Урок гражданственности (Наталья Кумунц) в библиотеке 2berega.spb.ru
 
 

Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?


ГЛАВНАЯ

ШКОЛЫ

ДЕТСАДЫ

КУЛЬТУРА, СПОРТ ...

КАРТА

БИБЛИОТЕКА

СООБЩЕСТВА

КОНКУРСЫ





Библиотека - Методические материалы

Урок гражданственности


ОПИСАНИЕ

Название: Урок гражданственности
Тип: Методический материал
Автор: Наталья Кумунц
Предмет: Воспитательная работа
Описание: (Слайд 1, 2.)
Урок гражданственности и патриотизма Сирень 1945 года.
Цель:
1. Расширять знания учащихся о Великой Отечественной войне.
2. Воспитывать уважение к пожилым людям:ветеранам войны, труженикам тыла.
3. Воспитывать патриотизм и чувство гордости за свою страну, готовность к защите Родины.
4. Оказывать помощь детям в развитии познавательных интересов, способствовать формированию у детей умений и навыков общения и сотрудничества.
Оформление, оборудование, реквизит:
1. На стене плакат с надписью и рисунком: Слава тебе, победитель солдат! и Великой Победе - 65!;
2. Стенд с фотографиями ветеранов - земляков;
3. Выставка книг, изданных в годы войны и книг современных авторов о войне;
4. Записи песен военных лет, компьютер, видеопроектор, экран, слайды военных фотографий, памятников.
5. Шары, цветы, флажки;
6. Рисунки детей Да здравствует Победа!
Ход урока.
(Слайд 3.)
Ученик: Прошла война, прошла отрада,
Но боль взывает к людям:
`Давайте, люди, никогда
об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
(Слайд 4.)
Ведущий1: У времени есть своя память история. Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края, страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же о них помнят. Память о прошлом, это не просто свойство человеческого сознания, это способность сохранить следы минувшего. Память учит и призывает, убеждает и предостерегает, дает силу и внушает веру. Вот почему наш народ так свято чтит память о подвигах тех, кто не жалел ни сил, ни самой жизни в великой битве с врагом. Мир никогда не забывает о трагедиях, потрясших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, разрушавших великие ценности, созданные человеком.
Сегодня наш урок посвящён 65-летию со дня Великой Победы над фашистской Германией.
Ответьте, пожалуйста, на вопросы: (Слайд 5.)
1.Назовите время начала и окончания Великой Отечественной войны. (22 июня 1941г. 9 мая 1945 г.)
2.Как долго длилась война? (1418 дней и ночей)
3.Почему войну 1941-1945 гг. называют Отечественной? (Ответы учащихся)
Ведущий 2. Прошло уже 65 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих пор не затихает в людских душах. Уже не раз из глубины веков доносились до нас голоса героев прошлого. Нам дороги их голоса, мы чтим имена этих героев. Мы знаем, как велика была их вера в торжество справедливости, в лучшее будущее человечества. Поэтому необходимо всегда помнить о тех, кто погиб за правое дело защиты Родины от врагов. Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны помнить всё. (Слайд 6,7,8)
Ученик:Уж отгремел последний бой когда-то,
И отыграл горнист войне отбой,
Но весь народ об этом помнит свято,
И вам обязаны мы этой тишиной!
Ученик:Нет, не забыть нам, дорогие ветераны,
Ваш подвиг ратный на истерзанной земле.
Хоть мы сражались, глядя на экраны,
Внимали с гордостью рассказы о войне!..
Ведущий 1: Наше Отечество выстояло в борьбе с сильным и коварным врагом, совершив подвиги, длившиеся четыре огненных года.
Как вы понимаете слово `подвиг`?
Учащиеся рассуждают.
Ведущий 2. Подвиг это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью.
(Слайд 9.)
Ведущий 1. На защиту страны, отчего дома поднялся весь народ, всё трудоспособное население, даже старики и дети. Всё для фронта! Всё для Победы! - таков был девиз тружеников тыла. Огромная тяжесть легла на плечи женщин.
Стихотворение Михаила Исаковского Русской женщине (Слайд 10,11,12,13.)
Ученик1:
...Да разве об этом расскажешь
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!..

В то утро простился с тобою
Твой муж, или брат, или сын,
И ты со своею судьбою
Осталась один на один.

Один на один со слезами,
С несжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну.
И все - без конца и без счета -
Печали, труды и заботы
Пришлись на тебя на одну.

Одной тебе - волей-неволей -
А надо повсюду поспеть;
Одна ты и дома и в поле,
Одной тебе плакать и петь.

Ученик 2:
А тучи свисают все ниже,
А громы грохочут все ближе,
Все чаще недобрая весть.
И ты перед всею страною,
И ты перед всею войною
Сказалась - какая ты есть.

