Элективный курс ` Учимся говорить правильно` (Татьяна Николаевна Загитова) в библиотеке 2berega.spb.ru
 
 

Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?


ГЛАВНАЯ

ШКОЛЫ

ДЕТСАДЫ

КУЛЬТУРА, СПОРТ ...

КАРТА

БИБЛИОТЕКА

СООБЩЕСТВА

КОНКУРСЫ





Библиотека - Методические материалы

Элективный курс ` Учимся говорить правильно`


ОПИСАНИЕ

Название: Элективный курс ` Учимся говорить правильно`
Тип: Методический материал
Автор: Татьяна Николаевна Загитова
Предмет: Русский язык
Класс: 8 класс
Описание: Курс- 34 часа(1 час в неделю)
Класс- 8-11
Пояснительная записка
Элективный курс русского языка Учимся говорить грамотно в рамках дополнительного развития ставит своей целью попытку использовать возможности функционального аспекта изучения русского языка в формировании речевой культуры учащихся. Темы, рассмотренные на курсе, с одной стороны примыкают к основному курсу, с другой - позволяют глубже познакомить учащихся с основными понятиями культуры речи, нормативным аспектом русского языка, с формами деловой и бытовой коммуникации, речевым этикетом , расширяют представление о русском языке, его возможностях и т.д. Уровень рассматриваемых тем курса таков, что к их подготовке и изучению можно привлечь значительное число учащихся. Темы подобраны так, что не требуют основательной предшествующей подготовки и особого уровня развития. Элективный курс нацелен также на формирование и развитие у будущего специалиста участника профессионального общения комплексной коммуникативной компетенции в деловом и бытовом языке, представляющей совокупность знаний, умений, способностей, инициатив личности, необходимых для установления межличностного контакта в профессиональной, производственной и других сферах и ситуациях человеческой деятельности. Компетенция специалиста в определенной области характеризуется не только профессиональными знаниями, навыками, умениями, но также и развитыми социально-коммуникативными и собственно-коммуникативными способностями, обеспечивающими креативный (творческий) уровень любой деятельности.

Основные цели курса:
- задать систему ориентиров в языковом многообразии с тем, чтобы ученик мог определять границы своей речевой компетенции;
- способствовать расширению речевого опыта;
- способствовать овладению конкретными нормами устной и письменной коммуникации;
- дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету;
- формировать практические навыки успешного, эффективного речевого общения в важнейших жизненных ситуациях.
- развивать у детей патриотическое чувства по отношению к родному языку: любовь и интерес к нему, осознание его красоты и эстетической ценности, уважение к языку как части русской национальной культуры;
-воспитывать потребность пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной и точной.
Основное содержание курса
Литературный язык как основа национального языка. Русский язык, его составляющие.Язык и речь. Особенности устной и письменной речи.
Функциональные стили литературного языка. Стилистические ресурсы языка. Стили речи. Разговорный стиль. Художественный стиль. Официально- деловой стиль. Публицистический стиль. Стилистическая норма. Стилистическая ошибка.
Понятие культуры речи. Культура речи как научная дисциплина. Нормативный, коммуникативный, этический аспекты культуры речи. Качества хорошей речи. Понятие нормы. Условия функционирования книжной и разговорной речи, их особенности. Просторечие как источник речевых ошибок.
Лексика. Слово, его назначение в речи. Выразительные средства языка. Метафора. Олицетворение. Синекдоха. Метонимия. Эпитет. Сравнение. Гипербола. Литота. Каламбур. Ирония. Сарказм. Перифраза. Инверсия. Анафора. Эпифора. Параллелизм. Антитеза. Градация. Риторический вопрос. Риторическое восклицание. Бессоюзие. Парцелляция. Ассонанс. Аллитерация. Звукоподражание. Особенности заимствованы сло в русском языке. Лексические нормы.
Речевой этикет. Назначение речевого этикета. Формулы речевого этикета. Обращение в русском речевом этикете.
Фразеологизмы. Использование фразеологизмов в речи. Крылатые слова и выражения.
Фонетика. Графика. Орфоэпия. Основные фонетические единицы. Фонетические средства языковой выразительности. Из истории письма. Средства современной русской графики. Нормы произношения. Ударение в русском языке. Акцентологические нормы русского языка.
Морфемика. Словообразовательные нормы.
Морфология. Способы выражения грамматических значений в современном русском языке. Морфологические нормы.
Грамматические нормы. Грамматические особенности, синтаксис устной и письменной речи.
Основные направления курса:
1. Расширение представления о русском языке, его возможностях, его многообразии, обучение работе с различными видами словарей.
2. Понятие о нормативном аспекте речи. Знакомство с нормами литературного языка в его устной и письменной формах.

3. Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдения над синтаксическим строем простых и сложных предложений, грамматическим рядом разных частей речи.

4. Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной речи.
5. Знакомство с речевым этикетом.
Предполагаемый результат
В результате обучения учащиеся должны осознать значимость изучения родного языка, испытывать интерес к нему и потребность в его изучении, расширить знания о коммуникативном, этическом и нормативном аспектах языка, научиться в соответствии с ними строить речевую деятельность.
Учебно-тематический план
№ п/пТема курса Количество часов Форма контроля Оценка в баллах
1 Введение Цели и задачи, структура и содержание курса.1ч Устный опрос 0,5б
2 Литературный язык как основа литературного языка 1ч Составление опорного конспекта 0,5б
3Функциональные стили литературного языка. 1ч Составление опорного конспекта 0,5б
4Условия функционирования книжной и разговорной речи, их особенности.1ч Работа с текстами-образцами 0,5б
5Функциональные стили литературного языка 1Работа с текстами-образцами0,5
6Практикум. Функциональные стили языка 1Анализ текста1
6Понятие культуры речи1 Лекция0,5
7Речевой этикет. Формулы речевого этикета1Опорная запись0,5
8Речевой этикет. Формулы речевого этикета1Моделирование текстов0,5
9Практикум.1Моделирование текстов0,5
10Норма, её вариативность1Составление опорного конспекта0,5
11Слово, его назначение в речи. Выразительные средства языка.1Составление опорного конспекта0,5
12 Практикум. Выразительные средства языкаРабота с текстами-образцами, анализ текстов.0,5
13 Особенности заимствованных слов в русском языке1Составление опорного конспекта0,5
14 Лексические нормы1Составление опорного конспекта. Тест1
15Фразеологизмы, их использование в речи.1Работа со словарём1
16Использование фразеологизмов в речи1Сочинение2
17Фонетика. Фонетические средства языковой выразительности1Анализ текста1
18Орфоэпия. Нормы произношения.1Опорная запись0,5
19Практикум. Орфоэпические нормы.1Тест1
20Ударение в русском языке.1 Опорная запись.Работа со словарём1
21Ударение в русском языке.1Тест1
22 Словообразовательные нормы1 Опорная запись.Тест1
23Публичное выступление (сообщение, доклад, реферат)1Защита рефератов5
24Морфологические нормы. Употребление именных частей речи1Практическая работа1
25Морфологические нормы. Употребление глагольных форм.1Практическая работа1
26Грамматические особенности, синтаксис письменной и устной речи1Опорная запись, анализ текстов- образцов0,5
27Грамматические особенности, синтаксис письменной и устной речи1Опорная запись, анализ текстов- образцов0,5
28 Практикум. Грамматические особенности, синтаксис письменной и устной речи1Тест1
29Лингвистический анализ текста1 Сопоставление и анализ текстов0,5
30Лингвистический анализ текста1Сопоставление и анализ текстов1
31Лингвистический тренинг1 Моделирование речевых ситуаций2
32Лингвистический тренинг1 Моделирование речевых ситуаций2
33Итоговое тестирование1тест5
34Анализ итоговых работ, коррекция1Работа со словарём, опорными записями0,5
Формы контроля по освоению элективного курса и критерии их оценки.
Контроль уровня сформированности ЗУН по освоению курса осуществляется на трёх уровнях: 1.текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке); 2.промежуточный (проводится в форме практических работ); 3.итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы в соответствии с требованиями и критериями оценивания: соответствие форме, структуре, требованиям к отбору лексических, грамматических и синтаксических норм. Критерий эффективности реализации программы курса: в результате изучения курса возможно получение максимального количества баллов за выполнение работ - 37. Особенность программы: ЭК оценивается зачёт / незачёт (определяется в процентном соотношении: более 50 % - зачёт, менее 50 % - незачёт).
Методическое обеспечение:
1.Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
2.Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи.-М.: ООО ТИД Русское слово- РС, 2005.
3.Космарская И.В., Руденко А.К. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи.- М.: Аквариум ЛТД, 2001.









Добавила:
Татьяна Николаевна Загитова
Татьяна Николаевна Загитова


ЭТОТ МАТЕРИАЛ В ИНТЕРНЕТЕ

Просмотр ссылок доступен только зарегистрированным пользователям


ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться










  Copyright © 2berega.spb.ru, ПроШколу.ру, 2007-2024. Все права защищены.   Контакты
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Какие же лапочки!)))
Галина Ефимовна, ну, кто виноват что мы повзрослели и нас ножки уже не держат. Пусть обживаются и работают.
Татьяна Павловна, может, лучше коньячку рюмочку? 😀😀😀. Просто удивляюсь: молодые же люди, должны понимать и рпзбираться , как работать на страничке, но... Просто поражает, КТО приходит работать в образование😒😒😒
Галина Ефимовна, валерьяночки?
Да, у меня тоже было сообщение о повреждённом заголовке файла. В результате скачалось лишь 38 мб из 75 - ровно половина! Сразу внимание не обратил.
не получается 6811441-a2964208