|
|
|
Приемы обучения связной устной и письменной речи школьников на уроках русского языка и литературы
Название: | Приемы обучения связной устной и письменной речи школьников на уроках русского языка и литературы | Тип: | Статья | Автор: | Ирина Николаевна Деменкова | Предмет: | Русский язык | Класс: | 8 класс | Описание: | Аннотация: Вся работа по развитию речи в школе опирается на курс грамматики, лексики, фонетики, словообразования, стилистики. Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка и литературы должна носить систематический характер.
Методика работы по развитию речи учащихся складывается из следующих компонентов: развития речевого слуха; работы над орфоэпически правильным, литературным произношением; работы над словарным запасом учащихся, над предложением, над связной речью, включающей пересказ и рассказывание.
Творчество мощный импульс в развитии ребёнка. Потенциальная гениальность живёт в каждом человеке, в каждом есть индивидуальное своеобразие.
Речь конкретного человека это отражение его общей культуры.
Хорошая речь залог успешного обучения и развития ребенка.
Работа по развитию речи помогает детям глубже осознать свои чувства, приучает к последовательности, стройности мышления, развивает интерес к языку и к литературному творчеству.
Урок развития речи в 8 классе (2часа)
Тема урока: Предложение как средство выражения мысли. Строение предложения. Написание сочинения миниатюры описательного характера.
Цели:
1.Дать понятие о предложении как основной единице языка. Повторить строение предложения.
2.Продолжить формирование понятий о предложении как средстве выражения мыслей, чувств, переживаний.
3.Закрепление умений написания сочинения миниатюры описательного характера.
Оборудование: карточки для индивидуальной работы с учащимися, мультимедийная презентация для интерактивной доски, репродукция картины И. Левитана Золотая осень и музыкальная пьеса Октябрь. Осенняя песня П. Чайковского из альбома Времена года.
Ход урока
С русским языком можно творить чудеса.
К.Г. Паустовский
1)Вводное слово учителя о теме и задачах урока.
- Сегодня на уроке мы поговорим о предложении как средстве выражения мыслей, вспомним о строении предложений и о выразительных средствах языка. На втором уроке напишем сочинение - миниатюру описательного характера.
- Прочитайте эпиграф урока.
- Докажем эту мысль.
- Что такое предложение? (В предложении, как и в словосочетании, слова связаны по смыслу и грамматически; в предложении есть грамматическая основа; предложение содержит законченную мысль)
2) На доске записано предложение:
Наши поэты и художники прославляют красоту родной природы в удивительных сказках, песнях, картинах.
-Докажите, что это предложение (есть грамматическая основа: поэты и художники прославляют)
- Дайте характеристику предложению по цели высказывания (Предложение повествовательное)
- А по интонации? (Оно невосклицательное)
- Что еще можно сказать про это предложение? ( Это предложение простое, полное, двусоставное, распространенное, осложнено однородными подлежащими и однородными дополнениями).
- О чем в предложении идет речь? Какую информацию оно содержит?
- Кто из русских поэтов обращался к теме родной природы осенью и очень любил это время года?
- Вспомните и прочитайте стихотворения А.С.Пушкина, посвященные осени.
- Но не только А.С.Пушкин восхищался этой немного грустной, но все же такой красивой порой. Ею восхищались Ф. Тютчев, А. Фет, А. Майков Одна и та же мысль может быть выражена по- разному в повседневной жизни, в поэтической речи и в художественной прозе.
Посмотрим, как мысль о наступлении золотой осени может быть передана в поэтической речи.
3) Дети разделены на 6 групп. У каждой группы - свое предложение (см. раздаточный материал и мультимедийная доска).
Задание: разобрать синтаксически предложения и дать их полную характеристику. Вставить пропущенные орфограммы. Разобрать по членам предложения. Составить схемы. (Проверка)
- Что общего в этих предложениях? (Они связаны общей темой Осень).
В каждом предложении представлена целая картина.
- Чем это достигается? (Благодаря использованию поэтами различных выразительных средств языка.)
- Какие выразительные средства языка вы увидели в этих предложениях?
МЕТАФОРА сравнение по сходству предметов, но называется только тот, с которым сравнивается названный предмет.
Найдите метафоры в ваших предложениях. (Желтолистая река листопад; золотые пряди золотые, желтые листья на деревьях)
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ прием, при котором неодушевленному предмету или явлению приписываются действия или свойства живого существа. (Задремали пряди; сентябрь прикатил; засучил рукава; взялся за работу.) Об одушевлении сентября говорит и интересно образованное слово позолотчик (суффикс чик - обозначает профессию людей).
ЭПИТЕТЫ определения, создающие цветовую гамму. (В лазури голубой; увяданье пышное.)
- Почему мы можем говорить о любовании авторов картиной осени? По каким признакам мы это определяем?
- Почему, по- вашему, поэт выбирает в 5-ом предложении слова пугливо, чутко?
- Чего боится желтолистая река (даже слабого дуновения ветра)
- Какие предложения по наличию грамматических основ? (они все двусоставные, есть подлежащее и сказуемое)
Перед вами прозаическая зарисовка (на доске): Осень. Идем по тропинке в лесу. Листопад. Опавшие листья кругом.
Найдите основы в этих предложениях. Сделайте вывод. (Эти предложения односоставные)
- Верно, предложения односоставные, но они тоже точно передают картину осени. Их употребление в данном случае оправданно. Они придают образность, выразительность.
Какое настроение вызывают у вас эти маленькие зарисовки осеннего пейзажа?
4) Если бы вы были художниками, какие бы краски вы использовали?
- Рассмотрим картину И. Левитана Золотая осень. Какое настроение было у художника во время написания картины? Сумел ли художник передать свое настроение зрителям?
- Как вы думаете, за счет чего художник передает это настроение?
- Сейчас мы послушаем музыкальное произведение П.Чайковского Октябрь. Осенняя песня из альбома Времена года.
- Какая возникла перед вами картина, когда вы слушали эту музыку?
- Создает ли музыка настроение?
- За счет чего это удается композитору?
Обобщение
У художников краски, цвет, свет, оттенки
У композиторов музыка, звуки громкие, тихие, печальные
У поэтов и писателей тоже есть выразительные средства слова.
5)Назовите выразительные средства языка (метафора, олицетворение, эпитет)
- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово осень? (Заполняем таблицу)
Существительные Прилагательные Глаголы
Грусть печаль дождь тучи солнце и т. д.Золотые багряные солнечный синие и т. д.Льет срывает шумит блестит и т.д.
- Какие картины вы представляете, когда слышите эти слова? Попробуйте передать свое настроение в небольшой миниатюре, для этого используйте различные средства выразительности языка. Можно подобрать эпиграф к своей зарисовке.
6) Написание сочинения миниатюры описательного характера на тему Осень.
7) Итог урока. Прочитать несколько сочинений миниатюр (по желанию)
Раздаточный материал:
1.Березы жлтою рез(ь, ъ) блстят в лазури глубой. (И. Бунин)
2.Задрмали злотые пряди в влосах пртихнувших лсов. (М. Исаковский)
3.В ярком злте день утпает, и ручьи по врагам шумят. (И. Никитин)
4.Отгворила рощ злтая брезовым вселым языком. (С. Есенин)
5.Через пальцы ивнка л(ь,ъ)ется чтко и пугливо жлтолистая рка. (М. Исаковский)
6.Прикатил сентябрь с пзлотой, засучил рукава и взлся за работу. (А. Прокофьев)
| Добавила: | |
|
| 2020-08-13 09:57:47 - Елена Геннадьевна Маркина все логично, просто и эффективно |
Прокомментируйте!Выскажите Ваше мнение:
Зарегистрироваться
|
|
|
|
|
|
Copyright © 2berega.spb.ru, ПроШколу.ру, 2007-2024. Все права защищены.
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.
|
|
|
|
Поиск по порталу
|
|
| ▫ Какие же лапочки!))) ▫ Галина Ефимовна, ну, кто виноват что мы повзрослели и нас ножки уже не держат. Пусть обживаются и работают. ▫ Татьяна Павловна, может, лучше коньячку рюмочку? 😀😀😀. Просто удивляюсь: молодые же люди, должны понимать и рпзбираться , как работать на страничке, но... Просто поражает, КТО приходит работать в образование😒😒😒 ▫ Галина Ефимовна, валерьяночки? ▫ Да, у меня тоже было сообщение о повреждённом заголовке файла.
В результате скачалось лишь 38 мб из 75 - ровно половина!
Сразу внимание не обратил. ▫ не получается
6811441-a2964208
|
|
|
|
|