Ты шла, затаив свое горе,
Суровым путем трудовым.
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим.

В холодные зимы, в метели,
У той у далекой черты
Солдат согревали шинели,
Что сшила заботливо ты.

Бросалися в грохоте, в дыме
Советские воины в бой,
И рушились вражьи твердыни
От бомб, начиненных тобой.
Ученик 3:
За все ты бралася без страха.
И, как в поговорке какой,
Была ты и пряхой и ткахой,
Умела - иглой и пилой.

Рубила, возила, копала -
Да разве всего перечтешь?
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто б отлично живешь.

Бойцы твои письма читали,
И там, на переднем краю,
Они хорошо понимали
Святую неправду твою.

И воин, идущий на битву
И встретить готовый ее,
Как клятву, шептал, как молитву,
Далекое имя твое...

Ведущий 2: На Краснодарском заводе Октябрь был освоен выпуск деталей для снарядов знаменитых Катюш. На заводе им. Седина, продолжая выпускать станки, стали изготовлять отдельные узлы для танков, корпуса для артиллерийских снарядов, минометов, ручных гранат, лаборатория Краснодарского химико-технологического института приступила к выпуску бутылок с самовоспламеняющейся жидкостью. Швейные предприятия перешли на выпуск гимнастерок, шинелей, телогреек, армейских ушанок и другого имущества.
Ведущий1:Великая Отечественная война прошла в своем развитии 3 крупных периода
1) начальный период (22 июня 1941 года-18 ноября 1942 года);
2) период коренного перелома (19 ноября 1942 года-конец 1943 года);
3) период освобождения от агрессора и разгрома фашисткой Германии (1944 год
9 мая 1945 года). (Слайд 14)
Ведущий 2. В первые месяцы войны Красная Армия оставила почти всю Прибалтику и Белоруссию, Молдавию и большую часть Украины. Она потеряла около 1 млн. бойцов. Германия нанесла главный удар, стремясь овладеть воротами Москвы - Смоленском. (Слайд 15.)
Первой и единственной победой на начальном этапе войны стала Московская битва (30 сентября 1941 январь 1942 гг.) (Слайд 16), с которой наметился коренной поворот войны в пользу СССР и противник перешел к стратегии затяжной войны.
А под Ленинградом (сейчас это Санкт-Петербург) сомкнулось кольцо фашистского окружения. Город остался без продовольствия, топлива и сообщения с другими городами. (Слайд 17,18.)
Но ленинградцы, несмотря на голод, холод, болезни продолжали не пускать врага в родной город. Работали заводы, выпускающие снаряды, дежурили бригады добровольцев, спасавшие памятники, дворцы, дома от зажигательных бомб, которые фашистские самолеты сбрасывали на город. (Слайд 19,20.)
Каждый день сотни и тысячи ленинградцев умирали от голода, замерзали на улице и в не отапливаемых домах, погибали под бомбежками. Но люди выстояли, они сохранили красивейший город мира свой Ленинград, свой Санкт-Петербург! (Слайд 21,22.)
Ведущий 1. Основными событиями второго периода войны стали разгром немецких войск под Сталинградом (19 ноября 1942 года 2 февраля 1943 года) (Слайд 23.), Курская битва (5 июля -23 августа 1943 года) (Слайд 24,25.), битва за Днепр (Слайд 26,27), освобождение Кавказа (Слайд 28).
Ведущий 2. Во время ВОВ с 9 августа 1942 года по 12 февраля 1943 город Краснодар находился под властью фашистов. Оккупация Кубани одна из самых трагических страниц ее истории. Военная оккупация Северного Кавказа предусматривалась немцами на длительный срок. Во временно захваченных районах создавалась фашистская оккупационная администрация, она приступила к установлению нового порядка.
Накануне освобождения 10 февраля 1943 года в г. Краснодаре фашисты сожгли заживо в здании гестапо 300 человек, на улицах города повесили более 20 человек. Виселицы были снабжены дощечками с надписями: Я не выполнил распоряжение немцев, Я распространял ложные слухи. Только в противотанковом рву на северной окраине города было обнаружено после освобождения города 7 тысяч трупов.
9 февраля начались бои на подступах к городу. Саперы под обстрелом врага, стоя по пояс в ледяной воде, строили переправы через Кубань. Первые группы пехотинцев, преодолев реку ночью, создали плацдарм и обеспечили 10 февраля переправу войск. В ночь на 12 февраля в город ворвались бойцы Советской армии (Слайд 29,30.), а утром наступившего дня красное знамя развивалось в центре города: на углу улиц Красной и Гимназической. Его установили Д. Васюков, Ю. Шикинин и Х. Адалгиреев. Краснодар стал снова свободным. (Слайд 31.)
Ведущий 1. Какие невосполнимые потери понесла наша страна в этой страшной войне? (В годы Великой Отечественной войны погибло 27 млн. советских людей. Полностью разрушено 1710городов и посёлков городского типа, 70 тысяч сёл и деревень. Сожжено и разрушено 6 млн. зданий. Остались без крова почти 25 млн. человек. Страна потеряла 30% национального богатства.)
Ведущий 2. (Слайд 32.) В Тимашевском районе Краснодарского края находится единственный в России мемориальный музей, рассказывающий о жизни простой русской крестьянской семьи, о трагической судьбе русской матери Епистинии Федоровне Степановой, положившей на алтарь Родины самое дорогое, что у нее было жизни своих девятерых сыновей. Приравняв её материнский подвиг к ратному, Родина наградила Епистинию Федоровну Степанову боевым орденом.
Тяжело переживала утрату Епистиния Федоровна. В тридцать третьем не стало мужа, Михаила Николаевича.
В 1939 году в боях на Халкин-Голе, в братской Монголии, выполняя интернациональный долг, погиб Федор.
В годы Великой Отечественной войны на фронтах, в партизанских отрядах, в фашист-ском концлагере погибли сыновья Павел, Василий, Иван, Илья, Филипп. Самому младшему, Александру, за мужество и воинскую доблесть, проявленные при форсировании Днепра в 1943 году, было присвоено звание Героя Советского Союза. Посмертно. Получила мать похоронку и на сына Николая. Но в августе 1945 года он вернулся из госпиталя, долго болел, умер от ран.
7 февраля 1969 года Епистинии Федоровны не стало. Ей было 94 года. Солдатскую мать похоронили в станице Днепровской Тимашевского района Краснодарского края со всеми воинскими почестями.
Ведущий 1. Государство увековечило подвиг безымянных героев Вечным огнём Славы над могилой Неизвестного солдата в Москве, у Кремлёвской стены. Там написано: Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен. (Слайд 33.)
(Звучит фонограмма песни Журавли муз. Я.Френкеля, сл. Р.Гамзатова))
Есть такие памятники героизму простых солдат во многих городах, сёлах. Наши благодарные соотечественники приходят к ним в праздничные дни и в будни, чтобы поклониться памяти павших, возложить цветы, постоять в раздумье. (Слайд 34,35,36, 37)
И всё сильней болят, наверно, раны у тех, кто до сих пор ещё в строю. И сердце жмёт, услышав Левитана. (Слайд 38,39.)
Действительно, защита Отечества священное дело.
А откуда появилось такое убеждение?
(Перед битвами войска освящались. Они как бы прикасались к священным символам Отечества иконам, знаменам, молитвам.)
Священное дело, долг... Что же значит быть защитником? Только ли защищать землю? (Ответы детей.)
А как стать настоящим защитником? Что значит быть настоящим?
(Ответы детей.)
Как мы можем помочь своей Родине?

Ученик: От имени будущих защитников Отечества хочу сказать:
Пусть не грозят войны огнём
Из дальней заграницы,
Отпор достойный мы найдём.
На нас Отчизна может положиться.

Ведущий 2. Что такое патриотизм? (Патриотизм это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.)
С каждым днём становятся всё дальше от нас героические и трагические годы Вели-кой Отечественной войны, первый День Победы. 9 мая 1945 года, вечером в Москве был дан Салют Победы, самый масштабный в истории СССР: из тысячи орудий было дано тридцать залпов. (Слайд 40,41.)
Ведущий 1. (Слайд 42.) Мир хрупкое состояние Вселенной, и его надо укреплять.
Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
Давным-давно окончен бой
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной
Как будто в мавзолей.
Ученик: Седина отсчитывает даты,
И сквозит тревогою уют.
В одиночку старые солдаты
Песни позабытые поют.(Слайд 43.)
Ученик: За всё, что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час,
За то, что солнце светит нам,
Спасибо доблестным солдатам,
Что отстояли мир когда-то.(Слайд 44.)




Добавила:
Наталья Пронзиковна Кумунц
Наталья Пронзиковна Кумунц


ЭТОТ МАТЕРИАЛ В ИНТЕРНЕТЕ

Просмотр ссылок доступен только зарегистрированным пользователям


ОБСУЖДЕНИЕ


Светлана Петровна Якубовская2010-10-06 09:37:18 - Светлана Петровна Якубовская
Очень понравилось!!!
Татьяна Владимировна Трушина2012-02-20 13:31:59 - Татьяна Владимировна Трушина
ХОРОШИЙ МАТЕРИАЛ,Спасибо!

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться










  Copyright © 2berega.spb.ru, ПроШколу.ру, 2007-2024. Все права защищены.   Контакты
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу