).
Последовательность плана групповой консультации.
1.Продумывается система в рамках темы, зачетного раздела.
2.Определяются учебно-воспитательные цели темы.
3.Отбирается материал с установлением его сложности и важности, соотношение фактических и теоретических знаний, умений и навыков умственного труда с учетом требований к зачету. В соответствии с подготовленностью учащихся намечается акцент по отдельным разделам темы при их изучении. Акцентируется внимание на идейно-воспитательной стороне материала и связях ее с современной жизнью.
4.Определяется структура консультации, особо выделяется изучение новых знаний, закрепление и разработка путей усвоения домашнего задания.
5.Намечается организация деятельности уч-ся на консультации, их самостоятельная работа, связанная с подготовкой к зачетам, индивидуальным и групповым консультациям.
6.Предусматриваются методы и приемы работы учителя и отбираются экономные пути ведущие от незнания к знанию. Намечаются организационно-педагогические формы.
7.Устанавливается нормирование как система знаний каждой его части.
8.Намечается необходимое оборудование. Предварительно проводятся предусмотренные опыты, просматриваются и прослушиваются технические средства, подготавливаются материалы для программирования.
9.Подбирается дидактический материал. Формируются вопросы не только на закрепление материала, но и на усвоение новых знаний. Особое внимание уделяется подбору упражнений, примеров, задач, таблиц, иллюстраций.
10.Намечаются способы проверки усвоения знаний, выделяются ученики, которых необходимо спросить.
Добавила:
Ирина Рудольфовна Кечина
Ирина Рудольфовна Кечина


ЭТОТ МАТЕРИАЛ В ИНТЕРНЕТЕ

Просмотр ссылок доступен только зарегистрированным пользователям


ОБСУЖДЕНИЕ


Ludmila Sergeevna Veselova2011-01-23 16:14:03 - Ludmila Sergeevna Veselova
Ирина Рудольфовна.Все больше внимания уделяется воспитательной работе в вечерних школах.Обязательно воспользуюсь отдельными моментами из вашего материала.Спасибо.
Анастасия Сергеевна Пчелинцева2011-05-07 06:57:21 - Анастасия Сергеевна Пчелинцева
Наконец-то нашла материал для вечерней школы. Спасибо!!!

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться










  Copyright © 2berega.spb.ru, ПроШколу.ру, 2007-2024. Все права защищены.   Контакты
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу